Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста»
Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» icon

Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста»



НазваниеЕ. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста»
страница1/4
Дата конвертации03.10.2012
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4


Е.П.Русанова, С.П.Горбунова


Итоги работы

по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста»


Улькан

2011

Министерство образования Иркутской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2»


Е.П.Русанова, С.П.Горбунова


Итоги работы

по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста»


Улькан

2011


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2»


Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста».


Целевая программа по выше обозначенной проблеме была принята в 2007 году, основой которой явилась многолетняя работа педагогов по составлению индивидуальных творческих планов «Рост». Ранее это были «Творческий паспорт учителя», «Карта самообразовательной деятельности педагога». Что включает в себя этот документ?

  • Повышение квалификации и самообразования (где обучался, обучается, хотел бы обучаться).

  • Рейтинг профессиональной успешности по годам. Он определяется путем мониторингового отслеживания репродуктивной, проблемно – поисковой и творческой успешности обучающихся в процессе обучения. ( Мы используем четырехстороннее анкетирование – детей, родителей, коллег, администрации).

  • Общественно- педагогическая деятельность.

  • Внеклассная работа по предмету как наиболее важная составляющая педагогической деятельности учителя.

  • Инновационно – профессиональная деятельность:

- разработка сценариев уроков, внеклассных мероприятий;

- открытые уроки;

- разработка программ, подготовка выступлений на педсоветах, семинарах;

- разработка и применение новых методик, апробация современных образовательных технологий;

- апробация новых учебных курсов;

- участие в профессиональных конкурсах.

Программа индивидуального сопровождения, безусловно, по содержанию шире этого документа и в то же время более конкретна. Хотя проблемы и по ее завершению остались. В промежуточных анализах мы говорили об этом. ( Выступления от 16.10.2008 года, 27.11.2009 года). Не вдаваясь в подробности, обозначим главное: индивидуальное сопровождение как аспект методической работы приемлем школе, но вот самостоятельная система ( как планировалось изначально) пока еще не нашла свое практическое применение. Да скорее это зависит не только от школы.

Программа индивидуального сопровождения включала в себя три этапа:

  • Диагностический и проектировочный.

  • Реализация программы. Текущий анализ. Информационное обеспечение программы.

  • Регулирование. Анализ работы по программе. Создание технологии индивидуального сопровождения.

Обозначены были критерии эффективности работы над программой:

  1. Высокая оценка к саморазвитию и самообразованию.

  2. Самостоятельность к поискам различных форм повышения квалификации.

  3. Активное участие в реализации приоритетных направлений школы.

  4. Высокая информационная компетентность.

  5. Расширение задач профессиональной деятельности, выход за рамки чисто педагогических ролей.

Направления индивидуального сопровождения включали:

  1. Диагностическое.

  2. Методическое.

  3. Инновационное.

  4. Психологическое.

  5. Информационное.

  6. Рекламно- издательское.

Краткое их содержание.


  1. Диагностическое сопровождение.

Диагностика сегодня полифункциональная деятельность. Она включает в себя такие функции, как аналитическая, собственно диагностическая, оценочная, коррекционная, ориентационная, информационная. Наступило время , когда пр оценке любого учителя необходимо учитывать его собственную профессиональную самооценку. Ведь сейчас главное: не в том, чтобы дать экспертную оценку извне, а в том , чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Нельзя забывать, что успешный учитель всегда «сориентирован на самоанализ и самодиагностику». Диагностика должна идти на успешность учителя.

Для оценивания работы диагностируемого учителя мы использовали следующие критерии:

  • Организация факультативов, секций, кружков для учащихся;

  • Руководство школьным предметным методическим объединением;

  • Проведение открытых уроков;

  • Чтение лекций для педагогической общественности;

  • Научно- исследовательская работа;

  • Участие в творческих профессиональных конкурсах;

  • Научно- и популярно – педагогические публикации;

  • Руководство учительским семинаром, временной исследовательской группой;

  • Разработка и апробация собственной предметной программы, учебных пособий, средств наглядности;

  • Участие в подготовке и проведении общешкольных внеклассных мероприятий по предмету: олимпиады, конкурсы;

  • Обучение молодых специалистов;

  • Повышение квалификации и самообразование ( возможное озвучивание результатов);

  • Состояние кабинета;

  • Учебные результаты детей ( срезы, экзамены, конкурсы).

Использование различных диагностических методик позволяет определить реальный уровень профессиональной компетентности педагогов и проектировать на этой основе последующую целенаправленную работу с ними в целом.

С целью изучения актуальных для педагогического коллектива проблем общеметодического характера проведено анкетирование «Мои педагогические затруднения». В нем приняли участие 45 учителей школы.

Ряд ответов показал, что для значительной части педагогического коллектива характерны устоявшиеся, консервативно-традиционные подходы как в методических вопросах, так и в вопросах , выходящих на проблемы построения педагогического воздействия.

Так, выяснилось, что несмотря на знание коллективом достаточно широкого спектра современных и эффективных методов обучения, 93% педагогов ( 44 чел.) отдают предпочтение традиционному – объяснительно-иллюстративному методу; 66% ( 31 чел.) наиболее успешным считают демонстрацию, показ; а 55% ( 26 чел.) – проблемно- поисковый метод.

Все опрошенные сошлись во мнении о необходимости индивидуализации и дифференциации образовательного процесса и используют данные проблемы на различных этапах обучения.

Основные педагогические затруднения определены по следующим вопросам:

  • объективность оценки учебных достижений учащихся – 36%;

  • методика воспитания – 21%;

  • затруднились ответить – 32%;

Основные причины педагогических затруднений:

  • отсутствие у школьников мотивации учебной деятельности – 66%;

  • отсутствие поддержки со стороны родителей – 55%.

При ответе на вопросы анкеты «Оценка методической работы ОУ» педагогам предлагалось оценить по 5-балльной шкале ( от 0 до 4 ) предложенные позиции, характеризующие состояние методической работы в школе.

В целом большинство педагогов достаточно высоко оценили методическую работу в школе. Так, средний балл по анкете составил 2,8 при максимальной оценке 4 балла.

Анализ ответов позволяет обратить внимание на наиболее слабые позиции в организации и содержании методической работы в школе, отмеченные наиболее низкими оценками со стороны педагогов ( на фоне или в сравнении с другими позициями):

  • недостаточная роль методического совета по включению учителей в педагогический поиск, творчество и опытно-экспериментальную деятельность (2,5 балла);

  • часть педагогов сомневаются в том, что формы методической работы в школе обеспечивают результативность самой методической работы, деятельности учителя и образовательного процесса в целом (2,6 балла).

Вместе с тем, наиболее высоким средним баллом 3,4 по анкете было отмечено утверждение «Цель и задачи методической работы в школе объективно необходимы и ясны». Такая позиция педагогов подтверждает их ожидания в отношении совершенствования организации и содержания методической работы в школе, а также собственную готовность к более активному участию в ней.

Подготовлен диагностический материал (брать лучше в совокупности методики одного автора - систему можно проследить, последовательность).

Это диагностики Н.В. Немовой - диагностики на успешность учителя.

Вообще диагностическая работа должна вестись постоянно на всем сопровождении учителя.

Далее начинаются трудности. На сопровождение должна работать целая служба, лучше такую создать.

Мы пока лишь ограничиваемся той работой, которая ведется в рамках имеющихся структур, отделов, советов.


II. Методическое сопровождение.

1. Школьное МО и ТПГ. Индивидуальный образовательный маршрут, или работа по личным планам.

Его составление носит компенсаторный или развивающий характер (бывает, то и другое в совокупности). Составляются всеми, в мае , на рабочих заседаниях ТПГ, где учитывается методическая тема объединения, где обсуждаются проблемы деятельности предметных объединений. В план ТПГ включаются отчеты по индивидуальным планам, «контрольные срезы его прохождения». Планируется выступление через ТПГ. Распределяется наставничество, если есть молодые специалисты.

ТПГ работают по единой методической теме. Это даёт возможность консолидировать действия всех участников педагогического процесса, вырабатывать общую стратегию. Это коллективное сопровождение.


ТПГ

Наименование темы

Ф.И.О. руководителя

^ ТПГ классных руководителей


Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста.

Платонова Е.И.

^ ТПГ математики и информатики

Практическая направленность в преподавании математики.

Высоцкая Л.С.

^ ТПГ смежных по целевым установкам предметов

Сохранение и развитие самостоятельного, творческого Я учащихся в аспекте модернизации общего образования.

Носаль А. Р.


^ ТПГ естественно-научного цикла предметов

Исследовательская деятельность - неотъемлемый фактор в формировании естественно-научного мировоззрения.

Бакурова Т.П.

^ ТПГ учителей истории и обществознания



Формирование личностной социализации учащихся и его мировоззренческих взглядов в условиях информационного общества.

Борзенко Т.И.

^ ТПГ учителей иностранного языка


Индивидуальное сопровождение учителя в создании информационной образовательной среды.

Тримасова И.А.

^ ТПГ учителей начальной школы



Проектная деятельность как основа для развития умственной активности, творческого потенциала и самостоятельности младших школьников.

Юринская В.В.


^ ТПГ учителей русского языка и литературы

Пути повышения результатов учебного труда в условиях модернизации образования.

Петрова О.В.

^ ТПГ учителей физической культуры и ОБЖ

Мониторинговые исследования в системе работы учителя физической культуры.

Игнатко И.А




  1. Деятельность Школы молодого педагога.

  2. Деятельность методического совета. Способствует систематизации методической работы в школе, координирует усилия.

    • Развитие инновационной деятельности ОУ;

    • Поддержка педагогических и образовательных инициатив;

    • Экспертиза эффективности педагогической деятельности;

    • Информационная поддержка.

  3. Профессиональные конкурсы, фестивали.

  4. Работа в проблемных творческих группах по подготовке педсоветов, семинаров, публичных отчетов.

  5. Мастер-классы по актуальным проблемам.

  6. Аттестация как форма представления эффективного опыта работы и помощь учителям в этом.

  7. Организованное посещение и анализ уроков.

  8. Курсовая подготовка.


III. Инновационное сопровождение:

- работа по целевым программам и распределение по творческим группам;

- подготовка учебных программ и программ дополнительного образования, их экспертиза;

- апробация новых методик и современных педагогических технологий (отчет, мониторинг).


IV. Информационное сопровождение –

а) это возможность повышения квалификации в сфере ИКТ, это организация информационного обеспечения педагогов.

Динамика результатов повышения ИКТ – компетентности педагогов.


Содержание

ИКТ - подготовки

До 2008 года

После 2010 года

1. Не использую ИКТ.

14,4

0,0

2. Использую текстовый редактор.

60%

100%

3. Использую программу подготовки презентаций.

25%

71%

4. Использую программы создания сайтов.

9%

28%

5. Использую возможности Интернета.

31%

95%

6. Использую возможности электронной почты.

28%

65%

7. Знание организации дистанционной поддержки образовательного процесса.

14%

67%


б) Систематическое или однократное консультирование учителя по возникающим вопросам с привлечением специалистов (администрации, юристов, соц.педагога).

^ V. Психологическое сопровождение (два психолога).

В практике работы учителя обращение к психологу пока не стало нормой. Консультирование идет по заданному плану и по общим проблемам.


Сопровождение

Деятельность психолога

Методическое

1. Психологическая оценка качества образования, т.е. промежуточный и итоговый анализ результатов работы.

2. Психоконсультирование педагогов по индивидуальным запросам.

3. Психологический анализ уроков.

4. Раскрытие психологических механизмов и эффективности различных педагогических воздействий.

5. Разработка системы диагностики и оценивания образовательных результатов учащихся;

6.Создание и реализация программы индивидуального сопровождения учителя, а также оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки учителя

7. Выявление трудностей в формировании классных коллективов, групп, составление проектов программ по формированию навыков взаимодействия.

8. Привлечение педагогов к решению общезначимых задач развития школы, реализации программ, проектов и т.д. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества.

Информационное

1 Создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого педагога.

2. Психологический анализ программ, реализуемых в образовательном учреждении.

3. Индивидуальное консультирование педагогов по содержанию программ и технологий.

4. Актуализация «сильных сторон» деятельности педагога и спокойное преодоление «проблемных ситуаций», возникающих в профессиональной деятельности; непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений.

5. Анкетирование педагогов, помогающее определить приоритеты будущей и прошедшей работы.

6. Организация акций, способствующих успешному решению «вечных» (в том числе – «нелюбимых») школьных проблем.

7. Организация «обратной связи»: учитель – руководители ОУ (как значимого условия профессионального развития педагогов, планирования деятельности администрации и служб ОУ).

8. Психологическая реабилитация – восстановление прежней репутации, знаний, умений, навыков, уверенности в себе.

Инновационное

1.Проектирование траектории индивидуального развития учащихся в системе организации профильного обучения.

2.Создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных «ситуаций успеха» для каждого педагога.

2.Разработка и апробация программ по предупреждению синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Рекламно-издательское

1. Создание клубов, кружков по интересам, например, «В гостях у матушки Психеи».

2. Выпуск брошюр, методичек по изучению психических состояний, проявлений людей.

3. Активное использование механизма поощрений и наград, способствующих повышению престижа учительской профессии, усиливающих мотивацию педагога к повышению профессионализма и креативности.

4.Публикация материалов, способствующих организации работы педагогического коллектива в целом и каждого учителя в отдельности (организационно-педагогические, методические, информационные, дидактические).


^ VI. Рекламно-издательское сопровождение.

Основными видами в этом направлении являются положения:

1. Осознание необходимости поиска новых форм повышения квалификации педагогов с учетом их индивидуальных возможностей и запросов.

2. Осознание необходимости развития у педагогов умения анализировать и описывать опыт.

3. Осознание целесообразности создания материала, отражающих опыт работы педагогов, а также компенсирующих недостаток или отсутствие методических или диагностических материалов по некоторым вопросам, предметам, темам или разделам школьного курса, востребованность в педагогическом сообществе накопленного у педагогов опыта.

Алгоритм работы по индивидуальному сопровождению включал для большинства педагогов:

  • Самоанализ деятельности, диагностика.

  • Создание личностного плана «Рост».

  • Обеспечение возможности его реализовать через планирование деятельности в ТПГ и в целом по ОУ

  • Оказание всесторонней (педагогической, психологической, методической) помощи при решении вопросов в реализации плана (привлечение специалистов).

  • Обеспечение условий профессионального роста с учетом адекватно оцененного уровня его профессиональной компетентности, а с другой стороны, - запросов, интересов, потребностей самого педагога.

  • Обеспечение разноплановой экспертизы профессиональной деятельности

(коллеги, администрация, коллеги из администрации школы).

  • Механизм морального и материального стимулирования.

Через карты индивидуального сопровождения прошло 5 человек, три педагога со стажем до 5 лет и два педагога с высоким уровнем развития (Борзенко Т.И., Тримасова И.А.).


^ Общее заключение о результатах индивидуального сопровождения по Картам индивидуального сопровождения.


Ф.И.О. учителя

Результат ИС

Состояние проблем в ходе диагностики

Эффективные пути сопровождения

Добрынина И.А.

успешный

не сняты

совместная деятельность сопровождаемого и сопровождающего

Антипина Ю.В.

успешный

сняты частично

совместная деятельность сопровождаемого и сопровождающего

Пидгурская А.А.

недостаточно эффективный

сняты частично

совместная деятельность сопровождаемого и сопровождающего

Тримасова И.А.

эффективный

сняты полностью

самостоятельная деятельность под руководством сопровождаемого

Борзенко Т.И.

эффективный

сняты полностью

самостоятельная деятельность под руководством сопровождаемого

  1   2   3   4




Похожие:

Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconПрезентация учителя русского языка и литературы моу сош №16 В. С. Коробкиной
Работа с текстом эффективная форма работы при закреплении темы «Лексика» ипри подготовке к егэ
Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconОтчет по теме самообразования: «Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика». 3
Участие учителя физики, информатики моу «сош №172» пос. Архара Амурской области Дзюба Г. И
Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconУчащихся школы по «Методике диагностики личностного роста»

Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconПлан работы методического кабинета управления образования
...
Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconПлан работы методического объединения классных руководителей и мастеров производственного обучения на 2011-2012 учебный год
Методическая тема: создание и внедрение комплексной воспитательной программы как системы многоканального содействия педагогическому...
Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconС применением информационно-коммуникационных технологий
Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,...
Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconАнализ работы детской организации «Республика Ньюландия» в 2011 2012 учебном год
Основной целью организации является максимальная реализация творческого потенциала личности каждого ребенка в условиях воспитательного...
Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconПортфолио для ребенка – звучит непривычно
Для ученика это форма представления индивидуальной направленности своих знаний, умений, интересов, программирование успеха личностного...
Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconПрограмма работы районного семинара для заместителей директоров по увр
Мастер-класс – эффективная форма обобщения и распространения собственного педагогического опыта
Е. П. Русанова, С. П. Горбунова Итоги работы по целевой программе школы «Индивидуальное сопровождение учителя как эффективная форма личностного роста» iconПротокол №4 от Н. А. Мельникова «26» февраля 2010 г. Димова Е. И
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 «Школа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы