Здоровьесберегающие технологии на уроках физики icon

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики



НазваниеЗдоровьесберегающие технологии на уроках физики
Дата конвертации03.10.2012
Размер37.37 Kb.
ТипУрок
источник

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики.


Тарасова Ирина Николаевна, учитель физики.


По данным мониторинга министерства образования в любой школе существует несколько факторов риска, влияющих на здоровье детей. По каждому фактору существуют свои формы и методы здоровьесберегающих технологий, но надо помнить, что здоровьесберегающие технологии – это те технологии, при которых в содержание урока включены элементы, способствующие не только профилактике утомления, но и развитию ребёнка. Я считаю, что на своих уроках я могу влиять на следующие факторы риска.

^ 1. Низкая двигательная активность.

Применение физкультминуток и динамических пауз стало традиционно на всех уроках.

Изучая работы члена – корреспондента РАО Антроповой М.В. обратила внимание, что такую форму можно использовать только в логике урока. При переходе от одного блока к другому, т.к. любая двигательная активность требует переключения нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем на это у детей уходит 3-4 минуты урока, дети отвлекаются и теряют логику урока. Изучила и применяю элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Провожу занятия в режиме динамических сменных поз, таким образом, происходит укрепление позвоночника, улучшается осанка. Физкультминутки провожу на последних уроках, когда вижу, что дети устали. На остальных уроках провожу динамические паузы, которые проходят оживлённо и непосредственно по теме урока. Подборку таких пауз предлагает О.И. Громцева в приложении к газете «1 сентября» №20 за 1998 год. При закреплении использую такую форму опроса как немые ответы. При одном варианте ответа правая рука, при другом – левая или обе вместе.

Например: правая рука – трение скольжения, левая – трение качения, обе вместе – трение покоя. Например, с каким видом трения мы встречаемся при катании на лыжах?

^ 2. Неадекватные возможностям учащихся методы обучения.

Мне кажется, что для уроков физики это самый глобальный фактор риска. Дети все с разными способностями, а программа, которую необходимо усвоить, одна. Для устранения данного фактора риска необходимо использование технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения. Например, для решения проблемы результативности устного опроса, уменьшения пассивности детей можно использовать следующие виды опроса:

  • Светофор. Карточка с одной стороны зелёная с другой красная поднимается каждым учащимся при ответе на вопрос. Если ученик знает ответ, поднимает зелёную карточку, если не знает – красную. Ребята отмечают, что стыдно постоянно поднимать красную полоску и это заставляет их готовиться к уроку.

  • ^ Опрос по цепочке. Использую этот приём при разборе решённой задачи.

  • С целью регулярного проговаривания материала удобно проводить взаимоопрос по рекомендациям (план рассказа о величине, законе, приборе вывешиваю на большом плакате).

  • Щадящий опрос. На первые пять вопросов отвечают ребята первого варианта, следующие пять вопросов – второго варианта.

  • Программируемый опрос. Вопросы с выбором ответа использую в основном по рисункам.

  • ^ Вопросы для соседа. Ребята пишут друг другу вопросы. Затем дают ответы на вопросы соседа по парте.

Также использую технологии дифференцированного обучения, для внедрения которых исследую уровень обученности детей, применяя технологию «Модифицированная методика Третьякова П.И.». Для активизации познавательной деятельности важно использование экспериментальных заданий, демонстраций, исследовательских работ.


^ 3. Стрессовые психолого-педагогические факторы.

Для преодоления страха перед физическими задачами предлагаю следующие виды деятельности.

  • Придумать и решить задачу используя, краткую запись данных.

  • Самостоятельно составить условие задачи и решить её. Если учащиеся затрудняются, предлагаю использовать задачи, решение которых приведено в учебнике.

  • Использую таблицу с алгоритмом решения задач.

  • Настраиваю на решение. Например, читаю стихотворение

Сейчас к доске пойдёт Алина,

Задачку нам решит она.

Условье краткое составит,

В систему СИ переведёт,

Законов формулы запишет,

Расскажет всё и объяснит,

Про единицы не забудет

Преобразует, подсчитает

При этом радость испытает

Тем счастье нам подарит миг.

  • В виде качественных задач использую стихи и отрывки из сказок, былин.

  • Для снятия эмоционального напряжения в начале урока иногда предлагаю к обсуждению эпиграф к данной теме. Чтобы вывести детей из эмоционального круга перемены показываю опыт или делаю сообщение из мира науки.

^ 4. Отсутствие культуры здоровья.

На уроке лекцию о правильном отношении к своему здоровью не проведешь, но можно использовать мини-информации по профилактике курения при изучении того или иного физического явления. Например, при изучении диффузии спрашиваю: «Как родители могут узнать, что ребёнок курит?». Ребята легко понимают, что в результате диффузии табачный дым смешиваясь с воздухом, проникает в одежду, волосы. Легкие, мозг, а запах дыму придаёт никотин 1 мг которого смертельная доза для младенца. В 1 литре молока у курящей матери содержится 0,5 мг никотина. И так по более двадцати темам курса физики. Большую подборку таких мини-информаций нашла в журнале «Физика в школе» №2 за 1995 год, автор А.К. Атаманченко.

За годы такой профилактической работы я убедилась, что ребята начинают критически смотреть на себя со стороны, а для кого-то это становится предостережением развития вредной привычки.

Школа не может подменять собой поликлинику, но мы можем содействовать формированию у учащихся потребности в сохранении, укреплении и развитии здоровья. «Тысяча вещей необходима здоровому, и только одна больному: здоровье», - говорил И. Вильдо.




Похожие:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках физики
...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconИспользование новых педагогических технологий на уроках географии
Я расскажу про две технологии, которые наиболее мне близки – это здоровьесберегающие технологии и игровые технологии
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconЗдоровьесберегающие технологии в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии
Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconЗдоровье сберегающие технологии на уроках биологии
Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconДоклад для участия в педагогических чтениях на школьном М. О. по теме: Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Подготовила на городскую олимпиаду учащихся Кудинову Татьяну, Варфаламееву Ксению и Ившину Кристину
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconЗдоровьесберегающие технологии при обучении английскому языку
Поскольку я преподаю английский язык, то,, меня более всего интересует, технологии и приемы здоровьесбережения, применяемые на уроках...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики iconСправка о соблюдении здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в мбоу «Завьяловская сош»
На уроках физической культуры используются следующие здоровьесберегающие технологии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы