С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации)
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) icon

С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации)



НазваниеС. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации)
Дата конвертации03.10.2012
Размер164.31 Kb.
ТипУрок
источник


С.П. Горбунова.


Моделирование уроков

литературы

в старших классах


(методические рекомендации)


Улькан


Министерство образования Иркутской области

МОУ "Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2"


С.П. Горбунова.


Моделирование уроков литературы

в старших классах


(методические рекомендации)


Улькан


С.П. Горбунова.


Данные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителей литературы.

Взгляд на уроки литературы как уроки диалога, общения делают процесс обучения эффективным. Сотрудничество рождает новые формы уроков. Рефлексивно - коммуникативная деятельность – основная в процессе отношений учителя и ученика.



  1. ^ Литература как искусство общения.

Проблема литературного образования старшеклассников далеко выходит за рамки лишь предмета литературы, так как умение мыслить, говорить, рассуждать, доказывать нужны во всех областях знаний. Поэтому особая значимость и ответственность этого предмета. Наибо­лее остро это ощущается в старших классах, где глобальность произ­ведений, объемность материала, содержательность проблем высвечивают всю подготовленность или неподготовленность учащихся.В первом случае, огромное поле деятельности для учителя, во втором случае, цепочкой тянущиеся проблемы до окончания школы.

Несомненно одно, что образовывать молодого человека лишь на каком-то этапе невозможно – это логический непрерывный процесс. Литературное образование может и должен получать обучающийся начальной школы, хотя и называем мы уроки литературы уроками чтения.

Содержание программ областей "Литература", "Язык" последние годы заметно изменяется, становится более жизненным, интересным, появляются альтернативные учебники, стабилизируются программы. В конечном итоге, сам предмет литературы перестает быть лишь только областью науки, которую необходимо изучать. Литература выступает как один из видов искусства. Например, искусство общения.

Работая в течение последних лет в старших классах, вижу, как этого добиться. Общение на уроке, общаться через произведение, литература как диалоговая культура. И это при всем том, что через каждые 6-8 уроков меняется автор, название произведений, особенно в выпускном классе. Позволить себе «задержаться» нельзя, так как до сих пор не состыкованы школьные курсы и абитуриентские, что чревато осложнениями. Приходится работать, концентрируя решение проблем в самом уроке. Поэтому проблемно так и обозначила тему «Моделирование уроков литературы в старших классах». Иными словами, как построить урок литературы, чтобы передать целостное восприятие произведения, позволить обучающимся дать свою интерпретацию, воздействовать на эмоциональную культуру личности, художественные творческие способности, овладевать основами устного и письменного высказывания. И все в одном уроке. Полагаюсь здесь на постоянный поиск каких-либо идей, собственных или чужих, обращение ко всем печатным литературным материалам, критическим статьям, монографиям, к самому тексту.


^ II. Технологии общения.

1. Предлагается несколько тем урока, выбор наиболее удачной является стержнем разговора. Происходит постоянное обращение к этой теме в разных аспектах. Урок строится на выборе ведущей темы и её доказательства - это может быть началом модели урока.

Карточка 1. Выбор темы урока. "Пиковая дама" А.С.Пушкин.10 класс,

- Неприятие Пушкиным бездуховности человека.

- Смысл эпиграфов.

- Проблема "наполеонизма" в повести.

2. Ключевыми моментами урока становятся теоретико-литературные понятия. В данном случае работа выходит далеко за пределы лишь лексического комментария. За каждым понятием - проблема и все с нею сказанное. Например: Тема. Идея. Революционный гуманизм. Эволюция. Психологизм романа. Сравнительная характеристика. (По роману А.Фа­деева "Разгром").

Карточка 2. "Идиот" Ф.М.Достоевский. Идеал положительного героя.

Мышкин как философская проекция Раскольникова. Идея спасения мира Добром и Красотой. Образ "неподкупной красоты".

3. Основой разговора, моделью урока может стать опорная схема, таблица, заранее предложенная или составленная коллективно. Основой таблицы может стать сюжет произведения, проблематика его, ана­лиз персонажей, конфликтный аспект. Хорошо эту работу давать в качестве домашнего задания для предстоящего урока.

Карточка 3. "Что делать" Н.Г.Чернышевский "Что делать?" - роман-утопия?

^ ПОШЛЫЕ ЛЮДИ НОВЫЕ ЛЮДИ

ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК СНЫ




Жизнь, которую Пример, которому

надо изменить должны все следовать


Профессиональные Перспективы и цели

революционеры революционной борьбы


Роман как философский проект, трактат на тему переустройства жизни.

4. Продуктивной формой является "цитатная модель", когда заранее подготовленные цитаты и предложенные на уроке заставляют размышлять, сравнивать, сопоставлять. Непременное условие - знание текста, закладки.

Карточка 4. "Мильон терзаний" И.А.Гончаров.

а) Его идеал "свободной жизни" определителей - это свобода от всех
этих исчисленных цепей рабства, которыми сковано все общество.

б) Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.

в) Он тяготился среди пустой, праздной толпы "мучителей", "предателей", "зловещих старух", "вздорных стариков".

г) Нет,воин, если он Чацкий, и притом победитель...

д) "Мильон терзаний" и "горе"! - вот что он пожал за то, что
успел посеять.

е) Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою
очередь, смертельный удар качеством силы свежей.

5. Прием импровизации может быть как частичным элементом на уроке, так и главным. Импровизировать можно по аналогии изучаемого произведения. Например, после урока по теме: "Художественная разра­ботка образа "делового человека", предпринимателя (Петр Адуев, Штольц) как выразителя новых общественных тенденций», возможен вариант урока "Художественный проект образа современного делового человека".

Карточка 5. "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский. "Большие надежды" Ч.Диккенс. Тема преступления и наказания - сквозная тема романов. Наказание за содеянное в одном романе и крушение надежд, основанных на иллюзиорных, недействительных мечтах.

6. Моделью урока (это бывает довольно часто) становятся важней­шие философские и нравственные вопросы. Например, по роману "Мастер и Маргарита": Что такое добро и зло? Что есть истина? В чем смысл человеческой жизни? Ответственен ли человек за свои деяния? Каков человек в вере? Человек и власть.

Карточка 6. "На дне" А.М.Горький Спор о назначении человека.

"Три правды" в пьесе: правда факта, лжи, веры в Человека. Человек - это звучит гордо?

7. "Мифологемы" как кочующие, повторяющиеся образы, мотивы, ситуа­ции из текста в текст легко становятся также основой понимания проблематики произведений. Так, на одних мифологемах можно построить разговор о романе "Белые одежды", используя мифологемы: белые одежды, железные трубы, песочные часы, Святой Себастьян, высо­кий берег, черная собачка, тибетский монах и так далее.

Карточка 7. "Белые одежды" В.Дудинцев.

- Железные трубы, Святой Себастьян, спящая почка, песочные часы - фор­мула бытия, нравственный выбор человека.

- Парашютисты, высокий берег, никелевый бог - власть имущих.

- Чёрная собачка, честный пионер, тибетский монах - о вере.
8. Планируются так называемые "Уроки свободных мыслей", когда каждый имеет право предлагать свои темы разговора, доказывая мысли, в контексте обсуждаемой проблемы. На таких уроках записываются цитаты самих ребят с обозначением автора. Уроки чаще обобщающего плана.

Карточка 8. Человек и природа. Урок - обобщение.

Предложенные темы:

- Экология души и экология природы.

- "Природа не храм, а мастерская".

- "Красота спасет мир".

- Не то, что мните вы, природа...

- Природа вокруг нас.

( по творчеству В.Распутина, В.Астафьева, Б. Васильева, Ч.Айтматова).

9. Внимание к детали (это по Ильину Е.Н.) и от нее целостное восприятие текста. Нет академичной разбивки на план, положительных и отрицательных героев, чем он понравился или нет, какой урок должны взять для себя и так далее. Например, такой деталью может явиться Скрижаль движения поездов как определение размерности движения из романа Е.Замятина "Мы". За этой деталью скрыта метафора понимания несвободы человека в кажущейся безмятежности жизни.

Карточка 9. "Ионыч" А.П.Чехов

Отчество человека как метафорический прием изображения духовной деградации, как характеристика человека, близкого, родного миру пошлых людей.

10. Практикую устные сочинения на уроке, темы предложены или сформулированы самими учащимися. Это может быть в начале изучения монологической темы (произведения уже прочитанного) или в конце при обобщении.

Карточка 10. Сочинение по творчеству Ф.М.Достоевского

  1. Петербург Достоевского.

  2. "Вечная" Сонечка".

  3. Дельцы и карьеристы в романе.

  4. Мир "униженных и оскорбленных".

  5. За что и как наказан Раскольников?

  6. "Двойники" Раскольникова.

11. Иногда одно лишь слово может явиться темой для разговора и анализа произведения. Такие слова называем ключевыми - на них основывается идейно-художественное содержание произведения, понимание главных героев.

Карточка 11. "Обломов" И.А.Гончаров.

Начинаем читать текст романа. «В Гороховой улице, в большом из больших домов... лежал... Илья Ильич Обломов». Не жил, не находился, а "лежал". Ключевое слово - "лежал". Ему и посвящен роман.

Безусловно, что перечисленное может быть в качестве лишь элементов урока, может выступать в совокупности элементов на уроке. Я имела ввиду весь урок, когда моделирование уроков литературы выдержано по нетрадиционной схеме.


^ III. Моделирование ситуаций.

  1. Модель "Создание текста". (см. Приложение 1). Предлагается текст, который является опорным - как образец выполне­ния упражнения.

Текст определяет объем, смысл, композиционное строение, синтаксическую структуру высказывания. Задача - вставить в текст недостающие элементы, сообразуясь с его смыслом и стилем. Схема, предлагаемая в тексте, является вариантом, возможны изменения.

  1. Модель "Пишем сочинение". (см. Приложение 2)

Данная модель включает в себя комментированный материал предлагае­мых тем сочинения, что часто бывает в практике работы учителя. Кроме того, возможны дополнительные задания для раскрытия тем сочинения (сопоставительный анализ, прием выбора).

  1. Модель анализа лирического произведения. (см. Приложение 3)

В основной части предлагается ряд вопросов по анализу произведения, они подготавливают читателя, настраивают его на диалог с текстом. В случае затруднения предлагается текст - пропуск, где необходимо вставить пропущенные слова, СС, фразы.

4. "Цитатная модель" (см. Приложение 4) Это упражнение позволяет проверить, насколько свободно учащиеся ориен­тируются в текстах. роме того, учатся возможности мотивированного использования цитат.

5. "Цифровая модель" (см. Приложение 5) Данное упражнение помогает создать текст на основе цифр и событий, связанных с ними.

Возможно самостоятельное написание комментария к датам или с помощью текстов – штампов.

6. «Образная» или «ассоциативная» модель. (см. Приложение 6). Дается определенная тема. К ней дополнительно фразы, которые необходимо восстановить. На основе данных фраз следует написать мини – сочинение по теме. Фразы ассоциативно связаны с темой. Такие мини – сочинения чаще всего абстрактного характера, могут быть использованы для различных сочинений.

7. «Графическая модель» (см. Приложение 7).

Некая схема, график, таблица служат опорой для рассуждения. Проблема обозначается, дается опорный текст – штамп.


Приложение 1


Модель «Создание текста».


Схема. Меня зовут______________________________________________ (вставьте придуманное Вами имя). Но все меня зовут__________________ - придурок. Что ж ________ так____________. Есть такая_____________ пословица: «Хоть горшком зови, только______________». Я действительно стра (н,нн)ый тип. Помните, у_______:

«От жажды ум__раю над ручьем». Я вот то(же) такой: когда все_________ поют мне хочется ____________, когда все____________ молчат, меня одолевает желание__________. Все мечтают о __________ и __________, я мечтаю о _______ и ________, я мечтаю о том что(бы) преврати(т,ть)ся в _______ и летать в ________.

Не случайно ведь меня зовут ___________! (Это фраза станет рефреном нашего рассказа.).

Наш народ называют эсепторами. Мы вр…щаем Землю (во)круг Солнца. Это ______ дело. Каждый день (указать количество в пределах нескольких сотен) наших мужчин обвяз…ваю(т,ть)ся тросами концы которых пр…вяза (н,нн)ы к бено(н,нн)ым сваям забитым глубоко в ________ и нач…нают изо всех _________

_________. Когда устают ____________ их сменяют ___________. Очень ________ вр…щать_______ вокруг __________. Все мужчины обязаны ____________. Без выходных, без ________. Всю ________-. Иначе Земля ___________, и на одном ее конце будет вечная __________, а на другом _____________.

Тогда одну сторону Земли ________ Солнце _________дотла, а друга сторона ___________ _________ льдами. Так нам говорит наш великий вождь ___________ (придумайте имя). Я в это правда не верю (Рефрен.).

Каждый день мы, _______, тянет____________. Восемь часов тянут одни потом их сменяют __________ затем _________ третья смена. И так всю __________. Ум…рают старики на их место ____________. Тех, кто ___________, выбившись из ______________, взбадр…вают ударами __________ «Наш путь указан Солнцем!» - любит говорит наш великий ____________. Но в это правда не _____________. (референ.).

Эсепторы не ____________ книг. Некогда да и многие не видят в этом ___. Зачем? В этой жизни все и так ___________: работаешь положенные __________ часов, потом __________, чтобы набраться ___________ перед ____________. Что могут__________ книги тому к то все уже ________ и со всем ____________. А я вот до смерти___________ читать. (Рефрен.).

Однажды я купил у _______ старушки семечки, завернутые в _______. Семечки я высыпал себе в _______ а ____________ выбросить но потом решил прочитать что там было написа(н,нн)о. На __________ листе я увидел нарисова(н,нн)ый шар сквозь который были проведены какие(то) стрелки, а ниже было написано (из любой книги выпишите цитату, где говорится о том, что Земля вращается вокруг Солнца).

- ________! - воскликнул я и побежал на площадь что(бы) __________. Потом я сильно об этом __________. Помните известную пословицу: «Слово - серебро, _______». В наших __________ за слово платят не ________, а _________. Меня ____________ и бросили в ____________. Я ______________, _____________ умолял, показывал им ___________. Меня не ________. Сам великий вождь _______, морщась от вида ___________, _________ наблюдал за тем как меня ____________.

- Будешь еще сеять _____________? - _____________меня. Я мотал _________ и отвечал что это не ___________, так было _____________. Меня начали ___________.

- Зачем ты упорствуешь в ________? - __________меня. - _____________, и мы тебя _____________.

Я говорил ч то если Земля ____________ без помощи ____________ тогда зачем напрасно ____________ силы наших ________________, лучше их _________ на ______________.

Меня опять _____________. Когда я __________ сознание, меня _______ в чувство и требовали, чтобы я ____________ от _______________.

- Как(же) я могу _______________от______________, если я прочитал _______ глазами, что _____________? - _______________я. И тогда один ___________палач ____________мне на ухо:

- Да ты просто скажи, что ___________, и тебя перестанут ______________. А сам тихонечко думай все, что _____________.

- А разве так _____________? - _____________ я. - Ведь истина не может ____________, не ____________ притворяться. А иначе какая же это ___________?

- Тьфу, не случайно тебя ____________! - _______________.

Когда меня, _____________ и ____________, похожего на кусок ______________

____________ на ___________площадь что(бы) ______________ люди собравш..ся посмотреть на _______ сказали:


Приложение 2


Пишем сочинение.

Темы сочинений по творчеству А.С. Грибоедова.

1. Детство, отрочество, юность Александра Чацкого.

2. Гамлет и Чацкий: безумцы среди умных или умные среди безумцев?

3. «Минзантроп» и «Горе от ума»: одно и то же о разном или разное об одном и том же?

4. Молчалин после бала.

5. Комедия «Горе от ума» в русской критике.

6. Конфликт «ума» и «глупости» в комедиях Д.Фонвизина и А.Грибоедова.

7. Грибоедов и Чацкий.

8. Язык комедии «Горе от ума».

9. Особенности сатиры А.С. Грибоедова.

10. Художественные открытия А.С. Грибоедова.

11. «Горе от ума»: комедия ли?

12. Разговор с сыном-девятиклассником, которому задали читать комедию «Горе от ума».

13. «Горе от ума» или «Горе от глупости»?

Укажите темы сочинений, для написания которых:

а) нужно знать биографию Грибоедова;

б) нужно прочитать сборник критических работ, посвященных комедии А.С. Грибоедова.

Модель анализа лирического произведения.

1. Передайте свои впечатления, ассоциации, связанные с морем.

2. Сделайте переход к поэзии романтиков.

3. Рассмотрите особенности таких изобразительно-выразительных средств стихотворения, как: а) жанровая форма; б) конфликт; в) речевой строй;

г) ритмическая организация и строфика; д) образ лирического героя.

Если вы затрудняетесь самостоятельно выполнить это задание, воспользуйтесь клише, которое в данном случае дает лишь краткие указания на содержание выполняемых действий.


Приложение 3


Текст – схема.

1. В сознании каждого человека образ моря ассоциируется с ______________. Море похоже на душу человека: __________________________.

2. Может быть, именно поэтому ______________________ в поэзии романтиков. Американский писатель ________________________. Море воплощает ____________, суша_____________________.

В сихотворении «К морю» герой, обращаясь к морю, говорит: ____________. Это не грамматическая ошибка, ________________.

3. Стихотворение «Погасло дневное светило...» было написано в ________ году, оно знаменует начало ____________в творчестве Пушкина.

На первый взгляд это обычная пейзажная зарисовка, где __________ по морю герой жалуется на _____________ и мечтает поскорее добраться до _________. Стихотворение _________________ традиционными романтическими формулами: ____________. Даже сам Пушкин назвал его «подражанием Байрону».

Однако _______________ выступает не как (в-1: новатор, консерватор самоучка, эпигон), механически _________________ чужие стихи. Традиционным _____________

Формулам он с умел придать ___________звучание.

4. а) Стихотворение _________________в жанре____________________, ____________ писали и батюшков, и __________________, и __________________. Этот в наибольшей степени соответствовал _______________ романтиков, ____________ глубокое разочарование ____________________ миром. Он оказался наиболее органичным и для _______________, отправленного по приказу __________ в _________________.

Реальные события, биографические факты, действительные чувства здесь ________________ с романтическими шаблонами.


Приложение 4


Цитатная модель.

Это упражнение позволит вам проверить, насколько свободно Вы ориентируетесь в тексте комедии, кроме этого, у Вас есть возможность научиться мотивированному использованию цитат в своих сочинения.

4.1. Закончите цитаты, у кажите действующее лицо, которое является автором данной реплики, употребите наиболее подходящий глагол, вводящий прямую речь.

Образец. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», - облегченно вздохнув, произносит Лиза.

а) Служить бы рад…

б) Счастливые часов…

в) Ах, злые языки…

г) А, впрочем, он дойдет до степеней известных…

д) Ах! Боже мой! Что станет говорить…

е) Тот славился…

ж) Ах! Матушка, не довершай удара!...

з) Я князь – Григорию и вам…

и) Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь…

к) Грех не беда…

л) Ученье - вот…


Приложение 5


Цифровая модель.

Выполнив это упражнение, Вы сможете создать текст, в котором характеризуется эпоха, наступившая в России после разгрома декабристов.

    1. Найдите соответствия.

1779 год - … а) Отечественная война.

1812 год - … б) Родился М.Ю. Лермонтов.

1814 год - … в) Родился А.С. Пушкин.

1825 год - … г) Восстание декабристов.

1.2. Напишите комментарий к этим датам.

Если Вы не можете выполнить это задание самостоятельно, воспользуйтесь клише.

^ I вариант

Цифры не отвечают за события.

Цифры ________________ и без_трас_ны, как (в – 1: палачи, судьи, камни, надгробные плиты, памятники, вечность, пустота). Они одинаково __________ сообщают о _____________ умерших и о количестве _____________, они могут _____________ и число, ___________яблок, и ________________ сбитых самолетов.

Цифры отвечают лишь за (в-1: наглядность, синхронность, точность, конкретность, симметрию), а (в-1: значение, смысл, толкование, объяснение) им пр_дает человек.


^ II вариант

В _____________году родился А.________Пушкин. В_________ родился М.__________Лермонтов. Их разделяет __________лет. Всего _________лет! (В-1: крупинка, песчинка, молекула, капля) в _____________ океане вечности! Но (в-1: упование, горькие разочарования, надежды, безверие, глухое молчание, светлые чаяния, обманутые надежды, мертвое безмолвие) _____________ лет обр_зовали (в-1: непроходимую, бездонную, зияющую, страшную) пропасть между двумя эпохами - ____________ и _______________.


Приложение 6


Ассоциативная модель.

Упражнение посвящено теме свободы в творчестве Лермонтова.

Вам предстоит выполнить несколько довольно трудных действий, но усилия Ваши будут вознаграждены: написанный фрагмент вы сможете успешно использовать в разных сочинениях, посвященных творчеству Лермонтова.

8.1. Раскройте понятие «свобода», используя не словарные определения, а образцы, ассоциативно связанные с этим словом.

Примечание: Если Вы затрудняетесь выполнить это задание самостоятельно, то выполните вместе с нами несколько подготовительных действий.

Шаг 1. Найдите соответствия.

  1. Капитан…

  2. Корабль…

  3. Угрюмное молчание…

  4. Непокорное «нет»…

  5. Путешествие…

  6. Скрещенные на груди руки…

  7. ___________________

а) … в хоре угодливого поддакивания

б) … без дорог

в) … в строю, где все стоят навытяжку

г) … с оторванным якорем

д) … на веселом пиру

е) … который не слушает советов мудрого лоцмана

ж) ____________________

Шаг 2. Теперь, используя некоторые словосочетания из предыдущего шага, напишите предложения по схеме: «Свобода - это ____________, это _____________».

Шаг 3. Продолжите предложения:

«Быть как все – значит не быть _______________. Власти нужно ___________ одетые, ____________________ подстриженные, ____________ думающие_____________.

Не люди, а ________. Поэтому свобода является единственным средством_________».


Приложение 7


Графическая модель.



150 155 160 165 170 175 180 185 190 195 200 205

На оси X мы отложим величину роста людей в сантиметрах, а по оси Y укажем количество людей, которые имеют тот или иной рост. Что у нас по­лучится? Основное количество людей имеет так называемый средний рост, укладывается в некую статистическую норму. Этот закон распространяется не только на вес, рост и другие параметрические признаки человека, но и, возможно, на внутренние качества человека. Большинство из нас одинако­вы, похожи друг на друга, а следовательно, не имеют явно выраженной ин­дивидуальности. Или тут что-то не так?

Попытайтесь самостоятельно написать текст о лирическом герое Лермон­това, который панически боится раствориться в этом самом большинстве, потерять свое «я», утратить свою индивидуальность.

Если Вы затрудняетесь сделать это задание самостоятельно, воспользуйтесь вариантом, который мы предлагаем.

Когда я начинаю размышлять над странными судьбами лермонтовских героев, то в мое_______________ возникает этот незамысловатый____________ . Я нарисую его, чтобы всем было ____________________ , о чем я ____________ речь. Этот _________________ иллюстрирует ____________________ нормального______________. Что мы видим? Больше всего в мире средних: _____________________не маленьких, не__________________толстых и не совсем ______________, не _____________ умных и не полных ____________. Больше всего тех, кто учится а тройку, работает на _______ и живет на _______________. Тех, кто не ________, но и не строит, тех, кто не ____________, но и не спасает, тех кто не бездельничает, но и не (в-1: работает, отдыхает, творит, создает). Больше всего - обычных, ____________, таких, которые как ____________. Они ________ песни, которые ____________все, ___________ книги, которые модно ______________, они ______________ и говорят так, как положено думать и ___________________. Они не (в-1: думать, верить, мечтать, спорить), они кивают, Скажут им: «Пушкин - это ___________ поэт». Они ___________. Скажут им: «Пушкин – это _______________ рифмоплет». Они снова ___________. Быть ___________ - это из призвание, быть как ____________ - их высш_ (в-1: добродетель, назначение, качество, обязанность). Они не плохие, они ___________. Впрочем, чего я так? Местоимение третьего лица можно заменить местоимением __________ лица.

Совсем __________ герои Лермонтова. Для них главное – быть ___________. На моем графике они там, где кривая _____________ с ______________. Таких людей____________, но именно про них __________________ романы, _______________ песни, именно их ______________ красивые женщины, над них ______________ мы размышляем в своих сочинениях.





Похожие:

С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по организации и проведении библиотечно библиографических уроков. 2011г
Список литературы в помощь проведения библиотечно-библиографических уроков стр
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации составители: д ю. н., профессор Косякова Н. И. к н., доцент Селюкова В. В. к ю. н., доцент Калина В. Ф. к и. н., доцент Курскова Г. Ю. к и. н., доцент Белоновский В. Н
Методические рекомендации предназначены для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция". Рекомендации...
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации и материалы для старших воспитателей (Составитель: Выручаева И. М )
Данные рекомендации помогут обратить внимание на важные аспекты деятельности воспитателя и детей и предполагают сформированность...
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации для учителей для проведения факультативных занятий в VIII-XI классах и курсов по выбору
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,...
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 х классах в независимой форме по предмету «История»
Методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 х классах в независимой форме по предмету «География»
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по реализации программы, система мониторинга (диагностика), методические пособия, наглядно-дидактические пособия, хрестоматии, работа с родителями, списки литературы
Программа дошкольного образования («Истоки», «Детство», «Успех» и пр.), парциальные программы, методические рекомендации по реализации...
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по реализации программы, система мониторинга (диагностика), методические пособия, наглядно-дидактические пособия, хрестоматии, работа с родителями, списки литературы
«Детский сад 2100», «От рождения до школы»), авторские и рабочие программы, методические рекомендации по реализации программы, система...
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconМетодические рекомендации по реализации программы, система мониторинга (диагностика), методические пособия, наглядно-дидактические пособия, хрестоматии, работа с родителями, списки литературы
Рекомендации разработаны педагогами моу «цппрк» под руководством Акуловой Н. Ф., зам директора цппрк устьянского района, Архангельской...
С. П. Горбунова. Моделирование уроков литературы в старших классах (методические рекомендации) iconИз опыта работы учителя Селивановой Н. С
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы