Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению icon

Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению



НазваниеПрограмма учебного курса по русскому языку и литературному чтению
страница1/7
Дата конвертации18.11.2013
Размер1.64 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4   5   6   7

ГБОУ СОШ пос. Береговой


Утверждаю:

Директор _______ /Яцких Т.П./


__________________2012 г.


Согласовано

__________________2012 г.

Зам. директора по УВР

____________Митукевич Н.И.


Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №____от______2012г.

Руководитель МО

____________________________



ПРОГРАММА


учебного курса

по русскому языку и литературному чтению

(авторы В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин,

^ А. Ф. Шанько, В. П. Канакина)

УМК «Школа России»


Программа разработана на основе примерных программ по русскому языку и литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Обучение грамоте и письму» период обучения грамоте (авторы В.Г. Горецкий,

В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько), программы курса «Русский язык» (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), программы курса «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) (УМК «Школа России)


Класс: 1


Программу разработали

учителя начальных классов

Богданова Г.Ф., Строева Л.Ф.,

Хитёва С.Н.


п. Береговой, 2012 год


^ Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается ввод­ным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продол­жительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в не­делю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой ис­пользуемых учебных средств. В рабочей программе содер­жание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.

Интегрированный курс «Обучение грамоте и письму» рассчитан на 207 ч.из них: 115 ч. – предмет «Русский язык», 92 ч. – предмет «Литературное чтение».

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний, в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

^ Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает формирование у уча­щихся представлений о языке как составляющей целостной на­учной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - раз­витие устной и письменной речи, монологической и диалоги­
ческой речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участво­вать в диалоге, составлять несложные монологические выска­зывания и письменные тексты-описания и повествования не­большого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



Предмет

Подготовительный период (4 учебные недели)

Букварный период

(16 учебных недель)

Послебукварный период

(3 учебные недели)

Итого

Литературное чтение

16 часов

64 часа

12 часов


92 часа

^ Русский язык

20 часов

80 часов

15 часов


115 часов

Итого

36 часов

144 часа

27 часов

207 часов


Тематическое планирование по литературному чтению и русскому языку (период обучения грамоте) в 1 классе

(1 вариант)


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Обучение грамоте (207 ч.)

1. Фонетика

Звуки речи. Осознание смысло-различительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и его последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Первоначальное представление о слове как единстве значения и звучания. Звуки речи. Смыслоразличительная функция звуков. Интонационное выделение звука на фоне слова. Звуковой анализ слова с выделением, называнием каждого звука в слове, фиксацией звуков фишками. Число и последовательность звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком ( мак – рак). Особенность гласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука (гласные, твердые и мягкие согласные).

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги.

Ударение. Способы его выделения. Слогоударные схемы.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

^ Группировать (классифицировать) слова по первому звуку ( по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков (н – м, р – л, с – ш, и др.). Подбирать слова с заданным звуком.

Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Моделировать звуковой состав слова. В том числе в игровых ситуациях – игра «Живые звуки»).

Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Объяснять ( характеризовать, пояснять формулировать) работу ( функцию) гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного).

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.


2. Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.

Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

Знакомство с русским алфавитом.

^ Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чущу). Запись, выкладывание их разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Выбор буквы гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного.

Функции букв е, ё, ю, я. Буквы, обозначающие согласные звуки. Разные способы обозначения буквами звука [й']. Функция букв ь и ъ.

Русский алфавит. Название букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов.

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге, буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков.

показатель твердости – мягкости предшествующих согласных звуков.

Дифференцировать буквы, обо значающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с – з, ш – ж, с – ш, з – ж, р – л, ц – ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о – а, и – у, п – т, л – м, х – ж, ш – т, в – д и т. д.).

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’].

Объяснять функцию букв ь и ъ.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Восстанавливать алфавитный порядок слов.

3. Чтение

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Овладение способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).

Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).

Отработка техники чтения.

Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое.

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению словами.


^ Читать слоги с изменением буквы гласного.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета.

Соединять начало и конец предложения с

опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения.

^ Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии с о знаками препинания.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, находить содержащуюся в тексте информацию, определять основную мысль прочитанного произведения.

Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям.

^ Читать орфоэпически правильно.

Читать выразительно текст: использовать интонацию, силу голоса, темп речи.

4. Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв.

Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки.

Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта.

Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Списывать с печатного и письменного текста.

Переносить слова по слогам.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх – пяти слов со звуками в сильной позиции.

Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы.

^ 5. Слово и предложение

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложе­ния. Работа с предложением: вы­деление слов, изменение их по­рядка

Слово как объект изучения, ма­териал для анализа.

Различение слова и обозначаемого им предме­та.

Значение слова.

Слова, называ­ющие предметы.

Слова, называю­щие действия.

Слова, называющие признаки.

Активизация и расшире­ние словарного запаса

Наблюдение над значением слов.

Понимание значения слова в контексте.

Включе­ние слов в предложение.

Наблюде­ние над родственными словами (без введения терминологии).

Работа с предложением: выделе­ние слов, изменение их порядка.

Коррекция предложений, содержа­щих смысловые и грамматические ошибки.

Классифицировать слова в соответствии с их значением (сло­ва, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, на­зывающие действия).

Группировать слова, сходные по значению и звучанию.

Моделировать предложение.

Наблюдать: определять количе­ство слов в предложении.

Списывать деформированный текст с его параллельной корректи­ровкой.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений

6. Орфография

Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих

(ча-ща, чу-щу, жи-ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения

согласных.

Знаки препинания в конце предложения.

Раздельное написание слов.

Гласные после шипящих в ударных слогах (ча-ща, чу-щу,жи-ши).

Заглавная буква в начале предложения.

Заглавная буква в именах собственных.

Знаки препинания в конце предложения.

Деление слов на слоги.

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.


^ 7. Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

Обосновывать собственное мнение.
  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconРабочая программа по русскому языку и литературному чтению (период обучения грамоте) и русскому языку (систематический курс) для умк «Школа России»
Программа разработана на основе Примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта начального...
Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconРабочая программа по русскому языку 1 Казакова Л. В. Рабочая программа по литературному чтению
Перечень рабочих программ для реализации учебного плана (федеральный компонент)
Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconПрограмма по русскому языку В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина Авторская программа по математике
Авторская программа по литературному чтению Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В
Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconПрограмма по русскому языку программа по литературному чтению
Основная образовательная программа является нормативным локальным актом, регламентирующим содержание и организацию образовательного...
Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconПримерная программа по русскому языку Примерная программа по литературному чтению
Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика, окружающий мир
Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconРабочая программа по русскому языку Рабочая программа по литературному чтению

Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconРабочая программа по природоведению 5класс Рабочие программы по биологии 6-9класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру – 1класс
Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconИтоги олимпиады по русскому языку и литературному чтению
Обж. В олимпиаде приняли участие 132 учащихся 3-4 классов из 28 общеобразовательных учреждений
Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconКонтрольная работа по геометрии в 8 классе по теме «Четырехугольники»
Районные олимпиады по русскому языку, математике окружающему миру, литературному чтению в 4-х классах
Программа учебного курса по русскому языку и литературному чтению iconПрограмма по русскому языку для 10-11 классов. Греков В. Ф. Программа по русскому языку для 5 9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского
Английский с удовольствием” / “Enjoy English” Авторская программа курса (2-11 классы)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы