Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории icon

Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории



НазваниеКонспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории
Дата конвертации02.10.2012
Размер125.88 Kb.
ТипКонспект
источник

Конспект открытого урока русского языка по теме « Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление.

Цель: 1) Дать понятие о вводности как речевой категории.

Задачи: 1)дать информацию об основных группах вводных слов по семантике, по структуре, по занимаемой в предложении позиции, по способам выражения; выяснение стилистических функций вводных слов и вставных конструкций;

2) Формировать умения опознавать вводные слова в тексте, умения выразительного чтения предложений с интонацией вводности, умения определять смысловое значение вводных конструкций, производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, пользоваться синонимическими вводными словами и синтаксическими синонимами при., передаче разной по содержанию и

стилю информации, объяснять^*, постановку знаков препинания в

к

предложениях с вводными словами, правильно писать вводные слова, обосновывать их написание, понимать стилистическую функцию вводных слов и предложений, чувствовать выразительность стилистических средств;

повторить и привести в систему сведения об обращении как о явлении парентезы ( от греч. « внесение»);

совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, оценки и самооценки, коммуникативный навык;

3) Воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать эстетическое отношение к языку,( анализ образцовых текстов разных стилей), чувство уместности употребления языковых средств;

создавать условия для реализации творческих возможностей учащихся и применения полученных знаний на практике.

Оборудование: словари, раздаточный материал: тематические тетради, тестирование, тексты разных стилей, карточки мониторинга учебных достижений


^ Ход урока:

I. Организация урока.

- Добрый день, дорогие друзья. Проверьте свою готовность к уроку. Я желаю вам удачи.

Начинаем...

^ II. Проверка дифференцированного домашнего задания.

1) эссе (ассистенты)

- Ребята, на протяжении многих уроков мы работали над понятием "предложение". Французский учёный Теньер Люсьен так сказал о предложении: "Предложение - это драма в миниатюре". Как вы можете прокомментировать высказывание учёного? (Наверное, в предложении, как в драме, есть своё время, но только синтаксическое, выражающее отношение высказывания к моменту речи, своё лицо, но только

синтаксическое, которое устанавливает отношение высказывания к лицу

-■л

говорящему. И ещё в предложении, как и в драме, есть своя композиция, потому что слова в предложении взаимосвязаны и все вместе составляют смысл высказывания. Ну, а в миниатюре потому, что предложение по сравнению с драмой очень мало. )

2) анализ предложения, осложненного обращение (с места)

(Ты не пой, соловей, иод моим окном. ( Побудит., невоскл., отрицательное., общеотриц., простое., двусоставное, распростр., полное., осложнено обращением, по структуре- слово, по занимаемой позиции-интернозицин, по способу выражения- имя существительное. )

- Что вы знаете об обращении? (устно ) ГИ. Актуализация ранее изученного. 1) Фронтальный опрос.

- Найдите обращения в тексте, дуйте им характеристику .( на слух)

^ Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна.


п

Еще пышней и бесшабашней шумите, осыпайтесь, листья. Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда. Привет тебе, мой край родной.

^ Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей. Как прохладно в чаще лесной, Я цветы в охапке несу. Одуванчик белоголовый Хорошо ли тебе у лесу?

2) Словарь

По- моему, где- нибудь, кое-как, по- видимому, чуть — чуть, когда-то, в- пятых, разумеется, без сомнения, ничего, естественно, полагаю, короче говоря, к огорчению, помните, точнее, кажется, вдруг, к счастью, кстати, безусловно, даже.

3) Синтаксическая разминка. ^

- Определите роль слова весна в предложениях, поставьте знаки препинания.

I

  1. Весна и осень, лето и зима- все времена года прекрасны по- своему.

  2. Мечты, любовь, голубое небо, аромат свежести- это весна.

  3. Дни весны долгожданны, но коротки. ,

  4. Приближение весны кажется чудом.

  5. Я жду ,весна, твоих первых дней, освещенных лучами яркого солнца.

  6. Весной, кажется, обостряются чувства людей, делая их более восприимчивыми

ко всему. IY. Новая тема.

I) Наблюдение над языковым материалом.

-Определите синтаксическую роль слова кажется в 4 и 6 предложениях.

Об этом речевом явлении будем говорить сегодня на уроке. 2)Формирования понятия: осмысление термина «вводные слова». _ Учебник дает такое толкование термина.

вводные слова - это специальные слова, или сочетания слов, при помощи

которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Подчеркиваю, что специальные слова это такие слова, которые используются в определенной науке, в данном случае в синтаксисе, а шире - в лингвистике (науке о языке). Выясняем, что говорящий - это тот, кто говорит, т.е. автор. Именно автор наполнят высказывание различными оттенками, показывая свое отношение к тому, о чем он говорит.

Такой анализ помогает осмыслить другое определение понятия «вводные слова», которое учащиеся выписали из «Лингвостилистического энциклопедического словаря».

вводные слова - слова и сочетания слов, грамматически не связанные ни с одним из членов предложения.

Но существует ещё одно толкование^термина, выписанного теперь уже из «Словаря современного русского литературного языка», где сказано: вводное слово, предложение Л в грамматике слово, предложение, обособленное синтаксически и выражающее отношение говорящего к сообщаемому.

Новое определение термина - и опять новый нюанс. Кстати сказать, это уже не вызвало у учащихся трудностей. «Синтаксическое обособление», -объясняют они, - это отсутствие сочинительных и подчинительных связей с другими словами в предложении».

Четвертое толкование термина «вводные слова» в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» объяснять уже не нужно, все и так понятно.

^ Вводные слова - это слова, формально не связанные с членами предложение, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемому.

Используя слайд, вывожу на экран все четыре толкования одного и того же термина. Зачем я это делаю, подсказывать учащимся не надо. Они видят, что при всем разнообразии толкования вводности во всех определениях есть общее: подчеркивается отношение говорящего к высказываемому.

^ Именно понимание этого отношения позволяет выделить и остальные признаки водности: смысловую и синтаксическую обособленность. Итак, сделаем вывод.

  • Для чего служит введенное слово?

  • Какой дополнительный оттенок придает оно предложению.

  • Является ли оно членом предложения. Докажите.

  • Как отличить вводное слово от омонима? 3) Исследование по алгоритму.

На партах у каждой микрогруппы лежит задание, исследуйте по заданию 4и 6 предложения и сделайте соответствующие выводы (на работу- 1 минута).



Вводная конструкция

Омонимичное слово.

1. Можно заменить другим вводным словом

Синоним не вводное слово.

2. Нельзя задать вопрос

Можно задать вопрос

3. Не является членом предложения

Является членом предложения

4. Можно опустить из предложения без изменения смысла Ж

Нельзя опустить из предложения без изменения смысла.


^ Итак, обобщим результаты нашего исследования.

Сделайте вывод, как отличить вводное конструкцию от омонимичной конструкции. ( работа по таблице)

- Только что мы говорили о том, что вводное слово не связано в предложении с другими словами (не связанные грамматически ,т.е. по способу согласования, управления или примыкания. )Но грамматическая связь здесь все-таки есть! Только не та, которую вы уже знаете, а интродуктивная, т.е. вводящая связь. Поэтому обращаю особое внимание на то, что вводные слова связываются с предложением по смыслу и на основе вводящей связи, т.е. при помощи особой интонации - интонации вводности, выражающейся в понижении голоса и более быстром темпе произношения вводного слова по сравнению с остальной частью предложения. 4) Работа по учебнику.

- Читаем лингвистический материал учебника и на листочках составляем опорную схему на работу - 2 минут.

^ 5) Анализ схемы- опоры «Классификация вводных конструкции» (см.
таблицу №1)

-Сравните свои исследования со схемой опорой на слайде.

  • Ваши мысли?

  • Как вы понимаете слово классификация? Позиция? Семантика?

-По каким основаниям можно классифицировать вставные конструкции?

На какие разряды делятся все вставные конструкции по семантике? Примеры

по структуре? Примеры.

По занимаемой в предложении позиции? Примеры по способу выражения? Примеры.

6) Анализ схемы опоры (работа в парах)
У.Закрепление.

1) Узнавание вводных конструкций, t

-Обратимся к нашей словарной работе и подчеркнем те слова, которые могут в предложении выполнять функцию вводных слов.

%

По- .моему, где- нибудь, кое- как, по- видимому, чуть- чуть, когда- то, в^ пятых,

например, разумеется, без сомнении,, ничего, ' естественно, полагаю к огорчен и. помните, точнее, кажется, вдруг, к счастью, кстати, безусловно,

даже.

- Задайте к ним вопрос, определите способ их выражения.

-Назовите вводно -модальные слова ( по- видимому, разумеется, без сомнения,

естественно, кажется)

вводно-эмоциональные( к огорчению)

вводно-авторские( по- моему)

вводно- контактные( помните)

вводно- логические( напрУимер, в- пятых)

^ 2.Конструирование предложения.

Солнечные дни установились надолго.

Выразите мысли уверенности (Несомненно, солнечные дни установились надолго)

Выразите мысли предположения. ( Наверное, солнечные дни установились надолго,)

Выразите то или иное чувство ( К счастью, солнечные дни установились надолго)

Выразите, кому принадлежат слова ( По мнению синоптиков, солнечные дни установились надолго)

^ 3. Выборочный диктант (Наблюдение над стилистической выразительностью вводных слов) Работа в микрогруппах. Задание: на партах у вас лежат тексты разных стилей речи. Ваша задача -определить стиль речи, доказать свою точку зрения, найти и выписать из текста вводные конструкции и сделать в^вод о их роли в тексте. - Сделаем вывод...

(Вводные слова и предложения шидрко используются в разговорной,

С

художественной и публицистической речи в художественных произведениях

часто используются вводные слова, словосочетания, которые позволяют

выразить отношение говорящего к сообщаемому, привлечь внимание к

сообщаемому, сделать речь выразительной и образной)

4) Анализ простого предложения, осложненного вводной

конструкцией.

1.Работа с памяткой

Памятка Анализ вводной конструкцией.

1.Анализ вводной конструкции по семантике

  1. Анализ вводной конструкции по структуре

  2. Анализ вводной конструкции по занимаемой позиции в предложении

4. Анализ вводной конструкции по способу выражения.
^ 2. Анализ предложения.


Весной, кажется, обостряются чутдсгва. людей, делая их более

I

восприимчивыми ко всему:' ( Повеств., невосклиц., утвердит., простое,

двусоставное, распростр., осложненное, осложнено вводной конструкцией, по семантике- вводно- модальное, по структуре- выражено словом, находится в интерпозиция, по способу выражения глагольная форма, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. )

3) Дифференцированная самостоятельная работа.

«5»- Задание: напишите небольшое рассуждение на тему "Для чего нужны вводные слова". (Наиболее сильным студентам)

«4»- Задание: выпишите предложения, где выделенные слова являются вводными конструкциями, расставьте знаки препинания, укажите значение вводных слов. Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно,-Ученик должно

быть торопился и не продумал задания^цо конца.

В результате быстрого таяния снега, возможно наводнение.- В мае месяце возможно будут заморозки. Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода. Удостоверение действительно до конца года. Решение по делу было совершенно очевидно. Поезд очевидно немного запаздывал. Что значит твое молчание? Значит ты приедешь ко мне вечером? Здесь плохо видно. Видно вам не придется искупаться. Строительство к осени должно быть закончено. Сосед должно быть захворал.

К несчастью его никто не остался равнодушным. К несчастью проливные дожди продолжали' затапливать поле. Ученик решил трудную задачу самостоятельно и верно. Отец верно приедет из командировки завтра.

«3»- Задание: в текст вставьте подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок, расставьте знаки препинания, укажите значение вводных слов.

.... много я слышал всяких споров о счастье. счастье - это

богатство, деньги. Но ведь настоящее счастья, верной дружбы не

купить. Если человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И

ему немного не по себе. Совесть точит. А от совести никакими

деньгами не откупишься. Счастье это не только иметь, брать, получать.


Счастье ... и в том, чтобы отдавать, помогать и делиться радостью. Слова для справок: говорили некоторые, конечно, например, скажем, разумеется, по-нашему, значит, по-моему, я думаю, несомненно и др. 4) Диагностика ус g оения (тестирование). 1. Тестирование по вариантам. 2 . Взаимопроверка по ключу. YI. Домашнее здание.( на слайде) VII. Подведение итогов урока.

^ 1. Закончите фразы

Студентам предлагается закончить фразы ( слайд)

Я научилась (-ся) .

Я запомнила (-ил)...

Я рада ( рад)... £

Теперь я ...

Мне хочется сказать ... J?.

2. Самооценка результатов своей работы.

- Оцените результаты своей работы

  1. я все понял, могу этот материал объяснить другому; Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

  2. для полного понимания мне нужно повторить тему; Г) я ничего не понял.




  • Сдайте оценочные листы.

  • Какое задание было самое трудное?

  • Какое задание было самое интересное?

  • Какие методы и формы работы вы взяли себе на вооружение как будущие учителя?

Я рада ( рад)...

Мне хочется сказать ...

Урок окончен, всех благодарю за работу.




Похожие:

Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconБойцова Галина Ивановна, Учитель русского языка и литературы, Высшей квалификационной категории
Цель: сформировать представление об именах как языковых единицах; дать понятие ономастики как науки об именах собственных; повторить...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconКонспект урока русского языка в 11 классе с использованием электронного учебника Учитель: Клименкова Е. И. Тема урока: Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными
Цель урока: 1 повторить классификацию сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными; 2 совершенствовать навыки расстановки...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconТема урока «Инерция»
Ввести понятие инерции как явление природы. Углубить знания учащихся о механическом движении
Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconВарианты контрольных работ (13 вариантов) Вариант 1 «Языковое образование на современном этапе общественного развития»
Если принять логику рассуждения Б. С. Гершунского, то языковое образование (ЯО) как ценность предполагает рассмотрение трех аксиологических...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconКонспект урока по теме «Аминокислоты как амфотерные органические соединения» цель: сформировать понятие об ак как органических амфотерных соединениях. Задачи
План – конспект урока по теме «Аминокислоты как амфотерные органические соединения»
Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconУрок Слог как единица фонетики. Особенность и роль русского ударения
...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconКонспект открытого урока рахимовой Л. А. учителя немецкого языка высшей квалификационной категории Тема урока: «Weihnachten /Рождество» цели
Практическая цель: дальнейшее развитие навыков и умений устной речи, чтения, аудирования по теме «Рождество»
Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconУчитель Кучерова Ирина Федоровна, Чашева Владлена Валерьевна пояснительная записка Основная цель этого урок
Основная цель этого урока-повторить и активизировать во всех видах речевой деятельности учащихся изученную на уроках английского...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconПланирование уроков русского языка в 7 классе
Русский язык как развивающееся явление. Повторение изученного в 5-6 классах синтаксис
Конспект открытого урока русского языка по теме «Вводные конструкции как языковое явление» Тема: Вводные конструкции как языковое явление. Цель: 1 Дать понятие о вводности как речевой категории iconКонспект урока. Химия, 11 класс. Тема урока: «Из чего сделана наша одежда». Вид урока: Изучение новых понятий. Цель
Цель: Раскрыть по содержанию и объему понятие волокно, как высокомолекулярное соединение
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы