План работы с неуспевающими учащимися icon

План работы с неуспевающими учащимися



НазваниеПлан работы с неуспевающими учащимися
страница1/5
Дата конвертации06.03.2013
Размер0.86 Mb.
ТипПлан работы
источник
  1   2   3   4   5

План работы с неуспевающими учащимися






Дата

А1

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.




А2

Анализ текста. Лексическое значение слова.




А3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Выразительные средства грамматики. Анализ средств выразительности.




В1

Стили и функционально-смысловые типы речи. Синонимы. Антонимы.




В2

Правописание корней. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Чередование гласных в корнях слов. Непроизносимая согласная.




В3

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.







Приставки на –з/ -с. Правописание приставок НЕ и НИ. Приставки ПРЕ и ПРИ.







Правописание частиц (слитное, дефисное и раздельное)




В4

Правописание суффиксов различ­ных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.




В5

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.







Вводные слова и предложения. Обращение.




В6

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.




В7

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.




В8

Словосочетание.




В9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.




В10

Осложнённое простое предложение.







Причастные и деепричастные обороты




В11

Осложнённое простое предложение.







Однородные члены. Приложение.




В12

Синтаксический анализ сложного предложения.




В13

Сложные бессоюзные предложения.




В14

Предложения с различными видами связи







Виды придаточных предложений







Параллельное, однородное и последовательное подчинение.





^ Выразительность русской речи. Средства выразительности.

Изобразительно-выразительные средства языка.

ТРОПЫ - употребление слова в переносном значении.




^ Перечень тропов

Значение термина

Пример




Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.




Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

^ Глаза громадные, как

прожекторы.

(В. Маяковский.)




Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер

^ Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина




Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый

Откуда, умная, бредёшь ты,голова? (И. Крылов.)




Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

^ Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)




Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

^ Со снопом волос твоих

овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)


























Метонимия


Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

^ Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворе-ние

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

^ О чём ты воешь, ветр

ночной, О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)








^ Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

^ Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

^ Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напалеоны.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

^ Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

^ Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.


1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1, 2.

(1) А Эйлер? (2) А Марков?

1) сравнительный оборот

2) риторический вопрос

3) эпитет

4) олицетворение

2. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

  1. Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

  2. По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.

  3. Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.

  4. А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.


^ 3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.

а) И только молодая рябинка, недавно выбросившая на свет считанные листочки посередине заросшего травой подворья, в дерзкой своей беззащитности казалась гостьей из иного мира, воплощением надежды и другой, неведомой жизни.

б) Вороны, возможно, помнили что-то, а может, своим древним инстинктом чуяли в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды.

в) Припорожные эти камни покоились на том самом месте, что и много лет назад, и мелкие рыжие муравьи, где-то поблизости облюбовавшие себе жилище, деловито сновали по нижней, вросшей в землю ступеньке.

г) Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы.

^ 4.Укажите предложение, в котором содержится сравнительный оборот.

а) Чувства притупляются, как боевые клинки: об них уже не обрежешься, не вздрогнешь вдруг от запаха первого снега, от цвета свежей смолы, от стука вальков на реке.

б) Я еще хочу бежать вслед за уходящим поездом, но уже не могу его догнать и рискую остаться один на гулком пустом перроне.

в) И я рос среди людей, плывущих на плоту.

г) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать.


^ 5. Прочитайте предложение Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы.

Какое средство речевой выразительности использовано автором в одном из этих предложений?

а) эпитет;

б) сравнение;

в) однокоренные слова;

г) олицетворение.


6. ^ Прочитайте предложение. Какая у всех свирепая жажда их погибели. Какое средство речевой выразительности использовано автором в одном из этих предложений:

а) эпитет;

б) сравнение;

в) гипербола;

г) олицетворение


7. Прочитайте предложение. Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этом предложении?

а) гипербола

б) сравнение

в) однокоренные слова

г) олицетворение


Непроверяемые безударные гласные

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю. Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

^ Чередующиеся гласные в корнях

Написание чередующихся гласных в корнях е/и; о/а; а/я/им; а/я/ин зависит от ударения; характера согласной, перед которой находится гласная в корне; от суффикса, следующего за корнем; от лексического значения корней.

1. Ударением, т.е. по фонетическому принципу, определяется написание гласных в следующих корнях:

-гар-/-гор- - под ударением пишется а: загар, угар, нагар; без ударения - о: загорелый, угореть, подгореть, погорелец, выгорание.

Исключения: выгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.);

-зар-/-зор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: зарево, зори, зорька; без ударения - а: заря, зарница, озарять, озарение, заревой, зарянка.

Исключение: зоревать;

-клан-/-клон- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: кланяться, поклон; без ударения - о: поклониться, поклонение, склониться и др.;

-твар-/-твор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: творчество, тварь; без ударения - о: творить, претворять, затворить и др.

Исключение: утварь (непроизводное);

-плав-/-плов- - в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловец, пловчиха. В остальных случаях пишется а: плавучий, поплавок, плавник, плавунец (жук-плавунец). В слове плывун (спец.) пишется ы в соответствии с произношением.

^ 2. Качеством согласной, перед которой находится корневая гласная, определяется написание корней:

-кас-/-кос(н)- - перед согласной н пишется о: коснуться, прикосновение; в остальных случаях - а: касаться, касательная;

-лаг-/-лож- - перед согласной г пишется а: излагать, полагать, предполагать; перед согласной ж пишется о: изложить, предложить, положить.

Исключение: полог (непроизводное);

-раст-/- ращ-/-рос- - в безударном положении пишется только перед следующими ст и щ: вырасти, выращенный, позарасти, проращенный, возраст, растение; в остальных случаях - о: выросла, водоросли, поросль.

Исключение: отрасль (хотя нет сочетания ст); росток, ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть сочетание ст) и производные от них;

-скак-/-скоч- - без ударения а пишется только перед к: прискакать, обскакать, на скаку; перед ч пишется о: заскочить, выскочка.

Примечание. Необходимо различать в написании формы 1-го лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов заскакать (начать скакать) и заскочить (зайти ненадолго); соответственно: заскачу и заскачи - заскочу и заскочи.

^ 3. От следующего за корнем суффикса зависит написание корней: -бар-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -тир-/-тер-, -блист-/-блест-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -чит-/-чет- - гласная и пишется, если после корня следует суффикс

^ 4. По значению различается написание корней:

-мок-(-моч-)/-мак- - в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде» пишется корень -мок-(-моч-): промокательная бумага, непромокаемый плащ, вымоченная рыба; в словах со значением «погружать в жидкость» пишется корень -мак-: макать хлеб в сметану, обмакнуть кисть в краску;

-равн-/-ровн- - в словах со значением «равный, наравне, одинаковый» пишется корень -равн-: поравняться с грузовиком, равнение по росту; в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» пишется корень -ровн-: выровнять клумбы, выровненная площадка, подровнять челку.

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.

Примечание. Если после глагола следует дополнение с предлогом с, то всегда пишется корень -равн-: Не сравнивай себя с ним; однако в устаревшем обороте сровнять с землей (разрушить до основания) пишется о.


Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В выделенных словах обозначьте корни.

Пл...вучий мост, зам...реть ; от страха, оз...рять верхушки деревьев, соб...раться в дорогу, зап...реть дверь, бл...стящий ответ, зеленый р...сток, платье на выр...ст, заст...лить постель, покл...ниться таланту, вечерняя з...рница, заск...чить на часок, проск...чи по комнате, отек...чи в сторону, ко всему прид...раться, скачкообразная походка, неприемлемое преп...рательство, сложное упражнение, равнозначные величины, прим...рить противников, изл...жить факты, импортная заж...галка, постоянное налом...нание, обильное исп...рение, поч...татели таланта, жуткое отвр...щение, вым...кнуть под дождем, немыслимое оп...здание, разж...гать неприязнь, распол...жение армии, ур...внять в правах, сидеть зап...ршись.

 

Упражнение 5. Вставьте недостающие орфограммы. Объясните свой выбор.

1. От роду китенку всего несколько часов, он еще плавать не может, торчит в воде стоймя, как попл...вок, но длиной этот новорожденный семь метров, а весом пять тонн. И начнет чудо-малыш р...сти не по дням, а по часам (Над.). 2. Кошевой и старшины сняли шапки и раскл...нялись во все стороны (Г.). 3. Быстро и ловко она расст...лила сено, разр...вняла его, перевернула раненого (Закр.). 4. Лет десять тому назад несколько тысяч десятин выг...рело в Полесье и до сих пор не зар...сло (Т.). 5. 3...ря запылала пожаром и охватила полнеба (Т.). 6. В руке бл...стит высокого цилиндра глянец (Бл.). 7. Всех офицеров ск...кало семнадцать человек (Л. Т.). 8. Через две минуты мы пор...внялись с человеком (П.). 9. Врач поставил точку, пром...кнул голубой пром...кашкой написанное и поднял глаза (Аст.). 10. Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выр...внялась... (Т.). 11. Березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не к...снулся холодно играющий луч зимнего солнца (Т.).

 

Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Тихо ум...рали над рекой туманы (Аст.). 2. От з...ри до з...ри за Игрицей не потухал костер (Алекс.). 3. С первыми звуками, с пробуждением людей туманы уб...рались в лога, ущелья... (Аст). 4. В качающихся его отсветах то и дело выр...стала согбенная фигура работника (Алекс.). 5. Местами мы приг...бались, чтобы пролезть под накл...нившуюся сосенку, по кустам перепл...тались камнеломки... (Аст.). 6. Он стоял, слушал и глядел вниз... на расст...лавшееся перед ним под горою море ог...ленных макушек леса... (Л. Т.). 7. Птицы все громче и хлопотливее щ...бегали в чаще (Л. Т.). 8. Я вздрагивал, ёжился, облизывал горьковатые капли с губ, и бабушка выт...рала мою стриженную голову ладонью... уверяя, что от р...сы да от дождя люди р...стут большие-пребольшие (Аст.). 9. Туман все плотнее пр...жимался к земле... (Аст.). 10. В два ряда по обе стороны выстр...ились анисовки... (Алекс.). 11.Давным-давно сотв...ренный, мир жил своей неповторимой сложной и вечной жизнью (Алекс.). 12. Перед окнами сразу же нач...нались Малые луга, прост...равшиеся до синеющей вдали Салтыковской горы (Алекс.). 13. Из прибрежных зар...слей поднимались дикие утки (Алекс.). 14. Лес ответствовал ему покорным шелестом желтеющих листьев, нар...стающим шумом падающих деревьев (Алекс.). 15. Михаил вытянул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 16. ...А под конец, зам...рев на миг, рассыпался крупным градом... (Алекс.). 17. Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст). 18. В промежутках совершенной тишины слышан был ш...рох прошлогодних листьев (Л. Т.). 9....Ласка, вздрогнув, переступила осторожно несколько шагов и, скл...нив голову набок, стала прислушиваться (Л. Т.). 20. Не успела Улька додумать до конца, как парень пор...внялся с ней и преградил дорогу (Алекс.). 21. Щеки его покраснели, глаза заг...релись и гневно, почти злобно, уставились на нее (Боб.). 22. Лица моего к...снулись цепкие, всегда студеные листья хмеля (Аст.). 23. Я зам...раю в восторге (Леск.). 24. Там гаснет огонь машины и заж...гается другой, огонь очага или камина (Гонч.). 25. Все победы начинаются с побед над самим собой (Леон.).

Непроизносимые согласные

В русском языке имеются слова, в корневой морфеме у которых рядом сочетаются несколько согласных, при этом в устной речи один из согласных выпадает, не произносится, ср.: известный [изв'эсный], сверстник [св'эр'с'н'ик], радостный [радъсный], сердце [с'эрцъ] и др. Учитывая такую особенность, орфография регламентирует правила правописания непроизносимых согласных, отражая действие морфологического принципа.

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо изменить это слово или подобрать однокоренное, чтобы этот согласный оказался перед гласным: вестник (вести), окрестность (перекресток), явственный (явиться), свистнуть (свистеть), яства (есть, старосл. ясти), честный (с честью), яростный (в ярости) и т.п.

Не рекомендуется проверять исходным корнем написание следующих слов: лосниться (хотя лоск), блеснуть (хотя блеск), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать). В этих и подобных словах произошло историческое изменение (ср. также: ка(П.)нуть - кануть в Лету; сги(б)нуть).

Написание слов дерматин, инцидент, прецедент и производных от них рекомендуется запомнить.


Упражнение 32. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. В скобках укажите проверочное слово.

Гиган...ский, горес...ный, голлан...ский, доблес...ный, завис...ливый, интерес...ный, звез...ный, интеллиген...ский, искус...ный, корыс...ный, комендан...ский, крепос...ной, капус...ница, кос...ный (отсталый), лес...ница, ненавис...ный, несчас...ный, ненас...ный, неснос...ный, опас...ность, окрес...ность, плес...нуть, пос...лать (постель), перекрестный, прелес...ный, предчу...ствовать, радос...ный, рес...ница, реше...чатый, под уз...цы, совес...ливый, съес...ной, трос...никовый, телес...ный, хлес...нуть, чудес...ный, чес...вовать, шес...надцать, ярос...ный.

 

Упражнение 33. Вставьте, где необходимо, недостающие орфограммы. Объясните их написание.

I. 1. В ком нужда, того знаем, как че...ствовать. 2. Гости позваны, так и постели пос...ланы. 3. Как пос...лал, так и выспался. 4. Прошла молодость - не попрощалась, пришла старость - не поздра...ствовалась. 5. По...чевать можно, неволить грех. 6. Невестой прелес...на, женой - кочерга.

(Пословицы).

II. 1. В гиган...ском коло...це сосновых стволов, в своей одинокой убогой сторожке Лесник пообедал и хлебные крошки Смахнул на ладонь, молчалив и суров (Забол.). 2. Осенних листьев ссохлось вещество и землю всю ус...лало... Дух осени, дай силу мне владеть пером! В строенье воздуха - присутствие алмаза (Забол). 3. Над головой хлес...нула пулемётная очередь (Бонд.). 4. Под мостом Нева-река. По Неве плывут кроншта...цы. От винтовок говорка скоро Зимнему шататься (М.). 5. Жилец земли, пятидесяти лет, Подобно всем, счас...ливый и несчас...ный, Однажды я покинул этот свет И очутился в мес...ности безглас...ной (Забол.). 6. Это сознание одиночества в опас...ности - перед смертью, как ему казалось, - ужасно тяжёлым, холодным камнем легло ему на сер...це (Л. Т.). 7. И в ярос...ном блеске природы Мне снились московские рощи, Где синее небо бледнее, Растенья скромнее и проще (Забол). 8. Опять мне блес...нула, окована сном, Хрустальная чаша во мраке лесном (Забол.). 9. В душном воздухе молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Резче голос стрекозы (Тют.). 10. Рев воды на мельнице вдруг донесся с жуткой я...ственностью (Купр.). 11. Вечером же каждому предстояло вознаградить свое терпение обильными я...ствами, сладостями, фруктами, вином и другими земными благами (Купр.). 12. Во время обеда недалеко от дома, в котором они сидели, упала бомба. Пол и стены задрожали, как от землетрясения, и окна зас...лало пороховым дымом (Л. Т.). 3. Жандармский мне обещает племянника-то даже в Сибирь зас...лать. Зашлет, собака! (М. Г.). 14. Творение писателя только тогда будет проникнуто живым трепетом и светом жизни, когда жизнь самого писателя двойственна, глубока, ярка, звучит всеми доступными человеку струнами (Верес.). 15. Зима все крепла. Целые затоны стояли уже покрытые пленкой темного де...ственно-чистого льда (Кор.). 16. На кораблях глухо бьет восьмая с...клярка (Л. Т.). 17. Калугина еще возбуждали тщеславие - желание блес...нуть, надежда на награды, на репутацию - и прелесть риска (Л. Т.). 18. Низкая автоматная очередь огненной струей полос...нула по нему сбоку, затем спереди и слева, но он не изменил направления, даже голову не пригнул (Бонд.). 19. В Суходоле с большим любопытством глядела на нее вся дворня, приставали с расспросами подруги и сверс...ницы по девичьей (Бун.). 20. Буйству воля была широкая, некому было то буйство взять под уз...цы (Фурм.). 21. На острове, по преданию, насыпанном искус...венно пленными оджами, стоял полуразвалившийся дворец (Кор.).

 

Упражнение 34. Перепишите, вставляя недостающие орфограммы. Мотивируйте свой выбор.

1. Наша местность в Подмосковье та самая, где дуб после долгих поисков наконец-то нашел липу, и есть такие уголки наших лесах, что почти сплошь дуб и липа. Сейчас чудес...ное время, когда липа облетает и появляется драгоценный для солки гриб, любимый всем нашим народом гриб - рыжик. Кончаются белые грибы, но мне посчастливилось, и я набрал целую корзину (Пришв.). 2. Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, ус...лала ее ветками (Снег.). 3. Белое ярос...ное со...нце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью. Чудес...ные помидоры, так горячо и лакомо блестевшие в тени вялых листьев на огородах, здесь были упакованы в тысячи однообразных реше...чатых ящиков (Кат.). 4. Второй урок по словес...ности был в пятом классе (Ч.). 5. Я...ственно повторился странный звук (Т.). 6. Я вышел раньше всех и при помощи спички мог держаться тропы, но понемногу привык чу...ствовать дорогу ногой, как лошадь (Пришв.).

Приставка с-

Приставка с- не изменяется независимо от того, перед глухим или звонким согласным она находится: сбить, сдать, сделать, сгореть (на месте буквы с произносим [з]), сжевать [ж¯ ], сшить [ш¯].

Примечание. Существует и формальный способ определения приставки с-: она употребляется в начальных буквенных сочетаниях сб, сг, од, еж, сх, сч.

Исключением из этого правила являются слова зга (в сочетании ни зги не видно), здание, здесь, здоровый, где буква з входит в состав корня.

^ Приставки, оканчивающиеся на з-

1. Приставки без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз- (роз-), чрез-(через-) пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с: безаварийный, безумный, разудалый, безбедный - бесплодный; вознаградить - воспитать; избирать - исполнить; низвергнуть - ниспадать; розлив - роспись; чрезмерный - чересполосица; разжечь - расчистить и т.п. Ср. также написание двойных согласных на стыке приставки и корня: беззаботный - бессвязный, воззвать - восстать.


Упражнение 39. Перепишите, раскрывая скобки. Вставьте недостающую орфограмму и объясните ее написание.

1. Юноша выпустил вожжи из рук, и первое, что он (з,с)делал, к немалому удивлению Ули, - он большими ладонями аккуратно пригладил свои почти нера...трепавшиеся, ра...чесанные на косой пробор светло-русые волосы. 2. Ра...свет застал Сережку за городом. 3. Утреннее солнце блестело в ее волосах, уложенных спереди золотым валом и ни...падавших на шею и на плечи тонкими и, должно быть, тщательно продуманными между двух зеркал кудрями. 4. Любовь Шевцова принадлежала к той группе комсомольцев, которые еще в начале были выдвинуты в ра...поряжение партизанского штаба для и...пользования в тылу врага. 5. Самые, казалось бы, несоедимые черты - мечтательность и действенность, беспощадность, широта души и трезвый ра...чет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение эти, казалось бы, несоединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения.

(А. Фадеев)

II. 1. Далеко на том берегу, в непроглядной тьме, горело вра...сыпную несколько ярко-красных огней. 2. Вдруг, ра...секая потемки, золотой лентой взвилась к небу ракета; она описала дугу и, точно ра...бившись о небо, с треском ра...сыпалась в искры. 3. Охотник бе...цельно поглядел в окно и прошелся по избе. 4. Лаптев, не садясь и держа шляпу в руках, стал извиняться за беспокойство. S. Андрей Васильевич Коврин, магистр, утомился и ра...строил себе нервы. 6. Пока ра...горался бур...ян, Кирюха и Вася ходили за водой куда-то в балочку; они и...чезли в потемках, но все время слышно было, как они звякали ведрами и ра...говаривали. 7. А ночь была темная, (з,с)ги не видать, хоть не гляди вовсе.

^ Приставки пре- и при-

В основе правописания приставок пре- и при- лежит смысловой принцип, т.е. выбор той или иной приставки зависит оттого, какое значение привносит приставка в слово.

1. Приставка пре- пишется:

1) когда она придает словам значение предельной степени, полноты действия, качества, превосходящего какую-либо меру: превозносить, превосходить, превышать, преисполниться, преувеличить, преуспевать, превосходный, прехорошенький, премилый, премило, преуспевший и др.;

2) когда имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), превратить, прекратить, прекословить (ср.: перечить - разг.), предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать) и др.

2. Приставка при- придает словам следующие значения:

1) пространственной близости, смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, пришкольный, приусадебный и др.;

2) прибавления, приближения, присоединения: пригнать, привести, привязать, примерзнуть, приклониться (к чему-либо), придавить (прижать к чему-либо) и др.;

3) неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить (чуть-чуть опустить), припустить (чуть-чуть добавить), приутихнуть и др.;

4) доведения действия до конца, до определенного результата: прикончить, придавить (лишить жизни - разг.), приглушить (заглушить совсем), приручить, приучить, прирезать и др.;

5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться и др.;

6) сопутствующего действия, признака: припевать, прижизненный, присвистывать, пританцовывать и т.п.

Примечания: 1. Приставка пре- является старославянской по происхождению, в русском языке ей соответствует приставка с полногласным сочетанием пере-: преграда - перегородка, предать - передать.

2. Необходимо различать написания близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками про- и при-: презирать (ненавидеть) и призирать (давать приют); преклонить (голову) и приклонить (ветку к земле); претворить (воплотить в жизнь, реализовать) и притворить (закрыть), притвориться (прикинуться иным); претерпеть (перенести, пережить что-либо неприятное) и притерпеться (привыкнуть к чему-либо неприятному); преходящий (временный, непостоянный, ср.: переходящий в другое состояние) и приходящий (причастие от приходить) и др.

3. В словах преумножить (сильно умножить, увеличить) и приумножить (добавить незначительное количество) значения приставок в современном русском языке не разграничиваются, поэтому в орфографическом словаре рекомендуется написание приумножить.

4. В следующих словах приставки не вычленяются: предел, предмет, преимущество, препинания (знаки), препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, претить, преткновение (камень преткновения), прибор, привередливый, пригожий, приказать, приличный, примитивный, притязание, причина, приязнь. Написание таких слов рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю. Так же определяется и написание заимствованных слов, в которых пишется как пре-, так и при-: преамбула (вступительная часть в дипломатическом документе), превалировать (преобладать), препарат (химический продукт лабораторного типа), приватный (неофициальный), президент, президиум, примадонна, привилегия, примитив, приоритет и др.
  1   2   3   4   5




Похожие:

План работы с неуспевающими учащимися iconПлан работы лицея «синтон» на 18. 02 24. 02. 2013 года
Работа педагогов по сохранению учащихся, обучающихся на «4»и «5», с неуспевающими учащимися, учащимися, имеющими 1-2 «3», по предварительным...
План работы с неуспевающими учащимися iconПлан работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Учителями мо естественно-математического цикла рассмотрен и взят за основу следующий план работы со слабоуспевающими и неуспевающими...
План работы с неуспевающими учащимися iconПриказ №136 «О подготовке к семинару «Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися» с целью ликвидации пробелов у учащихся в обучении и созданию условий для успешного индивидуального развития ученика
Провести 28 сентября 2012 года семинар на тему «Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
План работы с неуспевающими учащимися iconПлан работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель
План работы с неуспевающими учащимися iconПлан работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися в 2010-2015 учебном году
...
План работы с неуспевающими учащимися iconПлан работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по математике учитель математики: Поволяева Н. В. 2012-2013 учебный год
Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования...
План работы с неуспевающими учащимися iconПлан по организации работы со слабоуспевающими учащимися
Разработка и утверждение планов работы учителей-предметников с учащимися, имеющими пробелы в знаниях
План работы с неуспевающими учащимися iconПлан по организации работы со слабоуспевающими учащимися
Разработка и утверждение планов работы учителей-предметников с учащимися, имеющими пробелы в знаниях
План работы с неуспевающими учащимися iconРабота с неуспевающими учащимися
Учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности, положительным отношением к учебе и сохранением позиции школьника
План работы с неуспевающими учащимися iconПриказ №265 Об утверждении плана индивидуальной работы с учащимися
Утвердить план индивидуальной работы с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле в мкоу залипьевская оош на 2012/2013 учебный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы