Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) icon

Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый)



НазваниеРабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый)
страница1/5
Дата конвертации17.11.2013
Размер1.15 Mb.
ТипРабочая программа
источник
  1   2   3   4   5

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА

«Рассмотрено»

Руководитель МО


___________/ ___________

Протокол №1 от «___» _________ 2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________/ ___________


«_____» _________ 2013г.

«Утверждено»

Директор школы


___________/Л.В.Головня


«_____»___________ 2013г.



^ Рабочая программа

по литературе

для 6 г, 7 а, в, 8а классов

(уровень освоения программы: базовый)

Учитель Балчугова Оксана Анатольевна,

высшая квалификационная категория


Рабочая программа составлена на основе

Примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы», В.Я. Коровина, Журавлев В.П., Коровин В.И. и др., «Просвещение», 2011г.


^ 2013/2014 учебный год



Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;

- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2012 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Учебный план МБОУ СОШ №5 г. Тайшета на 2013-2014 учебный год;

- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11;

-Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы», В.Я. Коровина, Журавлев В.П.. Коровин В.И. и др., «Просвещение», 2011

Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов литературы в 5-9 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

^ Структура рабочей программы

Рабочая программа включает 9 разделов: титульный лист, пояснительную записку; основное содержание разделов и тем учебного курса; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование, список литературы.

^ Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд


русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

^ Цели и задачи изучения предмета

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и



  • понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Литература на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.


^ Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

^ Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система

Формы обучения: урок изучения новой темы; уроки - закрепления; урок-обобщения; урок внеклассного чтения; урок развития речи; комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи, урок-семинар.

^ Методы и приёмы  обучения: обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос,  виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой; составление учащимися авторского текста в различных жанрах; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; написание сочинений.

^ Виды деятельности учащихся на уроке по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, заучивание наизусть стихотворных текстов, определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента, подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

^ Основные формы и виды контроля знаний, умений, навыков: уровень достигнутых результатов определяется через внутреннюю (сочинение, анализ текста, устные ответы на уроках, тестовые задания, зачеты) и внешнюю экспертизу (мониторинговые исследования уровня учебных достижений, проводимых Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области).


^ Рекомендуемое число контрольных работ по литературе:


Предмет

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Литература

Классное сочинение

3

3

4

4

5

Домашнее сочинение

1

1

1

1

1


Сочинения по литературе в 10-11 классах проводятся после изучения каждой монографической темы. Объем сочинений должен быть примерно таким:


Класс

5

6

7

8

9

10

11

Количество страниц

1-1,5

1,5-2

2-2,5

2,5-3

3-4

4-5

5-7


^ Место предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в V классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе -68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе -68 часа(2 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

Настоящая рабочая программа  предусматривает обязательное изучение литературы в объеме: в 5 классе — 68 часов, в 6 классе — 68 часов, в 7 классе — 68 часов, в 8 классе — 68 часов, в 9 классе — 102 часа, что соответствует учебному плану.


^ Содержание разделов и тем учебного курса

5 класс

Введение.(1)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека.

^ Славянские   мифы (1)                                                       

Миф «Сотворение земли». Языческие представления о земле и ее создании.

Устное народное творчество (7).

Устное народное творчество. Жанры фольклора. Детский фольклор. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки. Народная мораль в сказке. Эстетика волшебной сказки. Сказочные формулы. Сказка и миф. «Иван - крестьянский сын и  Чудо – юдо» - волшебная сказка героического содержания. Образ главного героя.  Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора – народа.

^ Из древнерусской литературы(2)

Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

^ Из литературы 18 века (1)

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

^ Из литературы  19  века (27)

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Ворона и лисица», «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. Аллегория.  «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». Баллады В.А.Жуковского. «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады.  В.А.Жуковский и Тульский край.  А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы поэта. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. А.А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Русская литературная сказка. В.М.Гаршин. Сказки. «Красный цветок», «Attalea Princeps». М.И.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический  пафос стихотворения. Изобразительно – выразительные средства  языка стихотворения.  Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близь Диканьки…». Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством». Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. «Крестьянские дети». «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму».  Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Нравственный облик Герасима. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Толстой и  Тульский край.   «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Жилин и Костылин: разные судьбы. Толстой и Ясная Поляна. А.П.Чехов. Слово о писателе. Юмористические рассказы. «Хирургия».

^ Поэты 19 века о Родине и родной природе (3)

А.В.Кольцов «Косарь», «Разлука».  Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся…», А.А.Фет «Учись у них - у дуба, у березы…», «Вечер»,   А.К.Толстой. Стихотворения о родной природе и Родине. Волшебный мир поэзии. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.С.Никитин, И. Сурико

^ Из литературы 20  века (13)                                                                                    

И.А.Бунин. Слово о поэте и писателе. Стихотворения. И.А.Бунин и Тульский край. «Косцы». Восприятие прекрасного  героями рассказа. В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Изображение города и его обитателей. «В дурном обществе». Маруся и Соня: два детства. Два отца: Тыбурций и судья. Вася и его отец. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб». Герои и их поступки. Нравственные проблемы произведения. А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапер». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых. Восприятие прекрасного.  Музыка в рассказе. П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Данила – мастер, трудолюбие  и талант. Образ хозяйки Медной горы. Сказ. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои.   Традиции народных сказок в пьесе. А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие  окружающего мира. В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черта характера  героя и его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой озера. Понятие об автобиографическом произведении. «Мои сверстники в русской литературе 19-20 веков» (на примере произведений литературы народов России Р.Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим).

«Ради  жизни на земле»  (1)                                                                                        

Война и дети. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» Патриотические подвиги детей в годы ВОВ. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

^ Произведения о Родине и родной природе (2)                                                                
Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин, А.А.Блок, С.А.Есенин, Н.М.Рубцов, Д.Б. Кедрин и др.      Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон». Юмор в литературе.                  

^ Из зарубежной литературы (12)                                                                                   

 Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Ж.Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. Мои любимые сказки Андерсена. Гофман «Щелкунчик и мышиный король» М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Черты  характера героев. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказания о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

^ 6 КЛАСС

Введение.(1)  Литература и другие виды искусства. Художественное               произведение. Содержание о форма. Автор и герой.    Выражение авторской позиции.

^ Устное народное творчество (4)                                                                                          

 УНТ как часть общей культуры народов, выражение в нем национальных  черт характера. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Народные песни из собрания П.Киреевского ( «Татарский полон», «Горе», «Как во городе во Вереюшке…») «Расти, расти, моя калинушка»,  «Сизенький мой голубочек, да…» и др. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

^ Из Древнерусской литературы (2)

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Никите Кожемяке». Утверждение высоких нравственных идеалов. « Повесть временных лет».« Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел.

^ Из русской литературы 18 века

Русские басни. И.И.Дмитриев «Муха», И.И. Хемницер «Лев, учредивший совет», И.А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и соловей». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.

^ Из русской литературы 19 века  (29)

А.С.Пушкин. Слово о поэте.  Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых  устремлений поэта. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. «Зимнее утро». Роль композиции в понимании смысла стихотворения «Няне», «И.И.Пущину». Тема дружбы. Чувства добрые в  лирике поэта. «Зимняя дорога». Тема  жизненного пути. Эпитет,  метафора как  средства создания художественных образов. «Повести Белкина». «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитез в композиции повести. «Выстрел». Мастерство композиции повести. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Роль эпизода в повести.  Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское  отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения. Роль эпитета, метафоры в композиции. Поэты « пушкинской поры». Стихотворения К.Н.Батюшкова, А.А. Дельвига, А.В.Кольцова, Д.В.Давыдова, Е.А.Баратынского, Н.М.Языкова. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи», «Парус». Тема, идея, композиция  стихотворений. Особенности поэтических интонаций. Антитеза как основной прием в стихотворениях «Листок», «Утес», «На севере диком…» Особенности выражения темы одиночества. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека  с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.                               И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника»  и  их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянких  детей. Народные верования и предания. Юмор автора.  Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты  героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета  и пейзажа. Ф.И.Тютчев. Слово  о поэте. Природа в лирике поэта. «Неохотно и несмело…», «Листья», «Есть в осени первоначальной…». Пейзаж как   средство  создания настроения. А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа  как воплощение прекрасного. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как мир истины и  красоты, как мерило человеческой нравственности. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога».Картины подневольного  труда. Величие народа – создателя. Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог – спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности  поэтических интонаций. Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести. Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша».  «Человек на часах». А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия».«Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

^ Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…», Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри – какая мгла…», Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как  воздух  чист…», «Чудный град…». Развитие понятия о лирике.

^ Из русской литературы 20 века (22)

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг  нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. М.М.Зощенко. Рассказ о писателе. «Встреча», «Галоша», «Монтер». Смешное и серьезное в рассказе. А.С.Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги. М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная  суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке – были «Кладовая солнца». Стихи русских поэтов о ВОВ. К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С.Самойлов «Сороковые» и другие. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война. Н.Парыгина  «Похоронка», отрывок из романа «Вдова». В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Роль речевых характеристик  в создании образов героев. В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа   и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Роль учительницы Лидии  Михайловны  в жизни мальчика.

^ Родная природа в русской  поэзии 20 века. Стихотворения А.Блока, «Летний вечер», «О как безумно за окном…», С.Есенина  «Пороша», «Мелколесье. Степь и дали…», А.А.Ахматовой «Перед весной бывают  дни такие…», Н.М.Рубцова « Звезда полей», «Листья осенние», «В  горнице» о родине и родной природе. В.Лазарев и Тула «Ах ты, город мой красивый», «Золотые умельцы  России». В.Сапожников «Яснополянский вечер», «На Воронке». Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование  детского характера. Юмор в рассказе. В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Срезал», «Критики. Особенности героев. Образ «странного» героя в творчестве писателя. К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы  ни был малым мой народ…». Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь  к  малой родине, верность традициям народа.

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (11)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие  мифа  от сказки. Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. М.Сервантес – Сааведра. Слово о писателе. «Дон – Кихот». Проблема истинных  и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. Народное  понимание правды  как истинная ценность. Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка».  Проблемы   благородства, достоинства и чести. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни    и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их  поведение  в критических ситуациях. Юмор в произведении. А. де Сент – Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как  философская  сказка – притча. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные  истины в сказке.

7 класс

^ ВВЕДЕНИЕ (1)

Влияние  литературы  на  формирование   в  человеке  нравственного и  эстетического  чувства. Обращение   писателей к универсальным  категориям  и  ценностям  бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3)

Понятие о былине. Собирание былин. « Вольга  и  Микула», «Илья  Муромец и  Соловей – разбойник». Нравственные идеалы русского народа в образе главного  героя. Былина  и  сказка. Традиционная  система  образов в русском героическом  эпосе. Новгородский цикл былин. «Садко».


былин. Тематическое различие. «Калевала» - карело-финский мифологический  эпос. Эпическое  изображение  жизни народа, его национальных традиций, обычаев.  Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц.  Пословицы и поговорки Тульского края.  Особенности смысла и языка пословиц.

^ ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (3)

Поучение как жанр древнерусской литературы. Утверждение в  литературе Древней Руси высоких нравственных  идеалов: любви к  ближнему, милосердия, жертвенности.  «Поучение Владимира Мономаха.» ( отр.). Основы  христианской морали в «Поучении…». Русские   летописи. «Повесть временных лет» (отр. «О пользе книг»). Формирование традиции  уважительного отношения к книге. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные  идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление  любви  и верности.

^ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА                                                                                               Классицизм  в русской литературе. М.В.Ломоносов. Слово  о поэте и ученом. Понятие о жанре оды. « Ода на день  восшествия на Всероссийский престол  ея Величества государыни  императрицы Елисаветы Петровны 1747г.». Стихотворение «К статуе Петра Великого». Мысли автора о родине, русской науке  ее творцах. Г.Р.Державин «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Призвание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

^ РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА  (31)

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Романтизм в русской  литературе. Баллада «Светлана». Баллада  как лироэпический  жанр. Сюжетные  особенности, образы баллады, ее фольклорная  основа. А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес поэта к истории России.«Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества  и отваги русских солдат. «Медный всадник» (отр.) Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы. Прославление  деяний Петра I. «Песнь о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация  эпизода из «Повести  временных лет». Тема судьбы  и пророчества в «Песне... » Развитие  понятия  о   балладе. Нравственный  смысл  исторических   сюжетов. Особенности  содержания   и   формы баллады А.С.Пушкина. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Обращение русских писателей  к   историческому прошлому Отечества» Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель». Образ  Самсона  Вырина и   тема «маленького человека». Образ  повествователя. Гуманизм  повести. Выразительность и лаконизм прозы Пушкина Повесть «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои  повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на   пути  к  счастью.  М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про…купца  Калашникова». Сюжет  поэмы, его историческая  основа.  Образ  Ивана  Грозного  и тема  власти. Нравственный поединок  Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным: сила и цельность характеров  героев. Особенности  языка  поэмы, ее связь с УНТ. Образ автора.  Образ гусляров. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Н.В.Гоголь Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа  повести. Героико – патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Нравственный облик Тараса Бульбы и его  товарищей-запорожцев: широта души, самоотверженность, способность к  боевому товариществу и подвигам во имя  родной земли. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении  героев.  Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение  любви и долга в  душах  героев.      Особенности изображения  человека и природы  в повести. Роль  детали  в  раскрытии  характера. Развитие  понятия  о литературном  герое. А.Н.Островский. Жизнь и творчество (обзор).  «Снегурочка». Мотив любви и «весенней остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого  сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского.                                                                       И.С.Тургенев  Слово о писателе. «Записки охотника», их гуманистический пафос. Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе  «Бирюк». Художественные достоинства рассказа. Тургенев и Тульский край.           Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Лирико-философские раздумья  автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской  речи.  Особенности  жанра. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. «Княгиня Трубецкая». Величие духа  женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…», «Тройка». Боль поэта   за  судьбу народа.  Некрасовская муза. А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические  баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и  самовластья. М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей  изрядного возраста». «Повесть   о  том, как один мужик двух  генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества. Нравственное превосходство    человека    из  народа, авторское   осуждение   его   покорности.   Гротеск. «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках. Л.Н.Толстой. Слово  о писателе. Повесть  «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений   детей и взрослых. Автобиографический  характер повести.  Л.Н. Толстой и Ясная  Поляна. Детские годы  Толстого. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема  детской открытости миру.   А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль  художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический  пафос произведения. Развитие понятий о юморе и сатире. Живая картина нравов. Два  лица России в рассказе  «Злоумышленник».

^ СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. Ф.И.Тютчев «Тени сизые сместились…» и др., А.А.Фет. Радость слияния  человеческой души с миром природы.

^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА(22).                                                                           И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Лапти».  Нравственный смысл рассказа. Выразительность и  точность    художественной детали  в рассказе. Художественное мастерство Бунина-прозаик. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. М.Горький  Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер  повести.  «Свинцовые мерзости жизни» и живая  душа русского человека. Изображение внутреннего  мира  подростка. Активность авторской   позиции. Дед      Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни. «Вера в творческие силы народа. Романтизм  раннего творчества М.Горького. Вопрос  о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига в «Легенде о Данко»  из  рассказа «Старуха Изергиль». В.В.Маяковский  Слово  о поэте. «Необычайное приключение…на даче». Реальное  и фантастическое  в  сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира.  Юмор. Особенности поэтического языка поэта. Роль рифм. Л.Н.Андреев Слово  о писателе.  «Кусака». Сострадание  и  бессердечие  как критерии нравственности  человека.  Гуманистический  пафос произведения. А.П.Платонов Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. Б.Л.Пастернак  Слово о поэте. Стихотворения. «Июль», «Никого не  будет в доме». Картина  природы, преображенная Поэтическим  зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Годы  военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение  нерушимости нравственных  устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Стихотворения  А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского.  Тульские поэты о ВОВ. Ф.А.Абрамов. Слово о писателе.  «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные    традиции  в рассказе Ф.Абрамова « О чем плачут лошади». Е.И.Носов  Слово  о писателе. «Живое пламя». «Кукла»  (Акимыч). Нравственные проблемы рассказа. Ю.П.Казаков Слово  о писателе.  «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка  как мерило нравственности  человека.

^ СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТОВ 20 ВЕКА О РОДНОЙ ПРИРОДЕ, родине,  восприятии окружающего мира. ( С.Есенин, А.Яшин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий). Стихотворения поэтов Тульского края о родине  и о природе. Н.А. Заболоцкий Слово о поэте. Стихотворения «Гроза идет», «Не  позволяй душе лениться». Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир  природы и душа  человека. Непосредственность человеческих чувств.     А.Т.Твардовский Слово о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета»,  «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике поэта. Д.С.Лихачев  Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. В.С.Высоцкий Слово о поэте. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Лирический герой поэзии. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.  (8)

Р.Бернс Слово о поэте.  «Честная бедность» и др. стихотворения. Представления  поэта о справедливости и честности. Дж.Г.Байрон. Слово о поэте.  «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы родины. Японские хокку. Особенности жанра. О.Генри.  Нравственные проблемы в рассказе «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Э.А.По Слово о писателе. Жанр фантастической новеллы в зарубежной  литературе. «Падение дома Ашеров». Романтический  пейзаж как средство  воздействия на читателя. Образ главного  героя. Фантастические события и реальное их объяснение.       Р. Д. Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. Мечта о победе добра.

^ 8 КЛАСС

Введение (1) Место художественной литературы в общественной жизни          и культуре России. Русская литература и история. Влияние  литературы на формирование в человеке нравственного  и  эстетического чувства.

^ Устное народное творчество(2)                                                                              

Народные, исторические, лирические песни. Пословицы,   поговорки, частушки, предания. Особенности худ. формы фольклорных произведений.   Народные исторические песни о Ермаке, С. Разине.  Обрядовые песни.

^ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  (2)

«Домострой». Памятник литературной и педагогической  мысли. Житийная литература как особый жанр  древнерусской литературы.  «Житие А. Невского».  «Житие Бориса и Глеба». Злодейство Святополка.                           Душевная чистота святых князей.  «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.  Действительные и вымышленные события, новые герои.  Сатирический пафос произведения.

^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     18 ВЕКА (5)                                                                  Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество. Комедия «Недоросль» Сатирическая  направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых.     Проблема   воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Черты  классицизма в комедии.  Н.М.Карамзин. Слово  о писателе.  Повесть «Бедная  Лиза». Сентиментальный сюжет повести, ее обращенность к  душевному  миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести

^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      19 ВЕКА (33)                                                 

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный      смысл исторических сюжетов. И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Басни. «Лягушки, просящие   царя»,    «Обоз». Мораль басен. Сатирическое изображение  человеческих  и общественных пороков. К.Ф.Рылеев  Слово о поэте.  Дума  «Смерть Ермака» и ее  связь    с       русской историей. Тема   расширения    русских   земель. Связь думы с преданием «О покорении Сибири  Ермаком». Понятие о думе. Особенности жанра.

А.С.ПУШКИН                                                                                                          

 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***»(«Я помню чудное мгновенье»), «19 октября»   («Роняет лес багряный свой убор). Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история  создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические  события   и   судьбы   частных   людей.  Тема     "русского бунта" и   образ   Пугачева.  Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ                                                                                                    

 Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека обстоятельств. Тема природы. Особенности  композиции   и смысл финала. Развитие представлений о жанре  романтической поэмы.

Н.В.ГОГОЛЬ                                                                                                              

Слово о писателе. Комедия «Ревизор». Мастерство построения  интриги  в пьесе,  особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа  и  сатирическая направленность  комедии. Образ  города и тема   чиновничества. Хлестаков  и    хлестаковщина.  Авторские    средства раскрытия   характеров. Мастерство   речевых   характеристик   персонажей. Многозначность финала пьесы. Повесть «Шинель».«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького  человека”.   Мечта   и   действительность. Образы  Акакия   Акакиевича    и «значительного   лица».   Значение   фантастического финала     повести. Гуманистический  смысл  повести и  авторская ирония. Роль  детали   в прозе Гоголя.

М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН                                                                                

Краткий рассказ о писателе. « История одного города» (отр.) Художественно- политическая сатира на общественные  порядки. Образы  градоначальников. Средства создания комического. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск, пародия.

Н.С.ЛЕСКОВ                                                                                                           

Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Художественная деталь как средство создания художественного  образа.

Л.Н.ТОЛСТОЙ

Слово о писателе. Рассказ «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе.

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ

Жизнь и творчество (обзор) Повесть «Белые ночи». Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.

А.П.ЧЕХОВ                                                                                                                                      Слово  о писателе.  Рассказ «О любви» (из  трилогии) как   история об упущенном счастье.  Психологизм   рассказа

^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА  (19)                                                                         Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

И.А.БУНИН

Слово о писателе. «Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Мастерство Бунина-прозаика.

А.И.КУПРИН

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст  сирени».   Утверждение   любви и счастья в семье. Понятие о  сюжете и фабуле.

М.Горький

Слово о писателе. «Челкаш». Поэтизация гордых и сильных людей. Романтизм раннего творчества Горького. Проблема гордости и   свободы.

А.Блок.

Слово о поэте. Историческая тема в творчестве.  «На поле Куликовом». Стихотворения «О доблестях, о подвигах, о   славе»,  «О весна без конца и без краю». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

С.Есенин.

Слово о поэте.  Поэма на историческую тему « Пугачев».Образ предводителя восстания. Понятие о драматической   поэме.

^ А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.

М.А.Осоргин «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.

И.С.Шмелев  «Как я стал  писателем». Рассказ о   пути к  творчеству.              Журнал «Сатирикон». Тэффи, А.Аверченко, О.Дымов. Сатирическое изображение исторических событий. М.Зощенко «История болезни», «Жертва революции». Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

А.Т.Твардовский.

Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок». История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического,  народность языка “Книги о бойце”. Стихи и песни о ВОВ. М.Исаковский «Катюша»,   «Враги  сожгли родную хату».   Л.Ошанин   «Дороги».  А.Фатьянов  «Соловьи». Поэты Русского Зарубежья  об оставленной ими  родине.

Б.Окуджава.

Слово о поэте. Стихотворения «Молитва Франсуа  Вийона», «Арбатский романс». Мудрость и душевная щедрость  лирического  героя поэзии. Авторская песня как жанр  и  явление культуры.

В.П.Астафьев.

Слово о писателе.  «Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность деревенских жителей. Развитие представления о герое-повествователе.

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА  (8)

У. Шекспир Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…»). Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

^ Ж.-Б. Мольер

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве».

Особенности классицистической драматургии. "Мещанин во дворянстве" как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена.  Журден   и аристократы.

^ Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира  на государственное  устройство  общества.  Гротесковый   характер изображения.

В.Скотт. Слово о писателе.  «Айвенго» как исторический роман

^ 9 класс

Введение. (1)

Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику                и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский  и  патриотический    пафос.  Национальная    самобытность   русской  литературы. Русская    литература    в   контексте  мировой. Эпохи  развития литературы. Понятие о литературном процессе.

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  (4)

Самобытный характер древнерусской литературы. Истоки и начало  древнерусской   литературы.   Богатство  и  разнообразие    жанров  (летопись, слово, житие, поучение). «Слово о полку Игореве». Художественные особенности литературного памятника. Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция. Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна  как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”,  своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения  произведения.

^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА     18 ВЕКА  (6)

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения.  Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества   Российского  государства.  Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе  антикрепостнической направленности.

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…». Жанр оды.   Прославление  в оде  важнейших  ценностей   русского Просвещения:  мира,   родины,   науки. Средства   создания  образа идеального монарха. «Разговор с  Анакреонтом», «Случились вместе два астронома в пиру»

Г.Р.Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям», «Памятник». Традиция  и новаторство  в  поэзии  Г.Р. Державина.    Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее  гражданский пафос..Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга  в   Москву». Черты классицизма и сентиментализма в  "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА      19 ВЕКА(61)                                                        

Новое   понимание   человека   в   его связях    с национальной  историей   (Отечественная   война     1812 г., восстание  декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей  европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей

В.А.Жуковский.  Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения:  “Море”, "Невыразимое". Тема человека и природы,  соотношение мечты и  действительности в лирике поэта.

А.С.Грибоедов.    Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума» Специфика  жанра  комедии. Искусство  построения    интриги   (любовный и социально-психологический конфликт).  Смысл названия и проблема ума в  комедии. Чацкий и фамусовская Москва.         Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и  реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии «Горе от ума» в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Основные мотивы поэзии (свобода любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Вольнолюбивая лирика. «Анчар», «Вновь я посетил», «К Чаадаеву», «К морю», «Бесы».  Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике Тема любви и дружбы в лирике. «К***»(Я помню  чудное мгновенье…»,«На  холмах Грузии…», «Я вас любил»,  «Няне».  «Деревня», «Осень».  "Чувства добрые" как нравственная основа  пушкинской лирики. Тема   поэта и  поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».    Поэма «Цыганы». Черты романтизма  в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы        «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.                              Повесть «Пиковая дама». Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений.            Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал»  Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г.Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.  Основные мотивы лирики: тоска  по идеалу, одиночество, жажда  любви  и  гармонии. Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.  Тема родины. «Родина». Лирика о назначении поэта и поэзии. «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта»,  «Дума». Образ поэта в лермонтовской лирике Поэт и его поколение. Тема вольности, одиночества. «И скучно, и грустно», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…». Тема любви  «Нет, не тебя так пылко я люблю…». «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин как  представитель «портрета поколения».  Печорин в системе образов романа.  Споры о романтизме  и реализме романа.  Критика В.Г.Белинского  о  романе. Поэты «пушкинской поры». ( К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский,  А.В.Кольцов).

^ Н.В. Гоголь. Жизненный и творческий путь. Поэма «Мертвые  души» (1 том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.   Место  Чичикова  в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе  Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме,  образ Руси и мотив дороги.   Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения,  алогизм  и  лиризм  в повествовании). Своеобразие  гоголевского реализма. Поэма в оценке В.Г.Белинского.

Н.А.Некрасов. Лирика. Стихотворения «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…». Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…». Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской  Музы.

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

А.А. Фет   « Вечер»,  «Как  беден  наш  язык! Хочу  и  не  могу…». Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка. А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Рассказы. «Смерть чиновника». Трансформация темы  «маленького» человека. «Тоска». Комическое и трагическое в прозе Чехова.  Особенности авторской позиции в рассказах.

^ РУССКАЯ  ПРОЗА  20 ВЕКА (10)                                                                        

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века.  Годы  военных  испытаний  и  их   отражение  в литературе. Обращение  писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров

И.А.Бунин.  Жизненный  и  творческий путь.  Лирика  «Вечер», «Летняя ночь», «Густой зеленый  ельник у дороги…». Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. М.Горький. Жизнь и творчество. Рассказ  «Макар Чудра». Черты романтизма в произведении.

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. Трагедия  народа  в   годы войны и судьба  Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных  зарисовок в рассказе.

А.И.Солженицын. Жизнь и судьба.  «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.  Нравственный смысл рассказа – притчи.

^ РУССКАЯ ПОЭЗИЯ  20 ВЕКА (10)                                                                                        А.Блок.  Жизнь и творчество. Лирика. Высокие идеалы и предчувствие  перемен.   Стихотворение «Русь». Родина и  любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России.  Лирический герой.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…». Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Тема Родины в лирике.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «Послушайте», «Люблю» «А вы могли бы?» Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма.

М.И.Цветаева. Жизненный и творческий путь. Стихи о поэзии, о поэзии, любви, жизни и смерти. Образ Родины в цикле «Стихи о Москве».  

     ^ Поэзия родного края.

Б.Л.Пастернак.   Жизнь и творчество. Лирика. «Красавица моя,  вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым   некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики.

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения:  «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество». Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм.  Активность гражданской  позиции поэта.  Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

Г.Тукай. Слово о  поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!». Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии  Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Стихотворения о Родине и природе. «Урожай», «Весенние строчки». «Я убит подо Ржевом…» Нравственный облик солдата.

^ Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 века. Лирика Н.Рубцова,

Е.Евтушенко, А.Вознесенского.

           

  1   2   3   4   5




Похожие:

Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconРабочая программа по литературе для 10 а класса (уровень освоения программы: базовый)
Примерной государственной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г. С. Меркин,...
Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconРабочая программа по математике 5 класс (уровень освоения программы: базовый) 7 класс
Общеобразовательный курс (базовый уровень) для 5-9 классов (авторы Н. Я виленки, В. И. Жохова и др.)
Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconРабочая программа по информатике и икт для 6-7 классов (уровень освоения программы: базовый) для 8-9 классов
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconРабочая программа по предмету литература для 6 класса среднего общего образования (базовый уровень)
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconРабочая программа по информатике и икт для 6,7 классов (уровень освоения программы: базовый)
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconРабочая программа по физической культуре для 4-х классов (уровень освоения программы: базовый)
Примерной государственной программы по физической культуре для общеобразовательных школ (Комплексная программа физического воспитания...
Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconПрограмма по технологии (базовый уровень). 10 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Д. Симоненко по технологии (базовый уровень), 10-11 классы. Рабочая...
Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconПрограмма по технологии (базовый уровень). 11 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Д. Симоненко по технологии (базовый уровень), 10-11 классы. Рабочая...
Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconРабочая программа по информатике и икт для 5 класса (уровень освоения программы: базовый, профильный)
Босовой Л. Л. «Программа курса информатики и икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы...
Рабочая программа по литературе для 6 г, 7 а, в, 8а классов (уровень освоения программы: базовый) iconРабочая программа по информатике для 10-11 класса (уровень освоения программы: базовый)
Рабочая программа составлена на основе учебного плана и программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы