Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало
Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало icon

Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало



НазваниеКонспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало
Дата конвертации02.10.2012
Размер185.85 Kb.
ТипКонспект
источник


Конспект урока.

Тема. Ф. И. Тютчев - человек, поэт - философ. Обучение анализу поэтического текста.

I.Вводный блок урока.

1. Оргначало.

- Здравствуйте. Займите рабочие места. Проверьте наличие учебников, тетрадей, рабочих материалов.

2. Целевая установка урока.

- Зачем вы пришли на урок литературы?

(Узнать новое о поэте, познакомиться с творчеством...)

  • Какой деятельностью будете заниматься? ( Слушать, читать, размышлять, оценивать...)

  • Как расширяет круг учебных задач тот факт, что вы сидите на уроке литературы в педколледже?

( Учиться поведению в роли учителя, овладевать профессионально значимыми умениями.)

  • Работа на уроке будет оцениваться устно, с помощью сигнальных карточек, к аргументации оценок будут привлекаться и студенты.

  • Содержание работы необходимо отражать в тетради кратко, тезисно. Страница разбита на три колонки: этапы урока; содержание деятельности; вопросы, возникающие по ходу урока.

- Как обычно, критериями оценки работы на уроке литературы выступают: содержательность, развернутость ответа, выразительность чтения, связанность рассказа, самостоятельность суждений и оценок, знание теории литературы, творческий подход к деятельности. Оценки за работу фиксируйте на оценочных листах.

- Внимание! Сели как слушатели.

^ II. Работа над первым компонентом темы: «Ф.И. Тютчев - человек , поэт -философ».

1.Слово учителя.

- « Жить стихом...»

« Душа хотела б быть звездой...»

« Он создал речи, которым не суждено умереть...»

« Жить для него - значит мыслить...»

Все это сказано об одном человеке, жизнь которого уместилась в этих временных промежутках: 5 декабря 1803 г. - 28 июля 1873 г. Это земной путь Ф.И.Тютчева - поэта -мыслителя, последнего романтика в поэзии 19в., уникального русского поэта, создавшего единственную в своем роде лирику - трагедию, в которой непримиримо столкнулись:

• ценность личности и ее ниспровержение;

  • заявление о духовности природы и сомнение в этом;

  • утверждение Бога и его отрицание;

  • замкнутость внутреннего мира человека и необъятная Вселенная;

  • хаос и космос;

  • наслаждение и страдание.

^ 2. Работа с эпиграфом.

- Много весомых слов можно сказать о поэте Тютчеве, но есть ключевые, подчеркивающие содержательный стержень урока. Прочтите их:

«Его поэзия чужда всему эмпирическому, житейскому, затемняющему уяснение конечных проблем бытия. Он пришел к самому краю, к загадочному первоисточнику вселенной. Он остановился у самых границ доступного миропонимания... нашел придел того, что может вообще сказать человек о мире и о себе».

Ю. Айхенвальд.

Силуэты русских писателей.

  • Все ли понятно в прочитанном?

  • Порассуждайте, как эпиграф проясняет тему урока.

( Стихотворения Тютчева - не о житейском, не будничные, не простые. Они о вечных проблемах бытия. Все житейское уводит от вечного. Не каждому дается понимание того, как устроен этот мир. Тютчеву было дано. Он стоял там, где мало кто стоял, еще шаг - и, казалось, откроется тайна Вселенной.)

3. ^ Обобщение учителя.

- Да. Так устроен человек. Он думает не только о сиюминутном, о хлебе насущном, но и размышляет о законах мироздания, тайнах Бытия. Он не «мудрствует», философствует. Особенно это свойственно поэтам и философам. Мы вышли на тему урока. Прочтите ее . Запишите в тетрадь.

4. ^ Работа с краткой летописью жизни и творчества Ф.И. Тютчева.

- Особенности творчества поэта обусловлены его жизнью, судьбой. Попытаемся разобраться и перипетиях жизни Ф.И. Тютчева. В рассказе о жизни поэта мы будем опираться на хронологические таблицы, не сводя, тем не менее, рассказ к одной лишь хронологии.


- Ф.И.Тютчев родился в родовитой дворянской семье.

  • В годы войны с Наполеоном семья выезжала в Ярославль, а потом вернулась в Москву.

  • Воспитателем поэта был Семен Егорович Раич (Амфитеатров), поэт - переводчик, знаток классической древности, итальянской литературы; он приобщал мальчика к литературному творчеству.

  • У Тютчева был ранний опыт создания стихотворений: в 10 лет он написал стихотворение «Любезному папеньке».

  • В 12 лет юный Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета, обнаруживает необыкновенные дарования и способности к учению.




  • Университетским товарищем поэта был Михаил Петрович Погодин, впоследствии известный историк.

  • В студенческие годы формируется умеренное политическое вольномыслие поэта, но он всегда был противником революций, в нем преобладали интересы художественные, эстетические, философские.

- Тютчев - студент много читает, участвует в литературной жизни университета

- После окончания университета поэт едет в Петербург, на службу в Коллегию иностранных дел; В этом же 1821г. Получает место чиновника - дипломата в Баварии, в 18-летнем возрасте уезжает на 22 года в Мюнхен.

- Три женщины стали Музами поэта: Элеонора Петерсон, Эрнестина Дюрнберг, Елена Александровна Денисьева (Леля). На двух из них поэт был женат: на Эрнестине после смерти Элеоноры. Елена Денисьева стала последней 14 - летней трагической любовью поэта. Они пережили осуждение света, двойственность положения, у них родилось трое детей. Поэт разрывался между привязанностью к семье и страстным чувством к Денисьевой, смерть которой ему пришлось пережить.

- Интересен круг общения поэта. В Германии он лично знаком с немецким философом Шеллингом, посещает его знаменитые лекции в университете. В Росси общается с Чаадаевым, Герценом, славянофилом Иваном Киреевским, Иван Сергеевич Аксаков был женат на старшей дочери поэта - Анне, Будучи публицистом, стал биографом поэта.

- В таблице указаны годы создания отдельных стихотворений, прижизненных сборников мало, но ценность их подчеркнул поэт - современник А. А. Фет:

Но Муза правду соблюдая,

Глядит, а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

- На какие события из жизни Ф. И. Тютчева вы обратили внимание в ходе обзора таблицы?

5. Опережающее задание. Сообщение студента о детстве и родовых корнях поэта.

  • Остановимся подробнее на отдельных этапах жизни поэта. Детство. Родовые корни.

  • Из какого источника информация?

( Работа с учебником литературы Ю. В. Лебедева. )

6. Анализ книги « Ф. Тютчев. Воспоминания современников ». Рассказы студентов.

- Семен Егорович Раич (Амфитеатров) - поэт, литератор, Критик, переводчик, воспитатель и домашний учитель поэта: « Необыкновенные дарования и страсть к просвещению моего воспитанника изумляли и утешали меня - он был вверен моему руководству в 10-ый год жизни, года через три он был уже не учеником, а товарищем моим — так быстро развивался его любознательный и восприимчивый ум. Я успел приготовить ученика своего к университету. Это было лучшей порой моей жизни».

- Михаил Петрович Погодин - историк, университетский товарищ поэта: « Я приходил к ним пешком из Знаменского в Троицкое под Москвой, где жил он в своем семействе.

..Молодой мальчик с румянцем во всю щеку, в зеленом сюртучке, лежит, облокотясь на диване, и читает книгу.

Кончив курс, он уехал в Мюнхенское посольство. Мы расстались надолго. В Германии он прожил 22 года сряду. Жил за границей, в чуждой атмосфере, где русского духа редко бывало слышно, барин по происхождению, сибарит по привычке, ленивый и

^ Послесловие учителя: - Это знакомство обернется последней 14-летней трагической любовью поэта, бременем внебрачных отношений ляжет на плечи молодой женщины, у которой в незаконном браке с поэтом родится трое детей. Тютчев навсегда остался ее пленником, до ее кончины, она охватила все его существо; ей посвящен знаменитый „денисьевский" цикл стихотворений поэта.

После смерти Лели Тютчев находился в отчаянии, безысходности. Преданная ему и по-своему несчастная жена Эрнестина Федоровна ухаживала за ним, утешала его, говоря, что скорбь Федора Ивановича, что бы не являлось ее причиной, была для нее свята.

Это ей, Эрнестине Федоровне, посвящено стихотворение «Она сидела на полу...».

- Кто прочтет его как одно из своих любимых?

^ 8. Чтение стихотворения «Она сидела на полу...».

9. Учитель: - Сегодня состоялась встреча с Тютчевым - человеком, которая будет
продолжена на последующих уроках. ^ А каков же мир его поэзии? Вслушайтесь в его
стихотворения.

Ю.Поэтическа перекличка.

-Неохотно и несмело Смотрит солнце на поля... Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля...

-Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах историй, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь...

- Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала...

И над тусклою землею Небо, полное грозою, Все в зарницах трепетало...

беспечный по природе, а сохранил и развил в себе чистейшие русские славянские нача. и стремления.

-И еще из воспоминаний М. П. Погодина: «Низенький, худенький старичок, длинными, отставшими от висков поседелыми волосами, которые никогда приглаживались, одетый небрежно, ни с одною пуговицей , застегнутой как надо... вот входит в ярко освещенную залу; музыка гремит, бал кружится в полном разгаре, дамь роскошных нарядах, блестя красотой и богатством, толпятся в великолепных гостиж кавалеры в безукоризненных костюмах предлагают им свои услуги, сыплют любезносп Старик пробирается нетвердой поступью близ стены, держа шляпу, которая сейч кажется, упадет из его рук. Из угла прищуренными глазами окидывает все собрание... i ни на чем и ни на ком не остановился, как будто не нашел, на что обратить внимание.. нему подходит кто-то и заводит разговор... он отвечает отрывисто, сквозь зубы... смотр рассеянно по сторонам... кажется, ему уже стало скучно... Не думает ли он уйти наза, Подошедший сообщает новость, слово за слово, что-то задело его за живое, < оживляется, и потекла потоком речь увлекательная, блистательная, настоящ. импровизация... Завтра будут пересказывать знакомым, что Тютчев сказал вчера на бале княгини N...».


7. «Театр фигур». Инсценированное чтение.

- Фигура 1. Анна Дмитриевна Денисьева была в то время инспектрисе Воспитательного общества благородных девиц Смольного монастыря. Она была умн образованна, сведуща во всем. Но для своей племянницы Лели вовсе не была хорошей заботливой воспитательницей. Она была черствая и сухая эгоистка, неспособная входить своеобразный детский мир, в Смольном ограничивалась сохранением порядка благоприличий.

Фигура 2. „Леля" росла в Смольном в ее аппортаменте. Учиться ходила, когд хотела. Дружила и сходилась с кем хотела. Тетка, вообще властная и строгая, с нею был скорее слабою, баловала, рано начала вывозить ее в свет, оставляла ее гостить подолгу разных богатых домах.

Ученье ее шло неправильно, ограничиваясь только усвоением французского языка Но природа одарила ее умом и остроумием, впечатлительностью и живостью, глубиной чувства и энергией характера.

В обществе она преобразилась в блестящую молодую особу, которая при своеЬ любезности и приветливости, природной веселости и счастливой наружности всегда собирала вокруг себя множество блестящих поклонников.

- Фигура 3. В их числе был и поэт Ф. И. Тютчев, две дочери которого о первого брака -Дарья и Екатерина - были в одном классе с Лелей. Он ценил ее очаровательное общество и все более увлекался ею. Поклонение женской красоте и прелестям женской натуры было всегдашней слабостью Федора Ивановича.

^ Послесловие учителя: - Это знакомство обернется последней 14-летней трагической любовью поэта, бременем внебрачных отношений ляжет на плечи молодой женщины, у которой в незаконном браке с поэтом родится трое детей. Тютчев навсегда остался ее пленником, до ее кончины, она охватила все его существо; ей посвящен знаменитый „денисьевский" цикл стихотворений поэта.

После смерти Лели Тютчев находился в отчаянии, безысходности. Преданная ему и по-своему несчастная жена Эрнестина Федоровна ухаживала за ним, утешала его, говоря, что скорбь Федора Ивановича, что бы не являлось ее причиной, была для нее свята.

Это ей, Эрнестине Федоровне, посвящено стихотворение «Она сидела на полу...».

- Кто прочтет его как одно из своих любимых?

^ 8. Чтение стихотворения «Она сидела на полу...».

9. Учитель: - Сегодня состоялась встреча с Тютчевым - человеком, которая будет
продолжена на последующих уроках. ^ А каков же мир его поэзии? Вслушайтесь в его
стихотворения.

Ю.Поэтическа перекличка.

-Неохотно и несмело Смотрит солнце на поля... Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля...

-Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах историй, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь...

- Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала...

И над тусклою землею Небо, полное грозою, Все в зарницах трепетало...

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, В ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

- В разлуке есть высокое значенье: Как не люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль, пробужденье,

А должен, наконец, проснуться человек...

- Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.

- Не скажет он с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед закрытой дверью: «Впусти меня! Я верю, боже мой! Приди на помощь моему неверью!»

- О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

- Помни, господь, свою отраду Тому, кто жизненной тропой, Как бедный нищий мимо саду Бредет по знойной мостовой...

- Живя, умей все пережить Печаль и радость, и тревогу.


Чего желать? О чем тужить? День пережит - и слава Богу.

- Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой... Неистощимые, неисчислимые,-Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной...

- Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный,

легкий шелест...

Учитель: - Ваши мысли?

11. — Стихотворения настолько глубокие по содержанию, красивы по форме,
музыкальны, что часто становились романсами. Послушаем фрагмент романса на стихи
Ф.И. Тютчева в исполнении Ивана Семеновича Козловского.

( Звучит грамзапись романса на русском языке.)

- Поэзия не знает границ и барьеров. Тютчева любят и в далекой Японии. ( Звучит фрагмент романса на японском языке.)

  1. Учитель: - Как называют поэзию, пронизанную размышлениями о жизни и смерти, счастье и страдании, человеке, Вселенной, Боге.

  2. Учитель. - Какая философия лежит в основе поэзии Тютчева? Я просила вас познакомиться со статьей учебника. Ответьте на вопросы на основе просмотрового чтения. { Ю. Лебедев, стр. 162).




  • В какое время поэт и его поколение вышли на литературную сцену? (После поражения декабристов.)

  • Что было присуще декабристам? ( Энергия политического действия.)

- В чем видели свое призвание «любомудры», к которым примкнул Тютчев? ( В развитии мысли.)

  • Основной тезис «любомудров»? ( Прежде чем действовать в истории, радо ее понять.)

  • В чем, по мнению, Тютчева, причина поражения декабристов? ( Они не знали Росси.)

  • Назовите имена «любомудров». Иван Киреевский, Вл.Соловьев, Н.Бердяев, И.Ильин, С.Булгаков, А.Хомяков, П.Флоренский.)

  • Под влиянием чьей еще философии формируется поэт? (Под влиянием немецкого философа Шеллинга: лично знаком, слушал знаменитые лекции в Мюнхене.)

На каких понятиях основана философия Шеллинга? ( Вселенная - живое, одухотворенное существо. Правда, добро, красота, гармония - идеал, к нему стремится Вселенная. Мировая Душа. Бог. Дух.)

-Основной тезис философии Шеллинга? ( Природа - это жизнь. Мертвой природы нет.)

^ 14. Фрагмент лекции. Тезирование. Дополнение учителя о философских воззрениях
Тютчева.


- Ведущие философские образы у Тютчева - хаос и космос. Мир природы и человека находится в постоянном развитии, в борьбе двух состояний бытия - хаотического и космического. Хаос - бунт , разрушение. Космос - это примирение и гармония. В хаосе -демонические, в космосе - божественные энергии. Эта борьба двух начал не только в природе, но и в душе человека, в обществе.

Современный Тютчеву буржуазный мир индивидуалистичен, возбуждает хаотические стихии в общении между людьми. Человек тоскует по свободным формам общения и не находит их.

Цивилизация непрочна и хрупка, она не может раскрыть душевных глубин человека. Он трагически одинок, ходит по краю. Не способен живущему рядом выразить мысль и чувство. Это одиночество даже не зависит от окруженности людьми (говоря словами И.А. Бунина). Сам Тютчев во многом опережал свое время, потому часто был одинок и отторгнут.

Задолго до Достоевского Ф.И.Тютчев ставит диагноз русскому обществу - утрата религиозной веры, эпидемия неверия, или замена ее суррогатами веры. Спасительно для русского человека, считал Тютчев, сердечное знание Христа, оно обуздает хаос.

Христианская кротость и смирение спасут, по мнению поэта, Россию. Христианство Тютчев воспринимал в православной форме

15. Учитель: - Как же научиться определять глубокое содержание философских
стихотворений Тютчева, т.е., научиться анализу поэтического текста?

^ Работа со «следящей» лекцией. Фрагмент лекции на тему: « Анализ поэтического текста: общий взгляд».

Содержание «следящей лекции»:

- Почему мы любим живопись? Рассмотрим репродукцию с картины... Чем она воздействует на нас? (Показываю один за другим слайды с изображением природы.) Выскажите мысли и впечатления, оформив их в 1-2 красивых предложения. (Развитие речи.)

Итак, нам нравится форма предметов, восхищает их цвет, световые блики; Тени изображаются, как в природе. Картина будит воспоминания, изображение словно оживает. Активнее становится воображение. Просыпаются чувства.

Почему нас волнуют стихи? Слова тоже приводят в действие различные механизмы нашей души, создают стройные картины, которые могу нас взволновать. Мы не всегда понимаем, как это происходит, но происходит! Чем воздействует поэзия? Ответить на этот вопрос - не значит препарировать форму стихотворения скальпелем хирурга, а значит рассмотреть содержание стихотворения в единстве с его формой.

Вопросы о единстве содержания и формы произведения рассматривался многими литературоведами, в частности, Ю. Лотманом, Е.Эткиндом, М. Гаспаровым.

^ Вот мысли Е. Эткинда: «Единство содержания и формы - мы часто пользуемся этой формулой, не задумываясь над ее реальным смыслом. Между тем, по отношения к поэзии это очень важно. В поэзии все без исключения сказывается содержанием -каждый ничтожный элемент формы строит и выражает смысл: размер, расположение и характер рифм, соотношение фразы и строки, гласных и согласных, длина слов и предложений и многое другое. По-настоящему понимать поэзию, значит понимать ее содержание не в привычно-бытовом, а в подлинном, глубоком смысле слова. Понимать форму, ставшую содержанием. Понимать содержание, воплотившееся в единственно возможной форме. Понимать, что даже малое изменение формы наминуемо влечет за собой изменение содержания».

( Е.Г. Эткинд. Форма как содержание.)

-Перескажите записанные мысли (после предварительной подготовки).

Проясняет суть анализа поэтического текста в единстве его содержания и формы такой пример из мировой классической литературы: герой романа чешского писателя Ярослава Гашека бравый солдат Швейк встречает в сумасшедшем доме чудака, который утверждает... что шар большего размера может находиться в шаре меньшего размера. Это парадоксально только на первый взгляд.

Содержание стихотворения и есть тот большой шар, который находится в малом шаре формы, разрастается из него. (Демонстрирую модель).

И еще один важный подход к анализу стихотворения предлагает М. Гаспаров -осуществлять анализ на четырех уровнях, следуя от поверхностного к глубинному:

  1. идейно-тематическом (образы, мотивы, эмоции);

  2. композиционном (части, строфы, строки, фразы);

  3. лексико-стилистическом (ИВСязыка);

  4. фоническом (рифмы, ритмика, строфика, ассонансы, диссонансы, аллитерация). ( Демонстрирую таблицу « Уровни анализа поэтического текста».)

- Соотнесите таблицу и модель анализа поэтического текста: Малый круг - это то, что мы сначала поняли о содержании стихотворения; круг другого цвета - это анализ на 3-х последующих уровнях формы, благодаря которому мы вновь возвращаемся на уровень темы, идеи, образов, т.е. на уровень обогащенного содержания.

16. Учитель: -Попробуйте применить услышанное и анализе стихотворения
философского содержания.

^ Чтение учителя. Ф. Тютчев «Святая ночь».

17. Анализ на 1 (идейно-тематическом) уровне, или «на уровне первого шара».

-Какие образы возникают при чтении? (образы ночи, звездного неба, одинокого, затерянного во Вселенной человека).

-Это и есть первоначальное содержание? Что к этому можно добавить?

Оттолкнемся от композиции стихотворения. На сколько относительно законченных, объединенных общей рифмой ритмико-синтаксических отрывков можно разделить стихотворение?

Как в стихосложении называются такие сочетания стихов? Загляните в словарь. (Попутное использование «Словаря терминов». Строфа).

-Прочтите 1(2) строфу. (В первой мир природы. Во 2 - мир человека). В каждой - по 8 строк. Миры равноценные.

  • Опустимся на уровень лексико-стилистический. Какие ИВС языка использует автор? (Тропы? Посмотрите в словаре, прочтите значение.)

  • Какие тропы вы знаете? (Эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры, гиперболы...) Найдем неожиданные эпитеты-прилагательные:

святая ночь (почему так сказано?)

день отрадный, любезный...

золотой покров дня (т.е. солнечный, пронизанный светом)

темная пропасть (ночи)... -Какие параллельные образы (параллелизм) заметили? душа - бездна ночь - пропасть, бездна

  • Разберемся в метафорах: «Ночь свила день, как золотой покров...» Откуда такой глагол? Какое сокрытое сравнение лежит в основе метафоры? (словно человек свивает свиток...) Покажите жестами, как можно «свивать».

  • Найдите олицетворения:

мысль осиротела... ( каково их значение?) -В каком выражении закодирована сила, давлеющая над человеком? человек покинут на самого себя...

- Как вы разгадываете последние строки? О каком родовом наследии идет речь? (Это родовое наследие одного человека или целого человечества?)

Родовое наследие - первородный грех, унаследованный человечеством от Адама и Евы, из-за которого все люди виновны в глазах Бога, нуждаются в прощении, всматриваются, немощные и голые, в бездну Вселенной, пытаясь разгадать свою участь и тайны мироздания.

  • Какой вывод об использовании ИВС языка Тютчевым можно сделать? ( Каждое слово точно подобрано и работает образную систему стихотворения.)

  • Опускаемся на уровень фонический. Какие названия стихотворных размеров нашли в словаре? Какие размеры знаете? Размер создается ритмом - чередованием повторяющихся стоп. «Прохлопаем» ритмический рисунок стихотворения. Двусложная стопа или трехсложная?


Какая из схем подходит:


Это ямб (кстати, излюбленный размер А.С. Пушкина).

- Что понимаете под звукописью? Найдите в словаре. Обыгрываются ли здесь гласные и согласные? Для чего?

(о, а - создают торжественный тон повествования;

ж, з, г, д - передают атмосферу томной вечности;

ч, ш, с - словно шелест минувших лет.)

  • Сколько раз повторяются в стихотворении предложения с союзами «и»? (6 раз).Такое единогласие - эпифора. Для чего? ( Идет нанизывание событий, подводящих к чему-то важному).

  • Каков характер рифмы?


1 - 3. 2 - 4 (Перекрестная. Размеренная. Нет динамики действия.)

- Вернемся к 1 уровню. Каково теперь наше понимание темы, т.е. главной мысли, основной проблемы, положенной в основу стихотворения? (Человек и велик, и мал перед миром Вселенной. Он создан по ее законам, но немощен и гол...)


^ Дополнительная информация:

Размеры Вселенной внушают благоговение. Мощные телескопы способны рассмотреть огромные и значительные скопления звезд - галактик. Каждая напоминает Вселенную., Звезды в ней вращаются вокруг центрального ядра.

Мы живем в галактике Млечный Путь. Наша солнечная система ( Солнце, Земля, др. планеты) - только часть этой галактики. В галактике Млечный Путь около 100 млрд. звезд! Диаметр галактики таков, что понадобилось бы около 100000 лет, чтобы пересечь ее, т.е. 1 квинтиллион километров (число с 18-ю нулями). Между звездами галактики - около 6 световых лет.

А теперь посмотрите, какой крохотной кажется наша солнечная система в этой галактике! ( Рассматривают иллюстрацию.)

А так выглядит Земля в темной бездне Вселенной. Поистине, это внушает человеку благоговение и трепет перед ее Творцом.


- Какие понятия из теории литературы мы задействовали в анализе?


^ 18. Устный целостный анализ на основе речевых клише.

Пользуясь речевыми заготовками, попробуйте составить целостный анализ стихотворения.

III. Заключительный этап урока.

1. Подведение итогов урока.

  • Какие крупные блоки выделили в уроке? -Какой вывод вы сделали о Тютчеве - человеке?

  • С какой одной основной особенностью его лирики познакомились?

  • Что можете сказать о предложенной технологии анализа стихотворения?

- Пользуясь списком стихотворений философского содержания (озвучить список), выполнить письменный анализ стихотворения (по выбору).

- приготовить чтение с листа одного стихотворения Тютчева о природе - «пейзажной лирики».

  1. Оценки: кто и какую оценку получил на основании оценочного листа?

  2. Книжный анонс.





Похожие:

Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconТема: Ф. И. I ют чей но и философ, человек. Обучение анализ поэтического текста

Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconКонспект урока для учащихся 6 класса Тема урока: Обучение технике прыжка в длину с места, челночного бега. Задачи урока: Образовательные

Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconКонспект урока №46 (2) по волейболу для учащихся 7 класса Тема урока : волейбол Задачи урока: развитие общей выносливости; обучение верхнему и нижнему приёму мяча
Инвентарь: волейбольные мячи, свисток, для теоретической части – интерактивная доска (smart board)
Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconТема урока Теория литературы
Осень как произведение сентиментализма. Обучение анализу лирического произведения
Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconУрока Тема урока Теория
Роль поэтического творчества в жизни человечества. А. С. Пушкин «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconПлан-конспект урока роман А. С пушкина «Капитанская дочка». История создания. Вводный урок
Тип урока: освоение «нового знания» с использованием эор нп и самостоятельной деятельности учащихся
Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconКонспект урока по гимнастике в 7 классе. Тема урока : гимнастика
Цель урока: обучение, закрепление и совершенствование гимнастических упражнений на снарядах; разностороннее физическое развитие учащихся...
Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconПлан-конспект урока по физической подготовке для юных баскетболистов 11-12 лет Тип урока: Учебно-тренировочный. Тема урока: Сопряжённое развитие быстроты и силы
Задачи урока: Развивать координацию движений и быстроту перемещений по площадке в
Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconТематическое планирование по литературному чтению для 1 класса. № п /п Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания
Осознанное правильное чтение художественного текста целыми словами за счёт перечитывания текста с различными заданиями
Конспект урока. Тема. Ф. И. Тютчев человек, поэт философ. Обучение анализу поэтического текста. I. Вводный блок урока. Оргначало iconТема урока. Характеристика модели урока. Класс; особенности класса
Тип урока (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный урок или иной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы