Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка icon

Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка
страница1/2
Дата конвертации17.11.2013
Размер456.71 Kb.
ТипПрограмма
источник
  1   2

Рабочая программа по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» разработана на основе: - Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; учебного плана МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2013/2014 учебный год; планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться; на основе авторской программы «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (авторы: О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская), которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»; и на основе письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.

Основные цели курса:

  1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

  2. Воспитание в детях эстетического чувства.

  3. Получение обучащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

  4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

  5. Развитие воображения и зрительной памяти.

  6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приемов изобразительной деятельности.

  7. Воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

  8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

  1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвященные знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией)

  2. Воспитание зрительской культуры, умения видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «учимся видеть» и «изучаем работу мастера»)

  3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства) .

  4. Освоение изобразительных приемов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

  5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.

  6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

В программе реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, музыкой, театром, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у обучающихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» дается алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.


^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

ЗАНЯТИЯ 1-4 (4 часа) изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр)

^ ЗАНЯТИЯ 5-7 (3 часа) понятие о цветовой гамме.

ЗАНЯТИЯ 8-10 (3 часа) понятие о декоративном панно.

ЗАНЯТИЯ 11-13 (3 часа) отработка различной штриховки.

^ ЗАНЯТИЯ 14-16 (3 часа) изучение основных пропорций человеческого лица.

ЗАНЯТИЯ 17-18 (2 часа) народные промыслы: изучение хохломской росписи.

ЗАНЯТИЕ 19 (1 час) плетеные орнаменты: звериный стиль.

ЗАНЯТИЕ 20 (1 час) техника отпечатка при работе акварелью.

^ ЗАНЯТИЯ 21-23 (3 часа) изучение особенностей стиля иллюстрации И.Билибина. рисование в любой технике иллюстрации к сказке.

ЗАНЯТИЯ 24-25 (2 часа) древнерусская книга. Буквица.

^ ЗАНЯТИЯ 26-29 (3 часа) работа театрального художника (декорации и костюмы)

ЗАНЯТИЯ 30 (1 час) изучение истории Русского музея.

ЗАНЯТИЯ 31-32 (2 часа) проектные задания( открытки или панно) к праздникам.

^ ЗАНЯТИЯ 33-34 (2 часа) резервные часы.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НАЗВАНИЕ ТЕМ

^ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Жанры живописи. Натюрморт.

2

Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры.

2

Цветовая гамма. Цветовой круг. Штриховка и цветовой тон.

3

Декоративное панно из природного материала.

3

Тон, форма, светотень. Натюрморт из геометрических тел.

3

Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.

3

Народные промыслы. Золотая Хохлома.

2

Плетеные орнаменты. Звериный стиль.

1

Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью.

1

Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.

3

Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

2

Для любознательных: художник и театр.

4

Учимся видеть. Русский музей.

1

Проекты.

2

Резерв.

2

Итого.

34


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

К концу 3 класса обучающиеся научатся:

- владеть языком изобразительного искусства;

- различать особенности различных видов изобразительной деятельности;

- понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

- определять свойства цветов спектра (взаимодействие теплых и холодных цветов);

- описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;

- работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»);

- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов;

- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.

К концу 3 класса обучающиеся получат возможность научиться:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной ц

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

- ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности;

- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;

- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.

^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

^ ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса является формирование следующих умений:

- формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

-овладение различными приемами и техниками изобразительной деятельности;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

^ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей, и даже с математикой. Поскольку художественно- творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет обучающимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.

^ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

^ КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласовано работать в группе: учиться планировать работу в группе; учиться распределять ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре)

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- сравнивать и группировать

работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

^ ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются:

  1. Овладение языком изобразительного искусства:

- иметь четкое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

- понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушевка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

- знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

- знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

- учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

  1. Эмоциональное восприятие и оценивание произведения искусства:

- чувствовать и уметь описывать, в чем состоит образный характер различных произведений;

- уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

  1. Различение особенностей различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

- рисования цветными карандашами; простым карандашом (передача объема предмета с помощью светотени); выполнения декоративного панно в технике аппликации; выполнение декоративного панно из природных материалов; выполнение растительного орнамента (хохломская роспись); выполнение плетеного орнамента в зверином стиле; овладение различными приемами работы акварельными красками (техникой отпечатка); работой гуашевыми красками; постановки и оформление кукольного спектакля.

  1. Углубление понятий о некоторых видах изобразительного искусства:

- живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись); графика (иллюстрация); народные промыслы (хохломская роспись).

  1. Изучение произведений признанных мастеров изобразительного искусства и объяснение их особенностей (Русский музей)

  2. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.

^ КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у него интерес к искусству и желание рисовать.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение уч-ся продуктивных заданий в учебнике и рабочей тетради. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь применять их в жизни. Объем заданий определяет учитель, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учитель может проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей. Если никто из уч-ся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе со словарем и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определенный объем заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачетом по изученной теме. Каждая тема у ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жестко ограничен. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу года не осталось пустых мест (образцы выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного просыхания).

^ СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

Линия

развития

Планируемые результаты

Фамилия, имя обучающегося


















































































Овладение языком изобразительного искусства

Имеет четкое представление о жанрах живописи и их особенностях


















































































Объясняет, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушевка, блик, рамка-видоискатель


















































































Объясняет, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники


















































































Описывает живописные произведения с использованием уже изученных понятий.


















































































эмоциональное восприятие произведения искусства

Описывает, в чем состоит образный характер различных произведений


















































































Рассказывает о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в образе.


















































































Различение особенностей различных видов изобразительной деятельности

Владеет приемами рисования цветными и простыми карандашами


















































































Владеет приемами выполнения декоративного панно

В технике аппликации.


















































































Владеет приемами выполнения декоративного панно из природных материалов.


















































































Владеет приемами выполнения растительного орнамента (хохломская роспись).


















































































Владеет приемами выполнения плетеного орнамента в зверином стиле.


















































































Владеет различными приемами работы акварельными красками (техникой отпечатка)


















































































Владеет приемами работы гуашевыми красками


















































































Владеет приемами постановки и оформления кукольного спектакля








































































































































































  1   2




Похожие:

Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (
Изо)» для 5-8 классов разработана на основе учебной программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы общеобразовательной школы» (под...
Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе программы «Изобразительное искусство» О....
Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» на 2011 2012 учебный год Составители: Лаврентьева О. В
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconРабочая программа по искусству (модуль «Изобразительное искусство») для 3 «Б»
«Изобразительное искусство и художественный труд» 2005 г., а также авторской программы по предмету «Изобразительное искусство и художественный...
Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconОбразовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-8 класс, базовый уровень на 2011 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского
Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconПрограмма по предмету «Изобразительное искусство» Пояснительная записка
О. А. Куревиной и Е. Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом...
Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету Изобразительное искусство 2 класс изобразительное искусство
...
Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconПрограмма «изобразительное искусство» (для четырёхлетней начальной школы) О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская I. Пояснительная записка
Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование...
Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconПрограмма учебного курса по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
Программа разработана на основе Примерных программ двух учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» Федерального...
Программа по предмету «изобразительное искусство» Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы»
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика рао...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы