Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение icon

Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение



НазваниеСодержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение
Дата конвертации06.03.2013
Размер148.99 Kb.
ТипРеферат
источник


Содержание.


  1. Введение 3

2. Основная часть:

2.1. Химия и поэзия. 4

2.2. Химия и проза. 4

2.3. Химические неточности в произведениях литературы. 6

2.4. Родоначальники российской химии и литература. 7

3. Приложения. 9

4. Заключение. 12

5. Список литературы. 13



  1. Введение.

Мы часто замечаем связь естественных наук: химии, физики, биологии, географии, экологии и др. А что насчет химии и литературы? Они важны в современном мире. Химию называют «индустрией чудесных превращений». Она повсюду: одежда, пища, заводы, фабрики и машины, машины, машины… А книги с самого детства - наши друзья. Казалось бы, химия и литература — совершенно разные предметы, и соприкосновения найти невозможно. В своей работе я докажу обратное.

Объектом исследования данного проекта являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях. «Нельзя объять необъятное», - считал один литературный герой. Пришлось с ним согласиться и из целого океана, именуемого Литературой, взять для данной работы лишь небольшой ручеёк ─ некоторые отрывки из произведений художественной литературы. Их анализ и критическое осмысление я проведу и проделаю ряд химических экспериментов, аналогичных описанным некоторыми авторами.

Выбранная мною тема очень актуальна: ведь знакомство с литературой мы начинаем с детских стихов, затем изучаем более серьёзные произведения. А узнав предмет «химия», вспоминаем некоторые отрывки, начинаем их анализировать, появляются вопросы, в которых порой хотелось бы убедиться экспериментально.

Также в этом проекте я выдвигаю гипотезу: всегда ли писатели и поэты в своих произведениях правильно описывают химические вещества и процессы?


Моя работа состоит из следующих разделов:

  • основная часть, в которой рассмотрены химические сюжеты стихов и прозы, освещены неточности, а порой и ошибки, допущенные авторами;

  • приложения, где приведены результаты и фотографии проделанных опытов;

  • заключение, в котором сформулированы основные полученные результаты и выводы;

  • к данной исследовательской работе выполнена компьютерная презентация, содержащая видеофрагменты.

Итак, химия и литература. Что общего?


2. Основная часть:

2.1. Химия и поэзия.

Химизация поэзии началась с освоения химического языка, в который входили названия химических элементов и веществ, в первую очередь ─ металлов.

Богата химическими терминами поэзия XIX века:

^ Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом. (А.С.Пушкин)


И железная лопата

В каменную грудь,

Добывая медь и злато,

Врежет страшный путь. (М.Ю.Лермонтов)


Кулак был из свинца…

Я помню время золотое… (Ф.И.Тютчев)


В поэзии XX века авторы используют химические термины для усиления образности повествования. Интересно отображают поэты всем известное явление коррозии металлов:

^ На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть… (А.Ахматова)


От медленных лобзаний влаги

Нежнеет грубый свод гробниц,

Где зеленеют саркофаги

Святых монахов и девиц. (А.Блок)


Листая один из школьных учебников по химии, я встретил отрывок:

^ Коррозия – рыжая крыса,

Грызет металлический лом. (В.Шефнер)


Меня заинтересовали эти строки, и я решил провести небольшой эксперимент: изучение процесса коррозии в различных средах. Приложение 1.

Читая поэтические произведения, часто можно встретить устаревшие химические термины. Например, в поэме «Ключ» Д.Васильева есть строка «Он наливал купоросное масло в сосуд». Купоросным маслом в старину называли концентрированную серную кислоту из-за ее желтоватого цвета, вязкости и источника получения – железного купороса.

2.2. Химия и проза.

Узнав о способах разделения смесей на уроке химии, я вспомнил произведение В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», изученное ранее на одном из уроков литературы: “Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная”.
Я сразу узнал один из методов очистки веществ – фильтрование. А зачем Рукодельница брала угольки? Оказалось, это не что иное, как процесс адсорбции. Дома я провел небольшой опыт: адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. Приложение 2.

Известный писатель-фантаст Жюль Верн часто использовал химические понятия. Например, в произведении «Опыт доктора Окса» он описал состав воздуха: «Семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах». Писатель не указал в своем перечне инертные (или благородные) газы. Но это не ошибка: он просто не знал об их существовании, потому что первый представитель этих веществ – гелий – был открыт через 25 лет после написания книги.

В романе А.Конан Дойла «Маракатова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу, и их батискаф остается на дне океана: «…воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно ещё было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше…». Нетрудно догадаться, что речь идет об углекислом газе (оксиде углерода IV – CO2), который тяжелее воздуха и не поддерживает дыхание.

Об этом же веществе упоминается и в произведении В.Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха»: «Вы слышали об эффекте “Собачьей пещеры в Италии”? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут». Углекислый газ собирается внизу пещеры: человеческая голова выше этой зоны, а собачья и кроличья – нет.

В книге Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» описана сцена тушения пожара: «…сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглатывая огонь, как воду… Она (Скарлетт) сунула ковер в бадью и, набрав побольше воздуха в легкие, ринулась снова в темную от дыма кухню, плотно захлопнув за собой дверь. Целую, как ей показалось, вечность она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне, била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг нее». Чтобы погасить пламя, нужно либо охладить вещество ниже температуры воспламенения, либо прекратить доступ к нему кислорода, что и делала героиня. Действовать нужно быстро и решительно. Огонь гасят, накрывая горящий предмет, в данном случае ковром. Чтобы погасить горящую древесину (пол), ее заливают водой. Вода охлаждает горящую древесину и преграждает доступ к ней воздуха. Приложение 3.

В романе Г.Р.Хаггарда «Клеопатра» есть следующие строки: «…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа…». Основу жемчужины составляет карбонат кальция. Такую же основу имеет мел, мрамор, яичная скорлупа, которые тоже взаимодействуют с кислотами:

СаСО3 + 2НСl = СaCl2 + СО2 + Н2О Приложение 4.

Богаты недра России: нефть, газ, руды металлов. Но краше всего – это камни самоцветные, спрятанные в глубине Уральских гор. Большая сила заключена в этих камнях, красоту и радость несут они людям. Охраняет самоцветные камни от злых и жадных людей Хозяйка Медной горы. Только талантливые и работящие имеют доступ в её чертоги. Именно об этом рассказывает в своих произведениях цикла «Малахитовая шкатулка» известный русский писатель Павел Петрович Бажов. Он описывает такие минералы, как малахит, родонит, лазурит, сердолик, амазонит, криолит, опал, халцедон.

С детства всем известны рассказы писателя Николая Носова. Один из них – «Бенгальские огни»: “По целым дням он (Мишка) толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу”; “ Вдруг бенгальские огни вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк! Нет, какой там фейерверк - северное сияние! Извержение вулкана! Вся ёлка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы стояли как зачарованные и смотрели во все глаза”; “Наконец огни догорели, и вся комната наполнилась каким-то едким, удушливым дымом”.

4Al + 3O2 = 2Al2O3

Эта химическая реакция используется для изготовления бенгальских огней и фейерверков и легла в основу рассказа Н.Носова. Приложение 5.

2.3. Химические неточности в произведениях литературы.

Нередко авторы допускают ошибки или же высказывания требуют соответствующих пояснений. Например, у И.Сельвинского есть строки:

^ Видишь – мрамор:

Это просто кальций…


Мрамор – это не кальций, а соль – карбонат кальция (СаСО3).

В стихотворении А.Ахматовой тоже есть ошибка, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора:

^ Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово…


Конечно, золото – благородный металл – не ржавеет, не корродирует.

В стихотворении Л.Лавренёва можно заметить неточность в строках:

^ В озон превращается воздух…

В озон превращается не воздух, а кислород. Уравнение химической реакции: 3О2 = 2О3 (при электрическом разряде).

Писатели-фантасты часто используют химическую терминологию, при этом допуская неточности и ошибки. Например, в романе А.Беляева «Продавец воздуха» можно прочитать: “Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом… « Жидкий воздух», - сказал Бейли. Я был поражён. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории”. Температура, при которой воздух становится жидким, должна быть ниже -1960С. Человеку при этой температуре невозможно находиться вблизи этого «озера», он погибнет от переохлаждения.

В популярной повести А.Н.Рыбакова «Приключения Кроша» фраза «^ Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напоминал мне о сожженных в Липках брюках…» звучит химически неграмотно, так как серная кислота не имеет запаха.

И конечно, нельзя не вспомнить отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А.К.Дойла, в котором допущена существенная химическая ошибка: “…Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

^ Фосфор, - сказал я”.

Светится в темноте белый фосфор, а он, во-первых, ядовит, а во-вторых, самовоспламеняется на воздухе, поэтому его нельзя использовать для нанесения на тело животного.

2.4. Родоначальники российской химии и литература.

Конечно, нельзя не вспомнить о таких великих людях, как Дмитрий Иванович Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке – химии, но связанных и с литературой.

В 1903 году знаменитый поэт А.Блок женился на Любови Менделеевой (старшей дочери Д. И. Менделеева), героине его первой книги стихов “Стихи о Прекрасной Даме”.




^ Любовь Дмитриевна Менделеева

и Александр Александрович Блок


Великому химику Д.И.Менделееву посвятил в 1948 году стихотворение поэт Степан Щипачев:


^ ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА


Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

все — от песчинок малых до планет —из элементов состоит единых.


Как формула, как график трудовой

^ Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

входи в него, вдыхай, руками трогай.


Есть просто газ легчайший — водород,

есть просто кислород, а вместе это —

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.


Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется вселенная сама

одной лабораторией огромной.


Тут мало оптикой поможешь глазу,

тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу —

глубины мирозданья скрыты в ней.


Будь то вода, что поле оросила,

будь то железо, медь или гранит —

все страшную космическую силу,

закованную в атомы, хранит.


Мы не отступим, мы пробьем дорогу

туда, где замкнут мирозданья круг,—

и что приписывалось раньше богу,

все будет делом наших грешных рук!


Также всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

^ О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

^ Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…


3. Приложения.

Приложение 1. Изучение процесса коррозии в различных средах.

Растворы

Окраска индикатора

1. Нашатырный спирт

Синяя (щелочная среда)

2. Раствор поваренной соли (хлорида натрия)

Не изменяется (нейтральная среда)

3. Уксусная кислота

Красная (кислотная среда)

4. Раствор пищевой соды

Синяя (щелочная среда)

5. Водопроводная вода

Не изменяется (нейтральная среда)


Результаты эксперимента.

Спустя сутки

Окраска индикатора







Через неделю Через две недели




Приложение 2. Адсорбция активированным углем красящих

веществ пепси-колы.










Приложение 3. Изготовление

самодельного огнетушителя.







Приложение 4. Взаимодействие мела и мрамора с соляной кислотой.





Приложение 5. «Бенгальские огни».





4. Заключение.


Выполнив ряд экспериментов во время своей исследовательской работы, я сделал следующие выводы из полученных результатов. Приложение 1. Процесс коррозии (самопроизвольное разрушение металлов под воздействием окружающей среды) начался раньше и наиболее сильно протекает в растворах уксусной кислоты, поваренной соли и водопроводной воде. Практически отсутствует коррозия в растворе нашатырного спирта и растворе пищевой соды. Причинами коррозии являются: кислород, который обычно растворён в воде, а также ионы водорода. Скорость коррозии зависит также от состава омывающей металл среды: хлорид-ионы усиливают, а гидроксид-ионы ослабляют коррозию.

Приложение 2. Процесс адсорбции (поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества) можно использовать для очистки многих продуктов, а в качестве адсорбента - активированный уголь из-за его пористой поверхности.

Приложение 3. Пожар – одно из страшнейших бедствий, которое переживает человек. Один из способов тушения пожаров – использование огнетушителя. Я изготовил самодельный огнетушитель, действие которого основано на выделении углекислого газа при взаимодействии растворов пищевой соды и уксусной кислоты.

Приложения 4 и 5. Выполнив эксперименты - взаимодействие мела и мрамора с раствором соляной кислоты и горение алюминия - я убедился в правильном осмыслении этих химических явлений авторами произведений, в которых они упоминаются.


В исследовательской работе я выполнил поставленные цели и задачи:

  • изучил и проанализировал отрывки из произведений художественной литературы;

  • проделал серию экспериментов, аналогичных сюжетам произведений;

  • сформулировал выводы;

  • сделал компьютерную презентацию.

В заключение своей работы хотелось бы отметить, что истины, облачённые в поэтические одежды, порой влияют на сознание гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз химии и литературы поражает своей изобретательностью и значимостью. Монументальность химии, её логика, сложность, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой!


5. Список литературы.

1. П.П.Бажов, Малахитовая шкатулка. – М.: Художественная литература, 1997. – 334 с.

2. А. Беляев, Сочинения в 3-х томах. – М.: Терра, 1996.

3. Ж. Верн, Полное собрание сочинений. – М.: Ладомир, 1994

4. О.С.Габриелян, Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 200 . – 224 с.

5. О.С.Габриелян, Г.А.Шипарёва, Химия, методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.

6. А.Конан Дойл, Записки о Шерлоке Холмсе. – М.: АСТ, 1998.

7. А.Конан Дойл, Маракатова Бездна. – М.: Детская литература, 1993.

8. В.Короткевич, Чёрный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха. – Минск: Мастацкая лiтература, 1984 (в переводе с белорусского В.Щедриной).

9. М.Митчелл, Унесённые ветром. – Л.: Лениздат, 1989 (перевод с английского Т.Кудрявцевой)

10. Н.Носов, Весёлые рассказы о школьниках. – М.: Детская литература, 1976

11. В.Ф.Одоевкий, Мороз Иванович. – М.: Круг чтения, 2001

12. А.Рыбаков, Приключения Кроша. – М.: Детская литература, 1976

13. Л.А.Савина, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Химия. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.

14. Г.Р.Хаггард, Клеопатра. Скиталец. Исторические романы. – М.: Молодая гвардия, 1990

15. Н.В.Чудакова, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.

16. Н.В.Ширшина, Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.

17. Стихи А.Ахматовой, А.Блока, Л.Лавренёва, М.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.Сельвинского, Ф.Тютчева, В.Шефнера

18. http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0080.shtml

19. http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post68065522/






Похожие:

Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconСодержание Введение Характерные черты ренессанской культуры Заключение Список литературы Введение
В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое»...
Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconСодержание Введение Теоретические модели государственного регулирования экономики Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики Заключение Список используемой литературы Введение
Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной...
Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconСодержание Введение Издержки производства в долгосрочном периоде Положительный и отрицательный эффекты масштаба Тест Заключение Список литературы Введение
Количество какого-либо товара, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования...
Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconСодержание Введение Локализация городов Южного Казахстана Количество городов, типология и типография Структура городов Функции городов Города Южного Казахстана Заключение Список литературы Введение
Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он, большой, крупный город....
Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconOverview химия 9 химия 10 химия 11 Sheet 1: химия 9
Ранжированный список участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconРефераты по теме «Логика» Над каждой темой реферата работают три ученика. Требования к реферату: Правильное оформление, Обязательно!!! оглавление, нумерация страниц, введение, заключение и список литературы. К реферату подготовить презентацию
Над каждой темой реферата работают три ученика. Требования к реферату: Правильное оформление, Обязательно!!! оглавление, нумерация...
Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconСодержание Введение История анимации Создание анимации Технология создания анимации с помощью программы Microsoft Gif Animator Анимационные иконки создание мультфильмов Заключение Список литературы введение
Но что движет этими самыми замечательными картинками и откуда, они берутся? Вот на эти вопросы я старался ответить в своей работе...
Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconУчителю химии Рекомендательный библиографический список литературы
Васильева, С. И. Наш опыт проведения егэ: анализ и выводы [Текст] / С. И. Васильева // Химия в школе. – 2007. № – С. 30-35
Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconСодержание Введение Историческая справка Проблема. Цель. Задачи Экспериментальная часть Выводы и рекомендации Используемая литература Приложения Введение
Ханс Кристиан Эрстед открыл даже, что электрический ток оказывает воздействие на стрелку компаса, но что собой представляет этот...
Содержание. Введение 3 Основная часть: Химия и поэзия. 4 Химия и проза. 4 Химические неточности в произведениях литературы. 6 Родоначальники российской химии и литература. 7 Приложения. 9 Заключение. 12 Список литературы. 13 Введение iconСодержание введение Либеральное движение в пореформенную эпоху "Новый" либерализм Заключение Литература введение
Особенно актуальна эта тема для нашего заполитизированного российского общества. Ведь изучая историю страны, ее традиции, идеологические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы