Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» icon

Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»



НазваниеПрограмма «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
страница1/4
Дата конвертации05.03.2013
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальный орган управления образованием
Управление образованием го Красноуфимск
Свердловской области

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
общеобразовательная школа-интернат основного общего образования го Красноуфимск



Рассмотрена

на заседании ШМО учителей

начальной школы

Протокол № __ от

«____» ____________________ 20___г.

Утверждена

Директор МО школы-интерната

________________________ А.Е. Мельникова

приказ № ___

от « ___» ______________________20___ г.



Согласовано

Экспертный совет по утверждению структурных компонентов ООП НОО

Протокол № ____ от

«____» ____________________ 20___г.






Программа

«Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»

^ 1-4 классы


г. Красноуфимск, 2011 г.


Пояснительная записка


Нормативно-правовой и документальной основой про­граммы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на сту­пени начального общего образования МО школы – интерната являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция).

В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и программ­а духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся явля­ются ориентиром для формирования всех разделов основной образователь­ной программы начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учрежде­ния содержит теоретические положения и методические рекоменда­ции по формированию целостной образовательной среды и целостного простран­ства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, вне­урочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родите­лей (законных представителей).

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллек­тиву образовательного учреждения. Программа духовно-нравствен­ного развития и воспитания обучающихся содержит шесть разде­лов.

  • Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

  • Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

  • Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

  • Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    1. ^ Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

МО школы - интерната

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала.

В Концепции сформулирована высшая цель образованиявысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:


В области формирования личностной культуры:

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;


В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.


В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества.



^ 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Учитывая возрастные и индивидуальные характеристики обучающихся, их потребности и запросы родителей, региональные условия и осуществления образовательного процесса образовательное учреждение делает упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе базовых национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всём её социокультурном многообразии и национальном единстве.

^ 3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Воспитание нравственных чувств и этического сознания:


^ Формируемые ценности


Содержание деятельности

Урочная деятель­ность

Внеурочная деятель­ность

^ Внешкольная дея­тельность

нравственный выбор;

жизнь и смысл жизни;

справедливость;

милосердие; честь;

достоинство; уважение родителей;

уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;

свобода совести и вероисповедания;

толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


• первоначальные представления о базовых нацио­нальных российских ценностях;

• различение хороших и плохих поступков;

• представления о правилах поведения в образова­тельном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

• элементарные представления о религиозной кар­тине мира, роли традиционных религий в раз­витии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

• уважительное отношение к родителям, стар­шим, доброжелательное отношение к сверстни­кам и младшим;

• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и вза­имной поддержке;

• бережное, гуманное отношение ко всему жи­вому;

• знание правил вежливого поведения, культу­ры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

• стремление избегать плохих поступков, не ка­призничать, не быть упрямым; умение признать­ся в плохом поступке и анализировать его;

• представления о возможном негативном влия­нии на морально-психологическое состояние чело­века компьютерных игр, кино, телевизион­ных передач, рекламы;

• отрицательное отношение к аморальным поступ­кам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художест­венных фильмов и телевизионных передач.


^ Литературное чте­ние (анализ и оценка поступков героев; раз­витие чувства пре­красного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – рас­крытие воспитатель­ного потенциала рус­ского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственно­сти за сказанное и написан­ное и т.д.

^ Окружающий мир («связь человека и мира», правила пове­дения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравствен­ная культура народов России («добро и зло», «мораль и нрав­ственность», «долг и совесть», «милосер­дие и справедли­вость» и т.д.).

Риторика (нравствен­ные нормы и правила об­щения в разных рече­вых ситуациях, куль­тура диалога, рече­вой этикет).

«Урал. Человек. Ис­токи.» (освоение и принятие духовно-нравственных катего­рий внутреннего мира человека и со­циума)

^ Форми­рование жиз­ненной позиции лич­ности – взаимо­связь слова и дела.

Реализация нравст­венных правил пове­дения в учебном взаимодействии.

^ Проблемный диалог – это развитие куль­ту­ры общения в режи­мах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступать­ся своими интересами и амби­циями, слушать и по­нимать собеседника, корректно полемизи­ровать.

^ Продуктивное чте­ние (образовательная технология) – интер­претация текста поро­ждает нравствен­ную оценку, важно и то, в каком стиле прохо­дит обсуждение, на­сколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждения­ми.

^ Групповая форма ра­боты, требующая помощи и поддержки товарища.


Знакомство с правила­ми нравственного пове­дения, обучение распо­знаванию плохих и хо­роших поступков, черт характера в ходе различ­ных добрых дел (мероприятий):

беседы и классные часы на нравственные темы

просмотр и обсужде­ние видеофрагментов, фильмов, представ­ляющих противоречи­вые ситуации нравст­венного поведения;

экскурсии

коллективно-творче­ские дела (теат­ральные постановки, ху­дожественные вы­ставки и т.п.) с пример­ной тематикой: «Долг и совесть в жизни лю­дей» и т.д.

ознакомление (по же­ланию детей и с со­гласия родителей) с деятельностью тради­ционных религиозных организаций: экскур­сии в места богослуже­ния, добровольное уча­стие в подготовке и про­ведении религиоз­ных праздников, встречи с религиоз­ными деятелями;

осуществление вме­сте с родителями твор­ческих проектов и представление их;

ролевые игры, моде­лирующие ситуации нравственного вы­бора;

туристические по­ходы и другие формы совместной деятельно­сти (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведе­ния,

Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал? и т.д.


Посильное участие в оказании по­мощи другим лю­дям:

подготовка праздников, кон­цертов для людей с ограниченными возможностями;

– строго доброволь­ный и с согласия родите­лей сбор собствен­ных небольших средств (напри­мер, игрушек) для помощи нуждаю­щимся;

решение практи­ческих личных и коллек­тивных задач по установлению доб­рых отношений в детских сообщест­вах, разрешение споров, конфлик­тов.




Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:


Формируемые

ценности


^ Содержание деятельности

Урочная деятель­ность

Внеурочная дея­тельность

Внешкольная дея­тельность

любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.


• элементарные представления о политиче­ском уст­ройстве Российского государства, его институ­тах, их роли в жизни общества, о его важнейших за­конах;

• представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъ­екта Российской Федерации, в котором нахо­дится образовательное уч­реждение;

• элементарные представления об институ­тах граж­данского общества, о возможно­стях участия граж­да­н в общественном управ­лении;

• элементарные представления о правах и обязанно­стях гражданина России;

• интерес к общественным явлениям, понима­ние ак­тивной роли человека в обще­стве;

• уважительное отношение к русскому языку как го­сударственному, языку межна­ционального обще­ния;

• ценностное отношение к своему националь­ному языку и культуре;

• начальные представления о народах Рос­сии, об их общей исторической судьбе, о единстве народов на­шей страны;

• элементарные представления о националь­ных ге­роях и важнейших собы­тиях истории России и её наро­дов;

• интерес к государственным праздникам и важней­шим событиям в жизни России, субъ­екта Рос­сийской Федерации, края (насе­лённого пункта), в котором нахо­дится образовательное учреждение;

• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

• любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

• уважение к защитникам Родины;

• умение отвечать за свои поступки;

• негативное отношение к нарушениям поряд­ка в классе, дома, на улице, к невыпол­нению человеком своих обязанно­стей.


^ Окружающий мир, 3–4 кл. – «современ­ная Россия – люди и госу­дарство», «насле­дие предков в культуре и символах государства, славные и трудные стра­ницы прошлого», «права и обязанности граж­дан, демократия», «общечеловеческие пра­вила поведения в многоликом обще­стве, права человека и права ребёнка».

^ Литературное чте­ние – сказки народов Рос­сии и мира; произ­веде­ния о Рос­сии, её приро­де, лю­дях, истории.

Духовно-нравствен­ная культура народов Рос­сии – равенство и доб­рые отношения на­родов России.

Риторика – культура диалога, взаимодейст­вие пред­ставителей раз­ных конфессий. «Урал. Человек. Истоки.» (ос­воение и принятие ду­ховно-нравственных ка­тегорий внутреннего мира человека и со­циума)

^ Реализация граждан­ских пра­вил поведе­ния в учебных взаимо­дей­ствиях:

– посредством техно­ло­гии оценивания опыт следования со­вместно выработан­ным единым для всех правилам, уме­ние от­стаивать справедли­вость оценива­ния, приходить к компро­миссу в кон­фликт­ных ситуациях и т.п.;

групповая работа на разных предметах – опыт оказания вза­им­ной помощи и под­держки, разреше­ния конфликтных си­туаций, общения в разных соци­альных ролях;

– специфические пред­метные методи­ки, тре­бующие кол­лективного взаимо­действия и под­держ­ки товарища.


Знакомство с прави­лами, об­разцами граж­данского поведе­ния, обуче­ние распо­знаванию граждан­ских и анти­граждан­ских, анти­обще­ствен­ных по­ступков в ходе раз­личных добрых дел (мероприятий):

беседы и класс­ные часы по при­мерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что свя­зывает меня с моими друзь­ями, моими зем­ляка­ми, моей страной?», «Что я могу сделать для сво­его класса, своих земляков, своих со­гра­ждан?», «Кем из наших пред­ков я гор­жусь?»

просмотр и обсуж­дение видео­фрагмен­тов, филь­мов, представ­ляю­щих образ­цы граж­данского и при­меры антиграждан­ского поведения, в том числе проти­во­речи­вые ситуации;

экскурсии и путе­шест­вия по пример­ной темати­ке: «Ге­рои Великой Отече­ствен­ной войны в памяти на­шего края», «Патрио­тизм в дни мира», «Куль­турное на­следие предков в музеях на­шего края» и т.д.;

коллективно-твор­ческие дела (те­ат­ральные поста­новки, художествен­ные вы­ставки и т.п.) с примерной темати­кой: «Письмо ветера­ну Великой Отечественной войны», «Моё Отече­ство», «Дет­ский рисунок про­тив войны» и т.п.;

встречи-беседы с ветерана­ми войны и труда, людьми, де­лами которых можно гордиться;

ознакомление с деятельно­стью этно­куль­турных цен­тров разных на­родов России;

осуществление вместе с родителя­ми творческих про­ектов националь­ной, гра­жданской, соци­альной направ­ленности;

ролевые игры, мо­дели­рующие ситуа­ции граждан­ского выбора, тре­бующие вы­хода из нацио­нальных, ре­ли­гиоз­ных, обще­ственных конфлик­тов;

– завершение каж­дого (боль­шинства) из этих собы­тий реф­лексией: «Ка­кие но­вые правила я уз­нал?», «Чем я могу руководство­ваться при выборе своих по­ступков

Участие в исследо­ва­тельских экспедициях по изу­чению и сохране­нию куль­турных богатств родного края (фольклор, народ­ные ремесла и т.п.).

^ Забота о памятни­ках за­щитникам Отечест­ва.

Участие в работе по­исковых отря­дов, восстанавли­вающих имена по­гибших в годы Ве­ликой Оте­чествен­ной войны.

Организация для жи­телей своего рай­она, села, горо­да на­ционально-куль­турных праздников, фес­тивалей, напри­мер «Богатство куль­тур народов России».

^ Участие в восста­нов­лении памят­ников культуры и истории родного края.

Участие в детско-взрослых социаль­ных про­ектах: по подго­товке праздно­ва­ния государствен­ных празд­ников России, «Моя улица – без мусо­ра» и т.п.


  1   2   3   4




Похожие:

Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени...
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени...
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Бучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального...
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Та начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1,...
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconОглавление Пояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учётом реализации умк «Планета знаний»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы