Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов icon

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов



НазваниеФормирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов
Дата конвертации18.11.2013
Размер92.35 Kb.
ТипДокументы
источник

Формирование навыка чтения на основе

развития познавательных интересов


Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема — формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению — является актуальной. Отправной точкой работы над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями, которыми дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребенка.

^ Теоретической основой работы являются:

• исследования А.Н. Корнева' о причинах

нарушения чтения у детей, о методах устранения этих нарушений;

 • методика развития зрительного восприятия текста, тренировка памяти и внимания, разработанная О.А. Кузнецовым и Л.Н. Хромовым';

• методика обучения скорочтению, разработанная американским ученым-психологом Ли Кларком;

• система заданий, направленная на формирование умений смысловой обработки текста, предложенная Г. Г. Граник;

• система упражнений на развитие восприятия текста, предложенная И.Д. Ладановым и О.А. Розановой.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

I. ^ Восприятие текста.

Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

—увеличить ширину поля зрения;

—уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;

—  сократить время каждой отдельной фиксации;

—избавиться от регрессий;

—развитие антиципации текста.

1. Упражнение на увеличение поля зрения.

1) Работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом:

подготовительный этап — зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания в цифровом ряду или алфавите (время выполнения — 25 с);

исполнительный этап — последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.

При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка».

«Напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка; термины — на уроке «Мы и окружающий мир» и т.д.).

2) По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов. Сначала проводится работа над расширением поля зрения, а затем карандашом указываются слоги из называемых слов, предложений.

Лимон, панама. У Оли лимон. У Коли панама.

ЛИ

МА

ПА

0

КО

НА

КА

У

МОН

2. Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.

вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка маска/манка марка каска пасха маска миска

Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.

аркас карась карат каркать карниз карниз карст катер кратер катет катет катион катод каток

3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.

1)    Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.

2) Назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.

4. Избавление от регрессий.

Для избавления регрессий используется такой вид работы, как чтение с карточкой (2x5 см). Ребенок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует достаточно быстрый темп чтения.

5. Развитие антиципации текста.

1) На доске написаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие, загадка.

После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.

2) Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов. Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения «Репка».

По., де.. ре.. Вы., ре., бо..-npe.. Ста., де.. ре., тя.. Тя..-потя.., вы., не мо..

3) Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.

Написать слова, у которых есть такие согласные: к-н   кино, океан, конь, окно... с-л   сила, соль, осел, село...

4) Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.

Он сам во всем...        Сделал дело...

Дверь была...           Тише едешь...

5) Восстановить диалог.

-  Ты уже читал эту книгу?

—   Я тебе ее дам прочитать.

— Ты что, медленно читаешь?

Дети сами придумывают диалоги и предлагают одноклассникам их восстановить.

^ И. Развитие внимания.

Чтение — вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.

Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.

1) Для расширения объема и распределения внимания используются корректурные пробы.

Подчеркнуть в ряду буквы:

м -а/мсаыумамауысуоносам и у о;

у—ы/мсаусыпамлеыиуыаод тжир

2) Для развития избирательного внимания используется методика Мюнстерберга.

Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

к н осликп р слонт д к волкмит п р щ у к ать к ар а с ь тп с о м тд н Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?

3) Найти ошибки в тексте.
Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.

4) Упражнения, предложенные И.Д. Ладановым в книге «Техника быстрого чтения».

Найти пары цифр и букв, отличающихся друг от друга. Сосчитать количество отклонений. Время выполнения упражнения 1,5 мин.

78 86 32 76 90 73 78 86 32 76 80 73

^ III. Чтение и память.

                      уд вд ыж зы ха ал

                      уж вд ых щи бв ба

В книге О.А. Кузнецова «Техника быстрого чтения» отмечается, что память — это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека.

Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7 + 2 единицы хранения. У младшего школьника — на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.

Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более емкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.

1) Игра «Слова».

Записать как можно больше слов, относящихся к темам:

«Школа, книга, город, осень» — на уроке русского языка;

«Лес, животные, приборы и оборудование» — на уроке «Мы и окружающий мир».

«Искусство, живопись» — на уроке изобразительного искусства.

2) Игра «Кто больше запомнит?».
Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит свое и т.д.

Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например, на уроке русского языка — имена существительные женского рода.

3) Игра «Запоминаем рисуя».
Ведущий готовит список из 20 слов.

Последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время участники знаком зарисовывают названное слово. В конце игры они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.

4) Игра «Запоминаем слова».
Игра проводится в парах.

Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет на листке 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.

5) Игра «Посмотри и запомни».

На столе раскладываются карточки с написанными на них словами. Дается время для запоминания этих слов.

Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.

^ IV. Приемы осмысления текста.

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.

Первый прием: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

Второй прием: антиципация — предвосхищение или смысловая догадка.

Третий прием: реципация — мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

Определение смысловой структуры текста.

Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих заданий.

1.  Подобрать  к  каждому  заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).

2. Работа с деформированным текстом.

•Собери рассыпанные тексты.
Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссёре, том, создал, волк.

• Собери предложения из частей.

3. Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по Ледовитому океану; гагары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда

Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом. Впиши заглавия этих частей.

4. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

Работа над прогнозированием текста.

1.  Допиши словосочетания: перочинный...         карие... грецкий...        кромешный...

2.  Дополни предложение.

На берегу разложили костёр, чтобы... Для большого строительства этого маловато, но достаточно для...

3.   Допиши текст.

4.   Восстанови пропущенные строчки в произведении.

Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач.





Похожие:

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconСправка по итогам контроля навыка чтения
С целью диагностики уровня сформированности навыка чтения учащихся 1- 4 классов на основании приказа Управления образования от 05....
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconФормирование навыка беглого чтения
Все остальные, со­ставляющие технику чтения, важны для обеспечения понимания содержания чи­таемого. Вместе с тем нельзя переоце­нить...
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconМетодическая разработка Тема: «Формирование познавательных интересов младших школьников через творческие задания»
Тема: «Формирование познавательных интересов младших школьников через творческие задания»
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconФормирование навыка смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconИкт в начальной школе Из опыта работы
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация...
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconТема урока: Творческий путь С. Михалкова. Басня «Хочу бодаться»
С. Михалкова; работать над жанровыми особенностями басни, знакомство с произведением; формирование навыка осознанного и выразительного...
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconЧто такое навык чтения. Психологические аспекты навыков чтения
Говоря о формировании навыка чтения, мы в первую очередь говорим о развитии следующих 4 качеств при чтении: правильность, беглость,...
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconПроверка навыка чтения
С целью создания равных условий учащимся предлагается для чтения один и тот же отрывок текста
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconКаталог спецкурсов предметной подготовки методической направленности на 2008 год по кафедре технологического образования уипкпро
Формирование познавательных интересов учащихся на уроках «Технологии» и внеурочное время
Формирование навыка чтения на основе развития познавательных интересов iconПрограмма «вместе нам не бывает скучно» для учащихся 5-6 классов
Цель. Организация отдыха детей, развитие познавательных интересов, смекалки, любознательности, взаимовыручки, формирование дружбы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы