Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск icon

Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск



НазваниеПояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск
Дата конвертации05.03.2013
Размер135.34 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
источник

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования

городского округа Красноуфимск


Основная образовательная программа начального общего образования (далее по тексту ООП НОО) определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

ООП НОО разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании» (№309-ФЗ от 01.12.2007), определяющим статус и порядок разработки основной образовательной программы; требованиями ФГОС НОО (с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373), с учетом рекомендаций Примерной программы, особенностей муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования (далее по тексту МО школы-интерната), образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания общего образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, универсальные учебные действия).

ООП НОО МО школы-интерната направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


Целью основной образовательной программы МО школы-интерната является создание адаптивных условий для выявления и развития способностей каждого ученика, формирования его как свободной, духовно-богатой, образованной, физически здоровой, творческой личности, ориентированной на общественно значимые ценности.


ООП НОО формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  1. с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  2. с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  3. с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  4. с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  5. с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  6. с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.


Целью реализации ООП НОО является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.


К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  1. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  2. переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  3. ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  4. признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  5. учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  6. обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  7. разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


ООП НОО образовательного учреждения содержит следующие разделы:

  1. пояснительную записку;

  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. учебный план образовательного учреждения;

  4. программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  5. программы отдельных учебных предметов, курсов;

  6. программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. программу коррекционной работы;

  9. систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Разработанная образовательным учреждением ООП НОО предусматривает:

  1. достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  2. выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  3. организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  4. участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  5. использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  6. возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  7. включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (города, района, области) для приобретения опыта реального управления и действия.


Адресность ООП НОО МО школы-интерната .

Программа адресована всем детям, достигшим 6,5 лет и не имеющим противопоказаний для обучения в 1 классе общеобразовательной школы.

Уровень готовности ребенка к освоению программы устанавливается на основании медицинского заключения, вписанного в медицинскую карту ребенка.


Организационно-педагогические условия реализации ООО НОО.

Режим работы начальной школы:

  1. 1 класс работает по пятидневной неделе при соблюдении валеологических требований к учебному процессу (ступенчатый режим расписания уроков в 1-х классах, динамические паузы, психологическая комфортность и др.), продолжительность уроков – 35 минут;

  2. 2-4 классы по шестидневной неделе без превышения предельно допустимой нагрузки в 25 часов; продолжительность уроков 40 минут; занятия организованы в одну смену; наполняемость классов – не более 25 человек;

  3. Расписание звонков.

1 урок 9.00 – 9.40 (перемена 10 минут)

2 урок 9.50 – 10.30 (перемена 10 минут)

3 урок 10.40 – 11.20 (перемена 20 минут) горячий завтрак

4 урок 11.40 – 12.20 (перемена 20 минут)

5 урок 12.40 – 13.20 (перемена 10 минут)

Кадровые условия:

В начальном звене работает 5 учителей начальной школы, педагоги-предметники следующих предметов: физкультуры 1, изобразительного искусства 1, музыки 1, английского языка 2, 1 воспитатель группы продленного дня (итого: 11 человек). Из них высшее педагогическое образование имеют 7 человек (64%), I кв. категорию – 6 человек (55%), II кв. категорию – 3 человека (27 %).


Особенности учебно-методического комплекта (далее по тексту УМК):

 Современное образование -  образование, отвечающее реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющее надежный потенциал для будущего.

УМК  «Школа России» создается в России и для России. Предлагаемая  образовательная модель отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его.

Главная  идея  комплекта -  школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

УМК базируется на  новых достиженихя педагогической теории и практики, относящихся прежде всего к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей, как известно, глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии, отечественном и мировом. Комплект опирается на новые теоретические концепции, идеи как общепедагогического, так и конкретно-методического характера, что обеспечивает новое видение школы в целом и каждого учебного предмета в отдельности.

В основу создания образовательной модели «Школа России» положены традиции отечественной школы с признанием их исключительной ценности и значимости.

1. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно развивающее образование младших школьников.

2. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников.

  • Огромное внимание уделяется  воспитанию  школьников как граждан России. Различные аспекты родиноведческих и краеведческих знаний составляют значительную часть содержания  учебников. Одна из важнейших  задач -  развитие у ребенка интереса к познанию, постижению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного величия.

  • Одна из задач УМК – формирование основ экономических знаний и правовой культуры.

3. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.

В  учебниках Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а ее граждане - одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития. Учебные программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания.

4. Комплект «Школа России» обеспечивает экоадекватное образование младших школьников.

Экоадекватное образование -  образование адекватное «дому», своего рода «встраивание» растущего человека, свободной и творческой личности, в биосферу с ее системой императивных ограничений. Приоритетная задача -  развитие у ребенка природосберегающего  «чувства дома», воспитание  любви и уважения к Природе во всех ее проявлениях - от цветка на подоконнике до целого Мироздания. Поэтому одной из важнейших составляющих  модели «Школа России» является экологическая этика и связанная с ее освоением эколого-этическая деятельность ученика. Эта деятельность, включающая анализ отношения к миру природы, оценку поступков, выработку «экоадекватных» норм жизни, направлена на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка в согласии и взаимодействии с Природой.

УМК «Школа России» обладает такими качествами как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

Комплект состоит из учебников для 1- 4 классов:

  • русский язык авторы Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой;

  • математика авторы Моро М.И., Степанова СВ., Волкова СИ.

  • окружающий мир автор Плешаков А. А..

  • литературное чтение авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. / Под ред. Климановой Л. Ф.

  • информатике авторов А.Л. Семенова и др.;

  • музыка авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.;

  • Физическая культура автор Лях В.И.

  • изобразительное искусство автор Неменская Л. А. /Под ред. Неменского Б.М.

  • технология автор Геронимус Т.М.

  • английский язык автор Биболетова  и др.;

 

Соблюдение прав обучающихся на ступени НОО на выбор видов и форм деятельности, обеспечивающих развитие творческих способностей, самоопределение и социализацию личности будет реализовано через программу внеурочной деятельности.


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других формах деятельности.

Уровни образовательные результаты внеучебной деятельности младших школьников:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

^ Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.




Похожие:

Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconПубличный доклад муниципальной казенной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск Свердловской области за 2011-2012 уч год
Уважаемые ученики, родители (законные представители), общественность, друзья и партнеры школы!
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconА. Е. Мельникова от 20 г. Публичный доклад
Представляем вам публичный доклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности муниципальной общеобразовательной школы-интерната...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconУстав муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа–интернат общеобразовательная школа–интернат основного общего...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Ловозерской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования ловозеро пояснительная записка
Образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Кузьминские Отвержки Липецкого муниципального района Липецкой области
Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconПоложение о системе оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
Главы городского округа Красноуфимск от 25. 02. 2010 г. №120 «Об утверждении Системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconОсновная образовательная программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconОсновная образовательная программа (ступень начального общего образования) Муниципальной общеобразовательной школы-интерната
Государственный статус образовательного учреждения Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования моу «Средней общеобразовательной школы №1 р п. Лысые Горы Саратовской области»
Ос «Школа России», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования муниципальной общеобразовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната основного общего образования городского округа Красноуфимск iconГ. В. Скопичевская 20 г
Наименование муниципальной услуги предоставление общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего (полного) общего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы