Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение icon

Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение



НазваниеСуицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение
Дата конвертации15.03.2013
Размер70.12 Kb.
ТипДокументы
источник



СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.


Суицидальное поведение – это одна из форм деструктивной личностной активности, которая имеет четко выраженную направленность на самоубийство или покушения на свою жизнь (мысли, намерения, высказывания, угрозы и т. п.)

В нашем обществе, в последнее время, отмечается рост смертности от самоубийств. Начиная с 2003 года, наша страна лидирует по суициду среди 14 – 18 – летних. 2500 смертей в год. Семь подростков ежедневно лишают себя жизни.

В Курганской области в 2003 году зафиксировано 5 случаев суицида среди обучающихся, в 2004 году – 9 случаев, в 2005 году – 11 случаев, в 2006 году – 34 случая.

Подобные отклонения в поведении подростка возникают как результат социально – экономической или экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультур, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов.

Ошибки семейного воспитания очень часто дополняются ошибками воздействия учебного учреждения на личность ребенка: ослабевает внимание к личности ребенка, к его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям…

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, у ребенка появляется чувство одиночества и незащищенности.

В нашей жизни часто происходят серьезные стрессовые ситуации такие, как болезнь, смерть близких или семейные проблемы, которые часто превосходят возможности защитных механизмов человека. В результате кризиса жизни возникает отчаяние и беспомощность. Таким образом, ситуационные факторы часто приводят к суицидальной реакции.


^ К особенностям суицидального поведения у детей и подростков относят:

  1. Недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть и предвидения смертельного исхода.

  2. Отсутствие в этом возрасте четких различий между истинно суицидальными намерениями и демонстративно – шантажными действиями.

  3. Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т. е. «незначительность, мимолетность, несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток - отсюда «неожиданность» факта.

  4. Опосредованное влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, учебного учреждения, ближайшего окружения сверстников).

  5. Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и другое.


^ Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:

    • переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;

    • переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможности быть понятым;

    • действительная, или мнимая утрата родительской любви, ревность;

    • чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;

    • страх наказания, нежелание принести извинения;

    • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;

    • чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;




    • желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от другой ситуации;

    • сочувствие или подражание товарищам, героям телевидения, книг.


Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением – семьей, родителями, друзьями. Главным звеном в решении вопроса «быть или не быть» является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациям, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств.


^ Характеристики подростков с риском самоубийства:

  1. Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.

  2. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем необоснованной грусти).

  3. Подростки с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности в поведении.

  4. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителям – алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого – либо из близких.

  5. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.

  6. Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально – психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.

  7. Подростки, совершавшие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.


Поступки, жалобы, проявления, свидетельствующие о суицидальной направленности обучающегося:

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

  • усиление жалоб на физическое недомогание;

  • склонность к быстрой перемене настроения;

  • жалобы на недостаток сна или повышенную сонливость;

  • ухудшение или улучшение аппетита;

  • признаки беспокойства;

  • признаки вечной усталости;

  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;

  • отказ от общественной работы, от совместных дел;

  • излишний риск в поступках;

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

  • поглощенность мыслями о смерти ли загробной жизни;

  • необычные вспышки раздражительности;

  • усиленное чувство тревоги;

  • выражение безнадежности;

  • приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное употребление;

  • раздача подарков;

  • приведение всех дел в порядок;

  • разговоры о собственных похоронах;

  • отсутствие планов на будущее;

  • составление записки об уходе из жизни.



Словесные заявления обучающегося – признаки суицидальных намерений:

  • «ненавижу жизнь»;

  • «они пожалеют о том, что они мне сделали»;

  • «не могу этого вынести»;

  • «я покончу с собой»;

  • «никому я не нужен»;

  • «это выше моих сил».


Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:

  • открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством знакомым, в письмах (родственникам, любимым);

  • косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу друзей, родных, одноклассников с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т. п., «игра» с оружием, имитирующая самоубийство и т. п.)

  • активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.); фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще); символической прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т. п.)

  • изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;

  • сужение круга контактов, стремление к уединению.


^ Как следует родителям вести себя с ребенком, имеющим отклонения в поведении:

1. Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость с родителями дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение в объятья позволяет одновременно понять, насколько серьезно психически травмирован ребенок.

2. Попросите ребенка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, т. е. на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3. Выслушав ребенка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом произнесите слова утешения и ободрения, выразите поддержку. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из нее. Если выход из данной ситуации неочевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.

4. Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник – дома или вне дома.

5. Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить своего ребенка от несправедливости покажет ему, что не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно любят.

6. Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.

Если ребенок доведен до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины. Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии.


Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.


ЗАПОМНИТЕ!!! Люди совершают суицид, когда не видят путей решения своих проблем после неудачных попыток их решения при обострении чувства безнадежности.




Похожие:

Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях
У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты...
Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение icon«Суицид в подростковом возрасте». По данной теме были приведены статистические данные, как международного уровня, так и по России
Ального поведения подростков. Они обусловлены, по мнению психологов, нахождением большого количества предприятий тяжёлой промышленности...
Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение iconК чертам индустриальной цивилизации не относятся
А. аддиктивное поведение; Б. конформное поведение; В. девиантное поведение; Г. аффективное поведение
Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение iconПрофилактика суицидов За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается...
Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение iconПеречень вопросов по педагогике и психологии для учителей-предметников
Раскройте значение понятий: «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «аддиктивное поведение»
Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение iconПсихолого – педагогические рекомендации для педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков в повседневной практике педагогу приходится постоянно корректировать поведение детей,
В повседневной практике педагогу приходится постоянно корректировать поведение детей, развивать нужные качества личности и черты...
Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение iconВызывающее поведение детей
Ведение детей: непослушание, ложь, вспышки раздражения. Многие родители реагируют на такое поведение эмоционально и резко: бьют детей,...
Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение iconДевиантное (отклоняющееся от нормы) поведение
Отклоняющееся поведение – отклоняющаяся система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам (правовым и нравственным)
Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение iconКлассный час «Счастливая семья»
...
Суицидальное поведение у детей и подростков. Суицидальное поведение icon«Семь путей к катастрофе»
Аддиктивное поведение может перерасти в антисоциальное поведение. Основной чертой такого поведения являются совершение действий,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы