Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 icon

Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2



НазваниеМетоды и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2
Дата конвертации04.10.2012
Размер162.49 Kb.
ТипДокументы
источник

Методы и методики мониторинга

изучения профессиональной позиции педагога

в организации внеурочной деятельности в Ульканской СОШ № 2

В настоящее время стандарт входит в группу слов, наиболее употребляемых педагогами в устной и письменной речи. Его произносят и пишут и те, кто считает стандартизацию важнейшим фактором повышения качества образования, и те, кто нейтрально или даже равнодушно относится к этому нововведению.

И это не случайно, ведь в настоящий период стандартизация – одно из приоритетных направлений развития отечественной системы образования. Уже разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, подготовлен и обсуждается проект стандарта для старшей ступени обучения, педагогические коллективы учреждений общего и профессионального образования приступили к реализации требований новых стандартов.

Однако разработкой и внедрением федеральных стандартов процесс стандартизации общего образования не завершается. Вероятно, он будет продолжен на региональном и муниципальном уровнях системы образования и даже на уровне отдельного образовательного учреждения. В данной связи становится очевидной необходимость более глубокого и детального осмысления проблем, возможностей и условий стандартизации образовательного процесса.

При рассмотрении вопроса о стандартах воспитательного процесса мы исходим из понимания стандартизации как разработки моделей эффективной (успешной) воспитательной деятельности в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях для сопоставления реальных и эталонных образцов воспитательной практики с целью выявления резервов повышения качества воспитания детей. Но что может стать основой для разработки таких моделей?

Опорами для разработки современной модели воспитательной деятельности служили, во-первых, концепции воспитания, подготовленные отечественными и зарубежными учеными, и , во-вторых, эффективная практика воспитательной работы , в которой мы попытались выявить то общее, что способствует успешному осуществлению воспитательного взаимодействия педагогов и школьников. Анализ теоретических источников и опыта успешно работающих педагогов-воспитателей позволил определить характерные черты эффективной воспитательной деятельности. Они и стали основными элементами разрабатываемой модели.

К таким чертам были отнесены следующие:

  • Стратегическая устремленность и среднесрочная перспектива планирования процесса воспитания (наличие у педагога стратегии построения воспитательных отношений с учащимися; разработанность перспективного плана (программы, проекта) взаимодействия со своими воспитанниками.

  • Направленность воспитательной деятельности на развитие детей ( сформированность у классного руководителя научных представлений о личности и ее структуре, факторах и условиях развития детей; направленность содержания, форм и способов организации воспитательного процесса на прогрессивное развитие обучающихся; избрание результатов и ситуации развития детей в качестве главного предмета анализа и оценки эффективности воспитательной деятельности).

  • Системность осуществления воспитательного взаимодействия (наличие у воспитателей системного видения воспитательного процесса; существование взаимосвязей между всеми компонентами процесса воспитания: целевым, содержательным, организационно-деятельностным, оценочно-аналитическим; развитость доминирующего вида или направления совместной деятельности; интегрированность усилий всех субъектов воспитательного процесса).

  • Гуманистический характер отношений педагога и учащихся (коллективная и личностная значимость гуманистических ценностей; демократический уклад жизни в классе; направленность воспитательного процесса на реализацию интересов и потребностей членов классного коллектива, на развитие самопроцессов личности: самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения, саморефлексии, самооценки и самокоррекции).

  • Технологичность воспитательной работы ( наличие у классного руководителя богатого арсенала форм, методов и приемов воспитательного влияния на учащихся; способность воспитателя адекватно и результативно использовать технологические средства в конкретной педагогической ситуации).

  • Диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя (разработанность критериев и показателей эффективности воспитательного процесса в классе, выступающих в качестве мерила продуктивности воспитания и удовлетворенности юных и взрослых членов классного сообщества жизнедеятельностью в классе; наличие комплекса применяемых методов и приемов для изучения, анализа и оценки состояния и результатов процесса воспитания детей).

«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего

качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», - утверждал английский писатель Р. Киплинг. Эту мысль можно также соотнести и с качеством воспитания как составляющей образовательного процесса. С этим трудно не согласиться, но современная педагогическая наука еще не определила сущность терминала «качество воспитания», а его оценка является одной из сложнейших проблем российской педагогики.

Каждый субъект воспитательного процесса (педагоги, учащиеся, родители, различные внешкольные организации и социальные институты) заинтересован в обеспечении качества воспитания. Однако трактуется оно сегодня достаточно произвольно, и это связано прежде всего с тем, что само слово «качество» многозначно. Как видим, разобраться в сущности понятия «качество воспитания» - непростая задача, заметим, что даже в Российской педагогической энциклопедии последнего издания его толкование отсутствует.

Изучением проблемы качества занимаются многие исследователи и практики. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось уже более пятнадцати симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходятся признать, что несмотря на это концепция качества образования, а тем более качества воспитания только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Анализ показывает, что нельзя заимствовать чужую национальную систему оценки качества, как и использовать в готовом виде концепцию другого образовательного учреждения. Необходимо разрабатывать свою систему, формировать критерии качества воспитания.

Качество воспитания - это многоаспектное явление, включающее в себя качество воспитательной деятельности в образовательном учреждении, качество педагогических кадров, качество воспитательных программ; качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды; качество воспитанников; качество управления, качество научно-педагогических исследований.

Таким образом, качество воспитательной системы образовательного учреждения можно синтезировать из следующих показателей:

  • Качество целей;

  • Качество условий;

  • Качество воспитательного процесса:

При анализе качества воспитания необходимо акцентировать внимание на оценивании качества воспитательной среды образовательного учреждения через изучение и определение эффективности воспитательного процесса. Мерой качества воспитания с позиций квалиметрического подхода является его эффективность.

Под эффективностью процесса воспитания, как правило, понимается действенность, результативность воспитания деятельности, способность обеспечить достижение цели.

Оценка эффективности воспитательного процесса возможна лишь через соотнесение полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

От эффективности воспитательного процесса следует судить, рассматривая его в двух планах, результативном и процессуальном.

Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, обеспечение эффективности государственных вложений в образование обусловливают актуальность проведения в образовательном учреждении мониторинга деятельности педагогов-воспитателей.

  • Мониторинг – система отслеживания результата;

  • Диагностика – изучение чего-либо;

  • Экспертиза – исследование, система оценки чего-либо

«Мониторинг» в переводе с английского языка означает « постоянное (систематическое) слежение» за состоянием и результатами какой-либо деятельности или объекта путем сбора, обработки и хранения оперативной информации. Поскольку слежение строится на определенных показателях, то оно возможно тогда, когда эти показатели разработаны, т.е. осуществлен прогноз результатов деятельности. Отслеживание результатов предполагает их фиксацию в конкретных проявлениях ( признаках).

Мониторинг выступает средством управления деятельностью или объектом. Результаты отслеживаются с целью их дальнейшего анализа, корректировки, усовершенствования образовательной деятельности, профилактики ошибок.

^ Мониторинг, как правило, включает оценку образовательных результатов (что не есть оценка ребенка или педагога), но при этом оценка, подчеркнем еще раз, не должна быть самоцелью: она производится лишь для того, чтобы определить имеющийся качественный уровень образовательных результатов, выявить проблемы и наметить пути их решения, совершенствования качества образования в учреждении. Однако при построении системы оценивания образовательных результатов важно, чтобы была выбрана единая оценочная шкала, например: 3-бальная, 5-бальная (уровневая). Но каждый педагог будет наполнять ее своими показателями – в зависимости от уровня контингента, своих задач и возможностей, условий, в которых он работает.

Условия эффективности мониторинга

  1. Четкая определенность объектов и предметов мониторинга

  2. Участие в мониторинге каждого субъекта того процесса, который является объектом мониторинга.

  3. Наличие единых параметров и критериев отслеживания и оценки образовательных результатов, т.е. обязательных для всех педагогов независимо от преподаваемого предмета, профиля.

  4. Гласность и открытость, управляемость и гибкость мониторингового процесса.

  5. Научно-методическая и психологическая поддержка мониторинга.

Общий алгоритм и процедурные компоненты мониторинга образовательных результатов

  1. Прогнозирование образовательных результатов учреждения.

  2. Анализ имеющихся образовательных результатов ( в соответствии с выбранными показателями результативности)

  3. Планирование мониторинга.

  4. Собственно сбор информации – реализация намеченной технологии.

  5. Анализ полученных результатов.

  6. Оценка результатов (текущих, оперативных, итоговых)

  7. Разработка педагогических мер по повышению качества обучения.

  8. Корректировка организации педагогического контроля с целью его оптимизации.



^ Изучение профессиональной позиции педагога – организатора

внеурочной деятельности школьников

Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя

Позиция педагога представляет собой представля­ет собой единство сознании и деятельности человека, где де­ятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

Педагогическая позиция, по словам В. И. Слободчикова. уникальна и единственна в своём роде. Она одновременно яв­ляется и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессио­нальной (выявляется при создании условий достижения профессиональных педагогических целей.

В данной модели представле­ны возможные действия воспитателя, разделённые на четы­ре блока:

  1. действия педагога как субъекта воспитательного влия­ния на ученика и детскую общность;

  2. действия педагога как субъекта личностного и профес­сионального саморазвития как воспитателя;

  3. действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;

  4. действия педагога как субъекта взаимодействия с выхо­дящими- на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.


Как осуществляется диагностика. Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения опросных листа № I и 2. Главное при этом — соблюсти интервал между предъявлениями листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы снизить возможную конфортность ответов, нейтрализовать возможные попытки угадать «правильный» ответ.

Опросный лист № 1

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа и поставьте знак (галочку, крестик и т. п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.


Действия педагога-воспитателя

Действия педагога-воспитателя

Считаю необходимым

Считаю важным

Считаю необязательным

Считаю ненужным

1.^ Равноправное общение с детьми.













2. Проявление эмпатии по отношению к ученику.













3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ученика.














4. Принятие ученика как личности, не взирая на соотношение его достоинств и недостатков.













5. Оценивание не личности ученика, а его поступков













6. Открытое предъявление учащимся своих нравственных убеждений, ценностей, ин­тересов













7 Сотрудниче­ство с детьми в достижении общих целей













8. Создание воспитывающих ситуаций в раз­личных видах деятельности













9. Создание си­туации успеха для каждого ученика













10. Организа­ция конструк­тивного конф­ликта в целях развития лич­ности и коллек­тива













11. Активиза­ция воспита­тельного потен­циала урока
















Действия педагога-воспитателя


Считаю необходимым


Считаю важным



Считаю необязательным


Считаю ненуж­ным


12 Поддержка школьников как субъектов са­моуправления













13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами













14. Поддержка процесса само­познания уче­ника













15. Предостав­ление реальных возможностей для самореали­зации и само­определения ученика













16 Принятие воспитывающе­го влияния де­тей на педагога














17. Честное, самокритичное отношение к своим успе­хам и неудачам














18^ . Забота о своем лично­стном росте, развитии духовности














19. Забота о своем физи­ческом и пси­хическом здо­ровье













20. Расширение и углубление своих профес­сиональных знаний и уме­ний в сфере воспитания













21. Постоянный самоанализ своей воспита­тельной дея­тельности













22 Совершен­ствование сво­их знаний о детской, подро­стковой, моло­дежной суб­культурах













23. Осмысле­ние своей дея­тельности в контексте вос­питательного процесса образовательного учреждения













24 Деятельное участие в педа­гогическом са­моуправлении














25. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег.














26. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе.














27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем.














28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом.














29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам.














30. Проявление интереса к жизни ученика в семье.















31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ученика.














32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ученика.














33. Защита прав и интересов ученика, оказавшегося в конфликте с родителями.














34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников.















35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками.














36. Защита и поддержка ученика, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации.
















Похожие:

Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconСеминарское занятие подготовила: Белина Г. В. Провели: Афоненкова О. А. Белина Г. В. «Современные методы обучения на уроке и во внеурочной деятельности»
Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы...
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconРекомендации по составлению программы внеурочной деятельности фгос
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания...
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconЭкспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Провел(а) экспертизу в форме анализа портфолио профессиональной деятельности
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconТермины и определения Вид профессиональной деятельности
Вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью...
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconЦель: Повышение профессиональной компетентности учителей кафедры естественных наук на основе изучения передового опыта учителей-новаторов школы, района, края, России, анализа собственных достижений. Задачи
Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации учебной и внеурочной деятельности
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconПриказ №51 от 05. 09. 2011 г. Об утверждении положения об организации внеурочной деятельности обучающихся моу рысайкинской сош. В связи с введением в образовательную деятельность школы фгос ноо
Утвердить положение об организации внеурочной деятельности обучающихся моу рысайкинской сош
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconСправка о проверке мониторинга изучения уровней воспитанности учащихся 1 – 11 классов моу «сош зато михайловский»
Цель: оценить эффективность организации и проведения мониторинга изучения уровней воспитанности учащихся 1 – 11 классов моу «сош...
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconПоложение об организации внеурочной деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного...
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconРезультаты профессиональной педагогической деятельности Таблица №1 Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности педагогического работника
Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности педагогического работника
Методы и методики мониторинга изучения профессиональной позиции педагога в организации внеурочной деятельности в Ульканской сош №2 iconМетодические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования основные задачи внеурочной деятельности
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы