Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура)
Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) icon

Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура)



НазваниеУрок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура)
Дата конвертации04.10.2012
Размер67.68 Kb.
ТипУрок
источник

Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1КК

МОУ Казачинская СОШ Вотякова Ольга Петровна.

Тема: Культура России в 14-15 веке (архитектура).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие.


Цель: Ознакомить учащихся с особенностями архитектурного искусства России в 15-16 веке.

Задачи: 1.Развивать у учащихся творческое воображение, понимание и уважение к истории и культуре России, прививать интерес и любовь учащихся к стране, родному краю;

2. Учить школьников понимать и правильно оценивать произведения искусства;

3. Создать условия для формирования представления учащихся о культуре России.

Оборудование: мультимедиа-проектор, иллюстрированное приложение, магнитофон.

Ход урока.

1.Сообщение темы и цели урока.

Звучит русская народная музыка (слайд №1).

Учитель. “Россия всюду, что ты с ней ни делай, В сердцах людей раскинулась она…”, так выразил своё отношение к России А. Дементьев. А для вас, ребята, что значит Россия?

^ Дети. Россия это – белые стройные берёзки, бескрайние просторы полей, золотые купола белокаменных соборов, родной дом, город и т.д.

Учитель. Да, Россия всюду. Россия – это и наше любимое село, это и наша школа с её прошлым и настоящим, Россию мы видим и на картинах художников и в произведениях русских поэтов, прозаиков, Россия звучит и в русской народной музыке и в произведениях композиторов. Художники, поэты, композиторы в произведения вкладывают свою душу.

Учитель. Идут столетья, проносятся годы, но духовное достояние русского народа не утрачивает своей значимости и остаётся в сердцах людей навсегда. Сегодня мы заглянем в прошлое нашей Родины, перелистаем страницы истории России 14-15 века.

2. Изучение нового материала. 2.1.Путешествие во времени.

Учитель. А перенестись в прошлое нам помогут ребята (девочка и мальчик, далее – Д. и М.), путешествующие на машине времени.

Под звуки, соответствующие работе Машины времени выходят Д. и М., в руках у мальчика прибор – машина, у девочки – большой бинокль.

^ М. Внимание! Готовность №1.Отправляемся в путешествие!

Д. Ой, где это мы? (Слайд №2)

М. Пока не знаю. Место тихое, водное, рыбное и охотницкое. Холм, обнесенный забором-тыном, ров вокруг вырыт…

^ Д. В центре выстроены дубовые княжеские палаты (слайд № 3). Помню из истории времена Ивана Калиты.

М. Вижу среди деревянных построек белокаменные церкви (слайд № 4). Именно при князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня.

^ Д. Смотри-ка! Красота какая!!! (Слайд № 5). Соборы белокаменные – один краше другого! Давай, подойдем поближе.

Учитель. Ребята, где оказались Д.и М.?

Дети. В Москве. На территории московского Кремля.

Учитель. Они увидели площадь трех соборов, находящуюся на территории Кремля. При каком московском князе она возникла?

^ Дети. Она возникла при князе Иване III, смелом, волевом и решительном человеке.

Учитель. За что московского князя Ивана III прозвали Великим?

Дети. Он объединил Русь, присоединил к Москве богатые и славные города – Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь. Иван Великий заботился о том, чтобы стольный град был и надежно укреплен и чтобы выглядел он торжественным, величавым.

Учитель. Назовите время возникновения Соборной площади в Кремле.

^ Дети. Примерно конец 15 века.

Учитель. Зябко укутав плечи в собольи меха, стоял на полуоттаявшем кремлевском холме высокий, стройный, седой человек. Вместе с ним изумленно глядели на загадочный северный город два черноволосых молодых человека. Из Италии в Москву архитектор и военный инженер Аристотель Фиорованти, взяв с собой сына Андрея и ученика Петра. Аристотель Фиорованти получил от князя почетный заказ – соорудить главный храм государства – УСПЕНСКИЙ (слайд № 6).
Зодчество – искусство строить здания, оно неотделимо от умения вписывать линии в небо. Аристотель Фиорованти понимал, что в России другое небо, чем в Италии,  –  северное, другие люди – спокойные и молчаливые, иные обычаи и вера. Древняя Русь – Русь деревянная, и строительство каменного здания было целым событием. Нередко в летописях появлялись восторженные записи о сооружениях, подобных которым на Руси прежде не бывало. Современники называли их “пречудными” и “предивными”, любовались их высотой и “светлостью”, а порой и “силой великой”.
Не случайно называют архитектуру летописью мира, ведь она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания. Из раскопок мы узнаём, что в древности на Руси простой люд жил в полуземлянках, а хоромы князей строились из нескольких деревянных срубов со сложными переходами и крышами (слайд № 7).
Русские мастера в течение веков возводили различные жилые и хозяйственные постройки, городские башни, стены, мосты, хоромы. С принятием христианства на Руси началось сооружение других построек. Назовите, какие постройки стали строить с принятием христианства на Руси?

^ Дети. Культовые постройки –  храмы, монастыри, церкви, соборы.

Учитель. Культовые каменные постройки на Руси общие имели черты, а именно: крестово-купольную основу, апсиды, барабан, купол (слайд № 8).

2.3. Сл. работа сопровождается записями в тетрадях.

Oснову построек представляет прямоугольный объём с крестово-купольной композицией, на стенах имеются полукруглые выступы- апсиды, венчают постройки купола установленные на мощных барабанах.

Но вместе с тем в разных частях Руси складываются местные особенности стиля, которые определяют архитектурный облик многих русских княжеств и городов (слайд № 9).
Так ^ Новгородские постройки отличаются строгими пропорциями, простотой, они лишены всяких украшений и поэтому кажутся мощными, суровыми и неприступными как крепость (слайд № 10).
^ Ростово-суздальские церкви, Владимирские храмы наоборот – спокойные, стройные, искусно украшенные каменной резьбой. Они строились из белого известняка, что и придавало сооружению светлый, нарядный вид (слайд № 11).
Культовые храмы на Руси возводились и как памятники значительных событий. Как правило, это были храмы в честь славных побед русского оружия, в которых поминали в молебне павших на полях сражений. Здесь храм был воплощением силы церкви и государственной власти, поэтому в каждое время русские соборы и церкви возводились во всём великолепии (слайд № 12).
Успенский собор тоже соответствует политическим замыслам заказчика, князя Ивана III – стремившегося подчеркнуть преемственность великого княжения владимирского и московского. Собор замышлялся не только как главный храм московской епископии, но и как символ московской независимости – центр всей жизни русских земель. Летопись с гордостью подчёркивает, что для построения этого собора “бог привёл мастеров из всех земель”.
Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари.
Представьте что мы, ступая по белокаменным ступеням Успенского собора, попадаем в храм, где проходит коронация самого Ивана Грозного.

Куда ни пойдешь по улицам старой Москвы, отовсюду увидишь золотую шапку Ивана Великого. Бело-золотую кремлевскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: “Вырос детинушка с Ивана Великого” (слайд № 13). Ребята, а кто знает ее первоначальное предназначение?

^ Дети. Эта колокольня была дозорной башней.

Учитель. Высоко над Москвой в небо поднималась ярусами дозорная башня. На самой выси, на боевой площадке, сидел караульщик и зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги? Заметив опасность, ударял воин в гулкие звоны колокола, разводила стража подъемные мосты над рвом и наглухо запирала кремлевские ворота. Иван Великий спасал не только Кремль, но и всю Москву.
Колокола на Руси были излюбленным и демократичным музыкальным инструментом. Их любили все – и простой люд, и царские вельможи. Особенно благоволили к колоколам русские цари. Иван Грозный, хорошо знавший церковное пение и сам сочинявший песнопения, был большим знатоком колоколов и, находясь в Александровой Слободе, в четыре часа утра ходил на колокольню к заутрене. Как на Западе, так и в России с колоколом обращались как с человеком. У колокола, как и у человека, имеются язык, губа, уши, плечо, корона. Колоколам, как людям давались имена, и отношение к ним было как к живым существам (слайд № 14).
Что касается числа колоколов, то Россия удерживает первенство перед всеми странами земли. Отливка колоколов в древнерусском государстве считалась делом такой же государственной важности, как и производство оружия, пушек.
За провинность же колокола наказывали, отправляли в ссылку, секли розгами. Первым ссыльным колоколом был углический, возвестивший о смерти царевича Дмитрия в 1591 г. За это он был высечен и сослан вместе с угличанами в Сибирь, в Тобольск. В наказание у колокола был вырезан язык.
С древнейших времен колокольный звон был неотъемлемой частью русской жизни. Ребята, где в повседневной жизни русский человек может встретиться с колокольным звоном?

Дети. Он звучит и в дни больших торжеств, и в малые праздники. Колоколом созывали народ на вече, звали на помощь, защиту отечества, приветствовали возвращение полков с поля брани. Колокольным звоном давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон.

Учитель. Да, звон колоколов сопровождал человека всю жизнь, от колыбели до могилы. (слайд № 15).
Ребята, что-то давно мы не видели наших помощников, интересно, где они?

^ М. Готовность №1! Продолжаем путешествие!

Д. Ой, М., мы, кажется, не туда попали!

М. Действительно! Наверное, я не ту кнопку нажал! Детей-то сколько! Да все – важные такие!

^ Д. Да не важные, а серьезные! Интересно все-таки, куда же мы попали?

М. А давай у ребят спросим! Ребята, где мы?

Дети. В Казачинской школе.

^ Д. А вы – ученики, стало быть?

М. Насколько мне известно, в школе учат хорошим манерам, правилам поведения в обществе и дают прочные знания по многим предметам.

Учитель. Вы абсолютно правы!

Д. Интересно, а выдержат ли наше испытание нынешние ученики?

^ М. Смогут ли справиться с нашими вопросами?

Учитель. Ребята, вы готовы к испытаниям? Ответить на вопросы путешественников вы сможете без труда после того, как прочитаете текст учебника.

2.4.Работа с учебником.

(Чтение текста «цепочкой» со ссылкой на иллюстрации).

Учитель (по окончании чтения обращается к путешественникам). Ну, что ж, задавайте свои вопросы!

2.5. Закрепление изученного материала.

Мальчик и девочка устраивают блиц-опрос по вопросам к тексту.

Д. Молодцы, ребята!

Д. К сожаленью, нам пора прощаться. Мы отправляемся в путь, ведь это так интересно – путешествовать во времени. А к вам мы ещё обязательно вернёмся. 4. Итог урока.

5. Д.З. Ответить на вопросы параграфа.

Презентация Родина.




Похожие:

Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) iconНазвание работы: Урок истории 6 класс «Архитектура России 14-15 веков»
Вотякова Ольга Петровна, учитель истории и обществознания 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) iconДокументи
1. /7 класс/Всемирная история/Английская революция.doc
2. /7...

Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) iconАвгустовская педагогическая конференция
Дундина Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания моу «сош п. Петровский Краснолартизанского района»
Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) icon«Культура – это живая судьба народа» (С. Н. Бердяев) Быт и обычаи в России в 1-й половине 19 века
Автор: Поповкин А. Е., учитель истории и обществознания моу сош д. Ершовка Какие изменения произошли в первой половине 19 в по сравнению...
Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) iconПрограмма детского школьного объединения «История родного края»
Дырнова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) iconРусский язык 2 класс умк «Гармония» Учитель мобу нош №24 Полюдова Ольга Петровна
Оборудование: компьютерная презентация, сигнальные карточки, справочники, словари
Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) iconРабочая программа по курсу «История России XX начало XXI века» А. Ф. Киселев, В. П. Попов. 11 класс. (Мешкова Е. Е., учитель истории моу сош №18, г. Камышин Волгоградской области) Пояснительная записка
Изучение истории на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) iconСтатья Модульное обучение как основа для формирования базовых компетенций учащихся Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр»
Рыбкина Ирина Владимировна учитель истории и обществознания моу большеглушицкая сош №2 «Образовательный центр»
Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) iconУрок русского языка. 2 класс. Система Л. В. Занкова Учебник А. В. Поляковой Выполнила учитель начальных классов моу сош №2 г. Амурска
Тема урока. Правописание предлогов и приставок (презентация к уроку Microsoft Power Point)
Урок-презентация. История, 6 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема : Культура России в 14-15 веке (архитектура) iconТематическое планирование по курсу «Культура делового общения» Класс: 9 «Б»
Мельникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы 1 кв категории моу казачинская сош, с. Казачинское, Казачинско-Ленского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы