Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок icon

Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок



НазваниеАлексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок
Заведующая школьной библиотекой
Дата конвертации03.10.2012
Размер97.77 Kb.
ТипУрок
источник

Министерство образования Российской Федерации

Ульканская основная общеобразовательная школа № 1

Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Улькан, ул. З. Тарасова, 7

тел. 3 – 20 – 63








Автор

Заведующая школьной библиотекой

Алексеева Наталья Павловна


П. Улькан

2010 год

Библиотечный урок «Древние книги»

из цикла библиотечных уроков:

«Информационная культура школьника».


^ Положи свое сердце у чтения…

Эти строки были написаны в одном

египетском папирусе почти шесть тысяч лет тому назад.

И как это актуально сейчас!


Цель: Повысить уровень книжной культуры детей, заинтересовать историей книги и историей библиотек.


^ Изучаемые вопросы:

История письменности.

Древние книги.

Русская рукописная книга.

История книгопечатания.

Древние библиотеки.


Содержание.

Презентация «Древние книги», рассказ из истории возникновения книг, викторина «Проверь себя», кроссворд, высказывания писателей, анкета «Предпочтения в чтении».


Оборудование:

Интерактивная доска, вопросы викторины, плакаты, рассказывающие о появлении древних книг, высказывания писателей, анкета «Предпочтения в чтении».


Ход урока.


Вводная часть.

Слайд 4. ^ Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте, на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словесная строка.

Не знаем мы, кто это написал,

Науки мир их до сих пор не распознал.


Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как возникли книги. Попробуем представить себе, какой была бы наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали, как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг. Весь накопленный людьми опыт передавался бы из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне.

Одно из величайших сокровищ культуры это древнейшие письменные памятники – все, что записано на камнях и глине, на дереве и бересте, на пергаменте и на бумаге.


Часть I. Откуда берет начало книга?

Слайд 5. Откуда же берет начало книга? Давайте с вами мысленно перенесемся во времена, когда человек уже умел говорить, но писать еще не умел. Как же люди передавали информацию?

Существовало несколько способов. Например, с помощью различных предметов. Вы знаете что-нибудь об узелковом письме?

Слайд 6. Кипу - узелковое письмо.

У индейцев, живших на территории Перу в XII–XVI вв., существовал вид предметного «письма»- кипу, или квипу, то есть узелковое «письмо». С длинного толстого шнура или палки свисала бахрома из тонких разноцветных верёвочек разной длины. На КИПУ завязывались узелки, в результате чего образовывалось хитрое сплетение. Количество и форма узлов обозначали числа: простые узлы - единицы, двойные - десятки, тройные -тысячи. Цвет верёвок обозначал считаемые предметы: жёлтый – золото, красный - воинов и т.д.

Однажды при раскопках ученые нашли узелковое письмо весом 6 кг. Такой моток можно было протянуть от Москвы до Санкт-Петербурга.

Слайд 7. Говорящие вещи.

Существовал еще один способ передачи информации: с помощью так называемых «говорящих вещей. Скифы, проживавшие на юге нынешней территории России, отправили соседям послание, состоявшее из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Это должно было означать следующее:

«Умеете ли вы летать, как птицы,

прятаться под землей, как мышь,

прыгать по болотам, как лягушка?

Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами.

^ Мы осыплем вас стрелами,

лишь только вы ступите на нашу землю».

Слайд 8. Вампум.

Различные виды предметного «письма» существовали у народов Северной и Южной Америки и Африки. Такие послания сообщали о мире, войне, бедствиях, числе воинов, количестве проданных или взятых в долг товаров.

Для передачи информации у народов Северной Америки, например у ирокезов, использовались раковины определённого цвета, нанизанные на шнур. Получалось что-то наподобие цветных бус. Из раковин плели разноцветные пояса с условным узором.

Цвета раковин осмыслялись символически.

Белый цвет обозначал благополучие, мир, здоровье, красный или фиолетовый - войну, зелёный - хлеб, желтый - золото, богатство, чёрный - смерть.

^ Такое предметное «письмо» североамериканских индейцев называлось ВАМПУМ.

Решительный шаг вперед был сделан, когда наш древний предок понял, что указывал, например, дорогу, можно нарисовать стрелку цветной глиной на скале.

Слайд 9. Загадочные знаки, покрывающие стены египетских храмов, гробниц, саркофагов - это «священные письма».

Слайд10. Первой попыткой остановить и сохранить слово были пиктограммы. Пиктография - это письмо в виде рисунков. В египетском алфавите было более 700 иероглифов.

Слайд11. Разгадать тайну египетских иероглифов удалось французскому ученому Шампольону в XIX веке.


II. Первые книги.

Слайд12. « КНИГИ – КИРПИЧИ и КНИГИ – ТРУБОЧКИ».

Когда и где появились первые книги?

Слайд 13. Самым древним носителем информации был, несомненно, самый долговечный материал - камень. Именно с его помощью до нас дошли наскальные рисунки древних людей, их статуи и статуэтки, древние письмена.

Впоследствии на скалах, на каменных плитах и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

Слайд 14. По библейскому преданию бог вручил Моисею каменные доски с 10 заповедями - «скрижали». В 1901-1902 гг. французские археологи при раскопках древнего города Сузы обнаружили столб из черного базальта с рельефными мужскими фигурами и клинообразными знаками. При их расшифровке оказалось, что на столбе записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 гг. до нашей эры.

Слайд 15. Игла Клеопатры.

Слайд 16. Изменение знаков от идеографии к клинописи.

Слайд 17. Клинопись.

Не менее древней, чем египетские иероглифы, и весьма любопытной разновидностью идеографического письма является КЛИНОПИСЬ.

Ее создателями были шумеры - древний народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата в 3500 - 3000 годах до н.э. (Эта территория Передней Азии в исторической науке называется также Месопотамия или Двуречье, в настоящее время она принадлежит государству Ирак).

Слайд 18. Если при слове «Египет» мы можем представить себе пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов, то в Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города исчезли, превратились в бесформенные холмы. О прошлом шумеров говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах.

Слайд 19. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Расшифровав эти записи, ученые узнали, что шумеры создали высокоразвитую цивилизацию.

Слайд 20. ^ Глиняные таблички.

Шумеры, вавилоняне, ассирийцы и их соседи писали тростниковыми и костяными трехгранными палочками на табличках из сырой глины. Писцы выдавливали знаки, похожие на клинья. (Поэтому этот способ письма получил название «КЛИНОПИСЬ») Под нажимом след получался шире и глубже, а там где стиль вынимали, - тоньше. Потом табличку сушили на солнце или обжигали, а недописанный материал хранили в мокрой тряпке. Археологи раскопали библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.), на полках которой было более 20 тыс. табличек с разными текстами.

По размеру глиняные книги были 32X32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Таблички одной книги хранились в отдельном деревянном ящике, который заменял переплет. Чтобы «страницы» не перепутались, на них ставили порядковый номер, а вверху каждой страницы обязательно повторялись начальные слова всего произведения.

Слайд 21. В качестве носителей информации использовались самые различные материалы - бронза, глиняные таблички, береста, папирус, выделанная кожа - пергамент (или пергамен, от названия города Пергам, где он впервые был изготовлен) и, наконец, бумага.


III. Слайд 22. Материалы для письма.

Вампум. Кипу. Глиняные таблички. Папирус. Пальмовые листья, береста. Кость, ткань, вощаные дощечки. Пергамент. Бумага.

Слайд 23. В древнем Египте изобрели папирус. Египетским папирусом, как лучшим материалом для письма, пользовались и в Греции, и в Риме почти 2 тыс. лет.

Слайд 24, 25. Папирус. Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус. Тростниковый папирус в изобилии рос по берегам Нила. Из него делали тонкий, хрупкий светло-коричневый писчий материал, который свивали в трубочку. Длина такого свитка достигала порой 150 м. Свитки с текстами хранились в кожаных футлярах с ярлыком.

Слайд 26. ^ Папирусный свиток.

Процесс изготовления папируса был сложным и длительным. Готовый материал склеивали в длинную узкую ленту, к концам которой прикреплялись реечки. Лента сворачивалась в свиток. Каждый свиток хранился в кожаном футляре, к нему прикрепляли деревянные ярлыки с названием рукописи. Римляне, которые тоже писали на папирусе, называли эти ярлыки титулюсами. Отсюда и произошло название «титульный лист» - лист с названием.

Слайд 27, 28. На смену папирусу пришел новый писчий материал – ПЕРГАМЕНТ.

В древнем Пергамском государстве во II веке до н.э. изготавливали новый материал для письма – пергамент. Выделывался он из шкур телят, ягнят, ослов. В мастерских шкуры отбеливали, чистили скребками и полировали пемзой. Получался белый, тонкий и чрезвычайно прочный материал. На нем можно было писать с обеих сторон, его можно было сгибать. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Тетради сшивались вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей с металлическими углами и застежками - получалась книга. Называлась она кодексом. От деревянных обложек и пошло выражение – «Прочитать от доски до доски» Эти кодексы напоминают уже современные книги. Изготавливали их с большим старанием и любовью.

Пергамент иногда окрашивали в желтый, голубой, пурпурные цвета. В древней Руси на пергаменте писали летописи и книги. Всем хорош пергамент, и прочен, и долговечен, и удобен для письма. Только стоил он очень дорого: ведь для одной книги в 700 страниц нужно истребить целое стадо животных. Приобретать такие книги могли лишь очень богатые люди.

Слайд 29. Папирус и пергамент были очень дороги, поэтому в Древней Греции и Риме черновики, письма, а также, иногда и книги, писали на дощечках, покрытых воском, писали на них стальной или костяной заострённой с одного конца палочкой, с другой стороны она была закруглена.

Слайд 30. ^ Пальмовые листья. Береста.

В Индии и Индокитае были распространены книги из пальмовых листьев. Листья обрезали до нужного размера, вымачивали, кипятили, высушивали и гладко затирали.

На Руси писали на коре обыкновенной березы – бересте. При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшие берестяные грамоты.

Слайд 31. ^ Берестяные грамоты.

Буквы продавливались на специально подготовленной берёзовой коре, хорошо отполированным костяным или металлическим стержнем (писало).

Даже когда на Русь пришел пергамент, берестой еще долго продолжали пользоваться как более дешевым и доступным материалом.

Слайд 32. Древний Китай, Индия, Древняя Русь.

IV. Слайд 33. ^ И наконец, Бумага.

Впервые бумага была изготовлена из тряпья, коры или бамбука в Китае в 105 г. н.э. Она оказалась дешевле и легче других писчих материалов. Бумага пришла в Европу от арабов. Начиная с ХII в. бумага как самый удобный писчий материал вытеснила пергамент.

Слайд 34, 35. Делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Он все делал сам: линовал страницы, изготавливал чернила, делал рисунки. Профессия писца была почетной. Затем книгу «одевали» в переплет, украшенный серебром, золотом и драгоценными камнями. Одна книга делалась очень долго и стоила очень дорого. Потребность в размножении книг росла.

Слайд 36-39. Проверь себя.

Слайд 40. Кроссворд. Составьте кроссворд с вопросами, используя новые слова: пергамент, папирус, береста, кодекс, писало, клинопись, калам, стиль.

Слайд 41. Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

^ Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Ю.Ванаг


Слайд 42. Высказывания.


Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро

Книги – это друзья, бесстрастные, но верные. В.Гюго

Кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает. В.Г. Белинский

Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и временЛ.Н. Толстой.


Слайд 43. Анкета «Предпочтения в чтении».

  1. Какие книги ты любишь читать?

  2. Если бы ты отправился в кругосветное путешествие, какие книги взял бы с собой?

  3. Есть ли книги, которые ты читал «запоем»?

  4. Может ли тебе книга исправить плохое настроение или, наоборот, испортить его? Назови эти книги.

  5. Учишься ли ты у героев книг?

  6. На кого из героев книг ты хочешь быть похожим?

  7. Назови свою любимую книгу.

  8. Кто твой любимый литературный герой?


Слайд 44. Советую почитать.

  • Жуковская Л. Новгородские берестяные грамоты. Москва, 1959 год.

  • Липин Б., Белов А. Глиняные книги. М.- Л.,1952 год.

  • Лурье С. Письмо греческого мальчика. Москва, 1958 год.

  • Янин В. Л. Я послал тебе бересту... Москва, 1975 год.



Используемая литература.

  • Н.П. Дьяченко Рождение книги. М.: «Просвещение», 1990. – С. 5-15

  • Т.М. Кашурникова Чудо, имя которому – книга. М.: Шк. биб-ка, 2006.- С.12 – 17

  • Журнал «Читаем, учимся, играем». М.: «Либерия-Библиопринт», 3-2007г., 2-2008 г.

  • Интернет-ресурсы.







Похожие:

Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconНе жизнь, а песня… Наталья Павловна Яхниенко – руководитель студии «Звонкие голоса»
Наталья Павловна Яхниенко – руководитель студии «Звонкие голоса» Центра развития творчества детей и юношества г. Славянска-на-Кубани....
Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconСтраны. Города. Любимые игры.» (2009 / 2010 учебный год) Учитель Вереникина Наталья Яковлевна. Цель данного урока – закрепить конструкцию there is/ there are, лексику по теме «Страны. Города. Любимые игры»
...
Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconУрок с применением икт учитель математики и информатики II квалификационной категории : Дьякова Наталья Викторовна 2010 2011 уч год
Цели урока: рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений
Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconПервопечатник Иван Федоров 07. 09 Вн/чт Библиотечный урок

Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconУрок для 9-го класса Библиотечный урок для 9-го класса
Подготовить старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы, формировать умение работать с источниками
Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconУрок окружающего мира в 3 классе с использованием технологии проблемно- диалогического обучения. Тип урока: комбинированный урок изучения нового Тема урока: «Боги древних славян»
Алексеева Лариса Валерьевна, учитель начальных классов моу «сош№2» г. Красноармейска
Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconБаграмян Гаяне Самвеловна, зам директора по ур маоу «Гимназия №108», 1 кабинет 30 -10. 15 Открытый урок
Открытый урок. Математика «Сложные выражения, содержащие действия 1,2 ступени. Таблица умножения» (2а класс) Алексеева Н. В., учитель...
Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconДемокрит. (библиотечный урок!)
Эксперимент – продемонстрировать учащимся вред курения, показать, как смолистые вещества
Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconАдминистрации назаровского района
Утвердить Положение о конкурсе школьных библиотекарей «Библиотечный урок 2011» (Приложение 1)
Алексеева Наталья Павловна П. Улькан 2010 год Библиотечный урок iconГазета моу «пелымская средняя общеобразовательная школа»
Петрова Людмила Васильевна, в 7 классе урок биологии провела Рукавишникова Любовь Максимовна. После небольшого перерыва открытые...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы