Программа по предмету «математика» Пояснительная записка icon

Программа по предмету «математика» Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по предмету «математика» Пояснительная записка
страница1/6
Дата конвертации17.11.2013
Размер0.9 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4   5   6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «МАТЕМАТИКА» разработана на основе: - Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; учебного плана МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2013/2014 учебный год; планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться; на основе авторской программы «МАТЕМАТИКА» (авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Рубин А.Г., Тонких А.П.), которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»; и на основе письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у обучающихся на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о мат-ке как части общечеловеческой культуры, понимание значимости мат-ки для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к мат-ке на основе дифференцированного подхода к обучающимся;

- выявить и развить мат-кие и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (136 ЧАСОВ)

Числа и операции над ними. Числа от 1 до 1000. Сотня. Счет сотнями. Тысяча. Разряды. Разрядные слагаемые. Чтение и запись чисел. Сравнение. Дробные числа. Доли, сравнение долей. Нахождение доли и числа по доле. Сложение и вычитание чисел. Операции +/- в пределах 1000. Устные и письменные приемы +/-. Умножение и деление чисел в пределах 100. Операции */: в пределах 100 и 1000. Распределительное, сочетательное свойство. Внетабличное */:. Деление с остатком. Письменные приемы */: трехзначного числа на однозначное.

^ Величины и их измерение. Объем. Единицы объема и соотношение между ними. Формулы объема куба. Время. Длина. Масса. Скорость. расстояние. Единицы измерения и соотношение между ними.

^ Текстовые задачи. Решение простых и составных текстовых задач. Моделирование задач.

Элементы геометрии. Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объемных фигур на плоскости. Виды треугольников.

^ Элементы алгебры. Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а+/-б; а*б; а:б. неравенства с одной переменной. Решение уравнений вида: х+/-а=с+/-б; а-х=с+/-б; и т.д. прямая и обратная пропорциональность.

^ Элементы стохастики. Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора. Чтение информации заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Круговые диаграммы.

^ Занимательные и нестандартные задачи. Уникурсальные кривые. Логические задачи. Решение логических задач с помощью графов и таблиц. Множество. Элементы множества. Подмножество. Пересечение, объединение множеств. Высказывания с кванторами общности и существования. Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.

Итоговое повторение.

^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов

Общее количество часов

Повторение изученного во 2 классе

11

Внетабличное умножение и деление

28

Доли

13

Нумерация чисел в пределах 1000

12

Сложение и вычитание в пределах 1000

24

Умножение и деление в пределах 1000

23

Арифметические действия над числами в пределах 1000

25

Итого

136


^ ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Период обучения

№ урока

Вид работы

тема

1 четверть

6

Математический диктант №1

Повторение изученного во 2 классе.

11

Контрольная работа №1

Повторение изученного во 2 классе.

27

Математический диктант №2

Решение текстовых задач.

35

Контрольная работа №2

Внетабличное умножение и деление.

2 четверть

46

Математический диктант №3

Доли.

52

Контрольная работа №3

Доли.

59

Математический диктант №4

Нумерация чисел в пределах 1000.

63

Контрольная работа №4

Темы, изученные в первом полугодии.

3 четверть

80

Контрольная работа №5

Сложение и вычитание в пределах 1000.

88

Математический диктант №5

Решение неравенств.

102

Контрольная работа №6

Умножение и деление в пределах 1000.

4 четверть

121

Математический диктант №6

Задачи на движение.

133

Итоговая контрольная работа

Материал, изученный в третьем классе.

Итого : Контрольных работ 7

Математических диктантов 6


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

^ Линии развития учащихся средствами предмета «МАТЕМАТИКА»

- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях.

- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики.

- строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения

- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними

3 класс

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;

- +/-/*/: числа в пределах 1000;

- находить значение выражений в 2-4 действия;

- сравнивать именованные числа и выполнять арифметические действия между ними

- читать и записывать именованные числа (длина, площадь, масса, объем);

- читать информацию, заданную с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов;

- переносить информацию из таблицы в линейные и столбчатые диаграммы;

- находить значение выражений с переменной изученных видов;

- правильно употреблять термины «чаще», «реже», «возможно», «случайно»;

- определять время по часам до минуты;

- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам (длина, объем, масса)

- решать задачи в 2-3 действия;

- решать уравнения изученных видов;

- решать комбинаторные задачи изученных видов;

- решать логические задачи изученных видов;

- устанавливать зависимости между классами величин, описывающих движение и куплю-продажу;

- решать неравенства путем подбора;

Устанавливать принадлежность и непринадлежность множеству данных объектов;

-различать истинные и ложные высказывания

- вычислять периметр, площадь, объем фигур с помощью изученных формул;

- узнавать и называть плоские фигуры;

- различать виды треугольников;

- строить окружность по заданному радиусу;

- строить на бумаге в клетку прямоугольник и квадрат с заданными сторонами



^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса «МАТЕМАТИКИ» является формирование следующих умений и качеств:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения определять свое отношение к миру.

^ МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса «МАТЕМАТИКА» является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

^ Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

^ Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения ;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах.

^ ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса «МАТЕМАТИКА» является формирование следующих учебных действий.

1-й уровень (необходимый) Третьеклассники научатся:

- использовать при решении учебных задач названия и последовательности чисел в пределах 1000 ( с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- объяснять, как образуется каждая следующая счетная единица;

- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объема (литр, см кубический, дм кубический, метр кубический) массы ( кг, центнер), площади (квадр. См, квадратный дм, квадратный метр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;

- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;

- читать записывать и сравнивать числа в пределах 1000; представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

-выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);

- выполнять умножение и деление с 0, 1, 10, 100;

- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трехзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при +, -, * и : чисел в остальных случаях;

- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;

- использовать распределительное свойство умножения и деления относительно суммы ( умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;

- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;

- решать задачи в 1-2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, модели);

- находить значение выражений в 2 – 4 действия;

- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника при решении различных задач;

- ис-вать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а+x=b; a-x=b; a*x=b; a:x=b;

- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;

- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;

- определять время по часам с точностью до минуты;

- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объему;

- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (расстояние, время, скорость), купли – продажи (цена, количество, стоимость).

^ 2-й уровень (программный) третьеклассники смогут научиться:

- использовать при решении различных задач формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба);

- использовать при решении различных задач знание формулы пути;

- использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;

- находить долю от числа, число по доле;

- решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схему, краткую запись);

- находить значение выражения вида а+б; а-б; а*б; а:б при заданных значениях переменных;

- решать способом подбора неравенства с одной переменной вида: а+xb;

- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х+а=с+б; а-х=с+б; х-а=с*б; а-х=с:б; х:а=с+б;

- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

- вычислять объем параллелепипеда (куба);

- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;

- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

- строить окружность по заданному радиусу;

- выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;

- узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамида, цилиндр;

- выделять из множества параллелепипедов куб;

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие 4 арифметических действия (+,-,*,:);

- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;

- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;

- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;

- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;

- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более 3 высказываний;

- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

- правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;

- составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;

- составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);

- устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить ее.

^ КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Тетради для контрольных работ включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), которые должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. Задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачетом по изучаемым темам. При этом срок получения зачета не должен быть жестко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьника планировать свои действия. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, для этого используются:

- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника»: в ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;

- портфель достижений школьника (портфолио)

  1   2   3   4   5   6




Похожие:

Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconРабочая программа курса математика для 4 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (4 часа в неделю. Всего 136 часов) г. Мегион, 2012 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Математика»
Примерной программы для общеобразовательных учебных заведений по предмету, а так же на основе программы, разработанной авторами М....
Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconРабочая программа пояснительная записка к программе «Математика» 2 класс Автор Петерсон Л. Г
Программы Министерства образования рф: примерной программы по предмету «Математика», а также авторской программы «Математика» Л....
Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Математика» в 7 классе Пояснительная записка
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Математика» в 7 классе Пояснительная записка
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Математика» в 9 классе Структура программы: Пояснительная записка
...
Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconПрограмма по учебному предмету «Математика» в 9 классе Структура программы: Пояснительная записка
...
Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconСодержание пояснительная записка Тематический план Содержание Контрольные задания Литература пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки по предмету «Информатика»
Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Математика» Составила: учитель начальных классов Тихонова О. В. 2011 2015 учебный год Пояснительная записка
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Великобритании
Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету имеет следующую структуру: титульный лист; пояснительная записка
Рабочая программа по предмету разрабатывается учителем на основе типовой программы, рекомендованной Министерством образования российской...
Программа по предмету «математика» Пояснительная записка iconПояснительная записка. Данная программа предназначена для учащихся 3 «Б» класса моу гимназия №1 г. Балашова Саратовской обл
Курс «Моя математика», в соответствии с общими педагогическими принципами ос «Школа 2100», ориентирован на формирование функционально...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы