Гоу спо киселевский педагогический колледж icon

Гоу спо киселевский педагогический колледж



НазваниеГоу спо киселевский педагогический колледж
Дата конвертации21.02.2013
Размер67.24 Kb.
ТипДокументы
источник

«Учебно-методический комплекс дисциплины «Экологические основы природопользования» как средство совершенствования процесса экологического образования и воспитании студентов педколледжа»


ГОУ СПО Киселевский педагогический колледж  
Руководитель проекта: Гатих Надежда Владимировна

преподаватель естественных наук


Возрастающий уровень внимания к экологическому образованию и воспитанию объясняется необходимостью сформировать у подрастающего поколения россиян достаточный уровень экологической культуры и этики природопользования, который позволит обеспечить устойчивое развитие страны. Повышение уровня экологической культуры населения обеспечит понимание опасности возникших экологических проблем различного уровня, ускорит их решение, создаст условия экологической безопасности в любом регионе планеты, будет способствовать сохранению богатства и разнообразия природы, развитию гармоничных отношений с ней.

В системе экологического образования студентов Киселевского педагогического колледжа особое место занимают дисциплины «Экологические основы природопользования» и «Краеведение и экология родного края». Цель первой из названных дисциплин – повышать экологическую грамотность, развивать экологическое мышление и сознание. Вторая позволяет, знакомя с богатством и многообразием природы родного края, комплексом экологических проблем, возникших на его территории в результате природопользования, развивать чувство ответственности и бережного отношения к природе, тем самым способствуя повышению уровня индивидуальной экологической культуры будущего педагога.

Однако в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса обозначился ряд педагогических проблем:

  • недостаточный уровень эколого-природоохранной подготовки у поступивших в колледж студентов;

  • не высокий уровень у них познавательных интересов, мотивации к учебной деятельности, сформированности умений и навыков самостоятельной работы;

  • небольшое количество учебного времени, отведенное на изучение экологических дисциплин,

  • негативное влияние возрастающих учебных нагрузок на состояние здоровья молодых людей.

Одним из направлений решения этих проблем является создание методического сервиса для образовательно-воспитательного процесса, в качестве которого выступает УМК. Обобщая опыт преподавателей, методический совет нашего колледжа определил следующую структуру УМК дисциплины:

  1. Выписка из Государственного образовательного стандарта СПО и

учебного плана по дисциплине.

  1. Рабочая программа дисциплины.

  2. План выполнения самостоятельной работы.

  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов.

  1. Методические указания для студентов по выполнению практических

работ.

  1. Программа промежуточной аттестации по дисциплине.

  2. Контрольно-измерительные материалы.

  3. Перечень средств обучения.

Цель УМК дисциплины «Экологические основы природопользования»: совершенствование учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие экологической культуры будущего педагога. Он предназначен для студентов педагогического колледжей, обучающихся на очной, заочной, экстернатной форме обучения.

^ Его задачи:

  1. способствовать реализации программных образовательно-формирующих задач по дисциплине;

  2. повысить уровень познавательной активности, умений и навыков

самостоятельной работы;

  1. активизировать процесс формирования у студентов нового набора

общих компетенций, являющихся базовыми для становления профессиональных компетенций, по которым судят о качестве выпускника,

4. способствовать раскрытию личностного потенциала студентов, развитию их личностных и профессиональных качеств,

5. организовать своевременный мониторинг экологических знаний и умений у студента, с последующей корректировкой.

Все это находит отражение в материалах УМК.

Так, например, в связи с недостатком экологических знаний, но их профессиональной значимостью для будущей педагогической деятельности, в содержании рабочей программы введен раздел «Основы экологии». Только после его изучения студенты приступают к изучению раздела «Взаимодействие общества и природы», а затем знакомятся с вызывающими большой интерес материалами раздела «Экологическое состояние России» (приложение 1).

Особую роль в УМК выполняют материалы по организации самостоятельной работы студентов.

Предлагаемый студентам план выполнения самостоятельной работы составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине (приложение 2). Знакомство с различными видами заданий, сроком их выполнения и временными затратами, формой отчета помогает студенту спланировать свою работу. Объем самостоятельной работы не превышает 30% от программного содержания и учебного времени, что позволяет избегать перегрузок. Все задания делятся на обязательные и задания по выбору. Это позволяет студенту, определяя для себя степень их трудности, раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать деятельность как участника воспитательно-образовательного процесс и достичь ситуации успеха.

К таким видам самостоятельной работы по выбору (приложение 3) относится:

  • составление экологических памяток, регламентирующих поведение человека на природе и в городе, Например, создание памятки горожанина «Сделаем наш город чистым и уютным», «Как сберечь воду и уменьшить её загрязнение» и т.д.;

  • составление экопаспортов на охраняемые растения и животных;

  • проведение мини-исследований, учебно-исследовательский проектов на тему « Состояние городской среды и ее влияние на организмы».

Выполняя обязательные задания (приложение 4), студенты

  • в процессе подготовки к семинару на тему «Основы

природопользования и охраны природы» и конференции «Антропогенные воздействия на компоненты биосферы», вовлекаются в активную частично-поисковую деятельность, работают с различными информационными источниками, в том числе рекомендованными интернет–сайтами по экологической тематике. На этих занятиях в процессе педагогического общения у студентов развиваются рефлексивные и коммуникативные качества: студенты учатся выступать, решать проблемные ситуации, рецензировать ответы друг друга, отстаивать свою позицию в дискуссиях.

  • проводят наблюдения по теме по теме «Природные сообщества.

Экосистемы»

  • готовят доклады и сообщения, экологические пятиминутки

новостей на темы раздела «Экологическое состояние территории России»,

  • выполняют различные виды творческой работы по теме

«Экологическое образование и воспитание». Например, осуществляют подборку материалов для детей по теме: «Это интересно…», сочиняют сказку или рассказ по экологической тематике, выполняют плакат (рисунок) в защиту природы либо серию фотографий, загадок о представителях живой природы родного края, составляют тематическую презентацию,

Формы выполнения заданий как индивидуальные, так и групповые.

Все методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов содержат название тем, план (алгоритм) выполнения работы, вопросы и задания, список источников информации.

Методические указания к практическим работам по теме «Составление экологической характеристики микрорайона города» и теме «Общая экологическая оценка территории Кузбасса и его экологических проблем» стимулируют познавательную активность студентов, способствуют углублению экологических знаний, формируют у них учебно-исследовательские умения, развивают информационную культуру (приложение 5).

Таким образом, в системе подготовки компетентного педагога самостоятельная работа, выполненная студентом по материалам рассматриваемого УМК, осуществляет ряд важнейших функций: мотивационную, коммуникативную, операционно-практическую, информационно-накопительную, регулятивную, интеллектуальную.

С целью обеспечения оперативного управление учебной деятельностью студентов в УМК включен комплекс контрольно-измерительных материалов (приложение 6).

Предлагаемые задания имеет форму тестов. Они используются как для текущей проверки знаний отдельных тем, так и для организации и проведения дифференцированного зачёта по основным разделам учебной программы, а так же итогового тестирования по всему изученному материалу.

Особую роль выполняют задания для самоконтроля, предусматривающие обратную связь и позволяющие проанализировать самому студенту полученные знания, степень своей подготовленности к выполнению контрольно – зачётных тестов.

В перечень средств обучения помимо списков основной и дополнительной литературы включены географические карты, настенные таблицы, гербарии, коллекции, видео и DVD фильмы, творческие работы студентов, в том числе их электронные издания, созданные в программе Power Point (приложение 7). Дополнительным средством организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине является специально созданное учебное пособие:

- Экологические основы природопользования [Текст]: задания и упражнения для самостоятельной работы студентов: В 2-х ч. /сост. Гатих Н.В. – Киселевск: ГОУ СПО Киселевский педагогический колледж, 2008 (приложение 8).

Его цель – не только помочь студентам развивать разнообразные умения и навыки самостоятельной работы, но и более эффективно повторить учебный материал, интенсифицировать процесс его усвоения, пополнить уровень знаний и закрепить изученное.

Данный проект УМК успешно проходит опрабацию в стенах Киселевского педагогического колледжа с 2010 года. Как показывает практика, использование УМК позволяет оптимизировать процесс экологического образования и воспитания студентов, способствует их профессиональному становлению. Созданное методическое сопровождение дисциплины «Экологические основы природопользования» помогает:

- студенту организовать свою учебную деятельность рационально, реализуя свои потенциальные возможности, достигая положительных результатов без ущерба для состояния здоровья,

- преподавателю обеспечить реализацию задач курса, развивать культуру будущего педагога, способствовать формированию у него профессиональных компетенций.




Похожие:

Гоу спо киселевский педагогический колледж iconII. Организация и осуществление образовательной деятельности
Фгос спо; Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления...
Гоу спо киселевский педагогический колледж icon1 Положение разработано на основе : Федерального закона Российской Федерации 0т29. 12. 12.№273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов о 05. 13.№99- фз от23. 06ю№203 фз)
Настоящее Положение определяет виды и порядок оказания платных образовательных услуг в гоу спо киселевский педагогический колледж...
Гоу спо киселевский педагогический колледж iconФ. В. Бадюлина» М. С. Паршин О. В. Курова
Заместитель директора по учебной работе Директор гоу спо «Торжокский гоу спо «Торжокский педагогический педагогический колледж им....
Гоу спо киселевский педагогический колледж iconДоговор на оказание услуг по обеспечению горячим питанием студента (ки) отделения спо в столовой гоу спо то умк г. Узловая апреля 2012г. Гоу спо то «Узловский машиностроительный колледж»
Гоу спо то «Узловский машиностроительный колледж», являющийся «Исполнителем», в лице директора Зайцева Валерия Сергеевича, действующего...
Гоу спо киселевский педагогический колледж iconСведения о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса в гоу спо «камышловский педагогический колледж»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Камышловский педагогический колледж» расположено...
Гоу спо киселевский педагогический колледж iconПубличный доклад о деятельности гоу спо «Педагогический колледж г. Бугуруслана» за период с 2010 по 2011 годы
...
Гоу спо киселевский педагогический колледж iconУтверждено приказом директора гбоу спо со «Камышловский педагогический колледж» от 18 октября 2011 г. №134а од положение о комплексном учебно-методическом обеспечении
Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» (далее кумо опоп гбоу со спо «Камышловский педагогический колледж»)
Гоу спо киселевский педагогический колледж iconПравила приема в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белорецкий педагогический колледж»
Правила приема в гоу спо «Белорецкий педагогический колледж» разработаны в соответствии с
Гоу спо киселевский педагогический колледж iconГрафик учебного процесса для обучающихся учреждений нпо и спо по программам спецкурсов в ресурсном центре гоу спо «Ставропольский государственный политехнический колледж» на 2011-2012 учебный год
Нпо и спо по программам спецкурсов в ресурсном центре гоу спо «Ставропольский государственный политехнический колледж»
Гоу спо киселевский педагогический колледж iconКонституция Российской Федерации закон
Настоящее Положение об апелляционной комиссии государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы