А. В. Конабеев icon

А. В. Конабеев



НазваниеА. В. Конабеев
Дата конвертации19.09.2012
Размер207.49 Kb.
ТипДокументы
источник

Создание программ к элективным курсам по английскому языку - принципы и практика (на примере УМК ''Деловой английский

для школы""Business English for Schools")

А. В. Конабеев, к. п. п., преподаватель английского языка, зам. гл.редактора издательства "Титул"


В 2002 году Министерством образования РФ была принята "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования" (утверж­дена приказом Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002). В соответствии с Концепцией перед школами открылась возможность в большей степени учитывать потребности учащихся, эффективнее готовить их к будущей профессии или продолжению обучения в вузах. Вместе с тем перед учителями школ возникла проблема разработки элективных курсов для учащихся. В журнале АЯШ № 2 (14) за 2006 год мы уже рассмат­ривали общие принципы разработки элективных курсов для профильной школы. В данной же статье рассмотрим практические аспекты разработки и оформления про­граммы для элективного курса, вопросы ее экспертизы и утверждения.

Прежде всего следует уточнить что именно понима­ется под элективным курсом. В Концепции приводится следующее определение: "Элективные курсы - обя­зательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана... Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным кур­сам единый государственный экзамен не проводится. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразова­тельных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20". Элективные курсы имеют сле­дующие достоинства: они позволяют ориентировать обучение на реальный интерес школьников, позволяют поддерживать высокий уровень языковой подготовки, дают администрации школы свободу в планировании нагрузки (как правило, элективные курсы преподаются во второй половине дня), дают возможность учителю повысить свою квалификацию и расширить поле ра­боты, а также позволяют ученикам сделать выбор из множества направлений для углубленного изучения. В рамках преподавания английского языка элективные курсы могут использоваться для интенсивного развития коммуникативной компетенции, для предпрофильной подготовки, а также для углубленного изучения предмета с целью лучше подготовиться к сдаче экзамена. Следует понимать разницу между курсами по выбору, которые входят в предпрофильную подготовку (то есть могут вводиться в 9-м классе) и могут быть кратко­срочными, и элективными курсами, которые являются частью профильного обучения и отличаются большей длительностью (до 72 часов). Итак, элективный курс преподается в 10-11 -х классах средней школы, входит в профильное обучение и его объем может составлять до 72 учебных часов. Таким образом, курс длитель­ностью 70-72 часа при отведенном на него одном учебном часе в неделю может преподаваться в 10-х и 11 -х классах, а при выделенных на него двух часах в неделю может быть пройден за один учебный год. Современные учебные пособия для элективных курсов, такие, как "Деловой английский для школы" / "Busi­ness English for Schools" и "Английский для естествен­но-математического профиля" / "English for Science", рассчитаны именно на 70 часов аудиторных занятий, и еще два часа могут использоваться для оценки учебных достижений школьников в рамках элективного курса. Однако наличие качественного, современного учеб­но-методического комплекта для элективного курса не снимает проблему разработки учебной программы. Вне зависимости оттого, планируется ли преподавать данный курс как модульный или линейный, учебная программа курса должна включать следующие компоненты:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- методические рекомендации;

- содержание курса - тематический план;

- библиографию.

^ Титульный лист содержит: наименование обра­зовательного учреждения, сведения о том, где, когда и кем утверждена программа, название элективного курса, класс, на который рассчитана программа, ФИО и должность автора программы, название города (на­селенного пункта) и год разработки программы. Сле­дует отметить, что расположение элементов титульного листа часто определяется инструктивно-методическим письмом управления образования в каждом конкрет­ном регионе.

В ряде городов и регионов, например в Санкт-Пе­тербурге, на титульном листе рекомендуется указывать

ФИО экспертов, проводивших экспертизу программы курса. К вопросу экспертизы и утверждения программы мы вернемся далее в статье.

^ Пояснительная записка должна включать:

1) аннотацию, обоснование необходимости курса;

2) пояснение места и роли курса в учебном процессе (с пояснением того, какие умения и навыки развива­ются, какие межпредметные связи включает данный курс); 3) цель курса; 4) задачи курса; 5) планируемый результат; б) виды и формы контроля.

Необходимость предлагаемого курса может быть обоснована потребностями учащихся, выявленными в ходе анкетирования или другого исследования. Целью курса, как уже было отмечено выше, может быть раз­витие отдельных компонентов коммуникативной ком­петенции или их совокупности, углубленное изучение предмета для подготовки к экзамену или поддержка обучения профилирующему предмету. Задачи курса вытекают из его целей - это конкретные шаги, которые требуется предпринять для достижения цели курса. Так, например, если одной из целей курса делового английского языка является развитие у учащихся прак­тических навыков использования английского языка для профессионального общения в сфере бизнеса и экономики, то в задачи курса может входить: обучить старшеклассников лексическим единицам в соответ­ствии с отобранными темами, совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, дать знания о... и т. д.

^ Планируемый результат - это перечисление того, что школьники будут уметь в результате прохождения курса. Например, если одной из задач курса являлось обучать писать деловые письма, то в результате прохож­дения курса школьники научатся писать деловые письма в соответствии с требованиями делового этикета.

Отметим, что в соответствии с Концепцией возмож­но использование разнообразных видов контроля, а именно самоконтроля, языкового портфолио, проекта, выполнения практического задания и т. д.

^ Методические рекомендации содержат описа­ние методических принципов, положенных в основу курса, а также могут перечислять основные приемы и педагогические технологии, рекомендованные для использования в рамках данного курса.

^ Содержание курса - тематический план - включает перечень тем с их реферативным описанием, количес­тво часов, отводимого на каждую из тем, с указанием количества практических и теоретических часов, а также формы подведения итогов по темам, если они преду­смотрены программой и структурой курса.

В разделе "Библиография" перечисляются все УМК, учебные пособия, аудиоматериалы и интернет- ресурсы, которые будут использованы в рамках данного элективного курса.

Приведем пример оформления титульного листа:



Министерство образования и науки Российской федерации Муниципальное образовательное учреждение СОШ №

УТВЕРЖДАЮ

2007 г.

Должность

ФИО, подпись

(название)

Программа элективного курса по английскому языку

«Деловой английский для школы»

для учащихся 10-11 классов


Составитель ФИО,

должность, звание


Обнинск 2007




Схематично структура пояснительной записки может выглядеть следующим образом:


^ Элективный курс "Деловой английский для школь?

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов_____________

профиля, а также для учащихся 10 и 11 классов, желающих овладеть_____________

В последние годы все большее количество учащихся______________Использо­вание английского языка для_____________предполагает наличие у участников

коммуникации достаточного запаса знаний о______________Рабочее владение

английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но

и такие умения, как______________При обучении в классах_____________профиля

учащимся необходимо понимать_____________, ориентироваться в______________

Перечисленные выше знания и умения важны не только для_____________, но и

для_____________. Однако в соответствии с требованиями федерального стандарта

английский язык преподается в старших классах главным образом как средство об­щения (General English) и как средство обучения (Academic English), что не позволяет в достаточной мере развить у учащихся перечисленные выше умения и позволить школьникам овладеть необходимыми для этого знаниями. Противоречием между потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей профессии и содержа­нием обучения, заложенном в федеральном стандарте, обусловлена актуальность данного элективного курса делового английского языка.

^ Основной целью элективного курса является_____________________________

Элективный курс делового английского языка имеет следующие развивающие и воспитательные цели.-

• Развитие________________________________________________________________

• Воспитание_____________________________________________________________

Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:

• Обучить________________________________________________________________

• Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно: в области говорения — обучать_____________;

в области письма - обучать_______________________________;

в области аудирования - совершенствовать умение_____________;

в области чтения - совершенствовать умение______________

• В учебно-познавательной области дать учащимся знания о_____________________

• Для развития_____________________________научить_____________________

В результате прохождения курса старшеклассники:

• Овладеют___________________________________________________________

• Научатся___________________________________________________________

• Научатся____________________________________________________________

• Научатся___________________________________________________________

^ Структура курса и организация обучения

Курс рассчитан на 70 учебных часов и состоит из______тематических разделов по

______уроков каждый. При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 3 5 часов

в 10 классе и 35 часов — в 11 классе. При двух часах занятий в неделю курс может быть пройден за один учебный год в 10 или 11 классе.

В основе курса лежат следующие методические принципы:



П
^ Элективный курс "Деловой английский для школы

Предлагаемый курс на основе УМК "Деловой английский для школы" / "Business English for Schools" предназначен для учащихся 10-х и 11 -х классов экономического профиля, а также для учащихся 10-х и 11 -х классов, желающих овладеть основами устного и письменного делового общения на английском языке.

В последние годы все большее количество учащихся осознают роль английского языка как мирового языка делового общения. Использование английского языка для делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний о культуре делового общения и культурных особенностях различных стран. Также процесс глобализации приводит к тому, что владение английским языком становится желательным, а иногда и необходимым условием принятия кандидата на работу. Рабочее владение английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но и такие умения, как умение разговаривать по телефону на профессиональные темы, вести деловую корреспонденцию, владение различными функциональными стилями деловой переписки. При обучении в классах экономического профиля учащимся необходимо понимать англоязычные эконо­мические термины, ориентироваться в основных закономерностях и тенденциях экономики, путях развития бизнеса как в своей стране, так и в мире. Перечисленные выше знания и умения важны не только для предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Однако в соответствии с требованиями федерального стандарта англий­ский язык преподается в старших классах главным образом как средство общения (General English) и как средство обучения (Academic English), что не позволяет в достаточной мере развить у учащихся перечисленные выше умения и позволить школьникам овладеть необходимыми для этого знаниями. Противоречием между потребностями учащихся, требованиями вероятной будущей профессии и содержа­нием обучения, заложенном в федеральном стандарте, обусловлена актуальность данного элективного курса делового английского языка.

^ Основной целью элективного курса является развитие у учащихся практичес­ких навыков использования английского языка для профессионального общения в сфере бизнеса и экономики, а также в качестве инструмента для получения новых знаний по выбранному профилю.

Элективный курс делового английского языка имеет также следующие развива­ющие и воспитательные цели:

• Развитие социокультурной компетенции, а именно умения участвовать в комму­никации в соответствии с нормами, принятыми в деловом мире.

• Воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению.

• Развитие межкультурной компетенции, а именно умения участвовать в межкуль­турной коммуникации, учитывая особенности других культур.

• Развитие ассертивности, а именно умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия.

• Развитие компенсаторной компетенции.

• Воспитание способности к личному и профессиональному самоопределению. Для достижения поставленных целей в рамках курса решаются следующие задачи:

• Обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобран­ными темами навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.

• Совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельнос­ти, а именно: в области говорения - обучать аргументированно выра­жать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проходить
олностью пояснительная записка и тематическое планирование могут выглядеть следующим образом:





собеседование для приема на работу, беседовать по телефону в соответствии с заданной ситуацией, проводить презентацию, поддерживать разговор на общие темы вне сферы делового общения, проводить деловые встречи. В области письма - обучать писать деловые письма, резюме, письма о приеме на работу, сообщения электронной почты в соответствии с требованиями дело­вого этикета.

^ В области аудирования - совершенствовать умение слушать аутентич­ные тексты из сферы деловой коммуникации с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием. В области чтения - совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с пониманием общей идеи, и с извлечением информации и с детальным пониманием.

• В учебно-познавательной области дать учащимся знания о типах компаний, бизнесе в мире подростков, электронном (Интернет) бизнесе, корпоративной культуре, способах устройства на работу, подходах к принятию решений, методах рекламы, особенностях электронной коммуникации и возможных направлениях развития бизнеса в будущем.

• Для развития компенсаторной компетенции развивать умения пользоваться собс­твенным иноязычным речевым ответом для восполнения пробелов во владении иностранным языком, умения осуществлять перифраз, пользоваться языковой и контекстуальной догадкой.

В результате прохождения курса старшеклассники:

• овладеют лексическим запасом в соответствии с темами и сферами общения экономического профиля;

• научатся пользоваться электронной почтой на английском языке с учетом дело­вых, стилистичеких и языковых норм;

• научатся создавать и проводить презентации на английском языке;

• научатся проводить переговоры по телефону с деловыми целями на английском языке;

• научатся работать в команде, вместе находить решения деловых проблем;

• научатся планировать рекламные кампании.

^ Структура курса и организация обучения

Курс рассчитан на 70 учебных часов и состоит из 14 тематических разделов по 5 уроков каждый. При одном часе занятий в неделю курс будет длиться 35 часов в 10-м классе и 35 часов - в 11 -м классе. При двух часах занятий в неделю курс может быть пройден за один учебный год в 10-м или 11-м классе.

В основе курса лежат следующие методические принципы:

• Интеграция основных речевых умений и навыков.

• Последовательное развитие основных речевых умений и навыков.

• Коммуникативная направленность заданий.

• Контекстуальное введение лексики.

• Применение полученных умений и навыков на практике в симулированных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям мира бизнеса.

• Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

^ Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков производится при выполнении учащимися финальных про­дуктивных коммуникативных заданий каждого тематического раздела с помощью Teacher evaluation card, а также самими учащимися путем самооценки и самоконтроля посредством Student evaluation card.



^ Тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

^ Формы контроля







Пракг.

Самост.




1

Скрытые правила коммуникации - проблемы глобализации и особенности межкультурной коммуникации

5




Контроль прогресса по ТЕС*, самоконтроль и самооценка по SEC**

2

Компании - типы компаний, ведущие рос­сийские компании, бизнес в мире подрост­ков

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

3

Устройство на работу - профессии и качес­тва, необходимые для успешной работы, популярные в современном мире профес­сии, рекламные объявления о приеме на работу, резюме, письмо о приеме на работу, собеседование

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

4

Работа в команде - особенности работы в команде, распределение ролей в команде, продуктивность работы в команде. Конспектирование

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

5

Коммуникация по телефону - особенности коммуникации по телефону, язык телефон­ной коммуникации, уточнение и пояснение, прием и передача информации по телефону

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

6

Подготовка и проведение презентаций - осо­бенности презентации, этапы подготовки презентации, возможные ошибки при прове­дении презентации

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

7

Коммуникация вне бизнеса - темы для обсуждения в неформальной обстановке, правила и рекомендации

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

8

Корпоративная культура и проведение дело­вых встреч -понятие корпоративной культу­ры, особенности деловых встреч, правила поведения на деловых встречах, особенности языка деловых встреч

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

9

Деловая корреспонденция - типы деловой корреспонденции, проблемы в деловой корреспонденции, языковые особенности делового письма

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

10

Подходы к принятию решений - способы принятия решений, анализ ситуации, подхо­ды к решению проблемы

5




Контроль прогресса по ТЕС, " самоконтроль и самооценка по SEC

11

Интернет-бизнес - развитие электронно­го бизнеса, примеры интернет-компаний, возможности создания новых интернет-ком­паний

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

12

Реклама и бизнес - особенности рекламы, методы убеждения, используемые в рекламе, планирование рекламной кампании

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

13

Коммуникация по электронной почте - язы­ковые и культурные особенности электрон­ной коммуникации по сравнению с деловым письмом, этикет и правила поведения в интернете

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

14

Тенденции развития бизнеса - возможные направления развития бизнеса в будущем, повторение и закрепление материала курса

5




Контроль прогресса по ТЕС, самоконтроль и самооценка по SEC

Итого

70









Литература

Дворецкая О. В., Казырбаева О. Б., Новикова Н. В. Деловой английский для школы /

Business English for Schools: Учебное пособие. Элективный курс для 10-11 кл.

профильной школы.- Обнинск: Титул, 2006.- 124 с.

^ Дворецкая О. Б., Казырбаева О. В., Новикова Н. В. Книга для учителя к учебному

пособию "Деловой английский для школы" / "Business English for Schools" для

10-11 кл. профильной школы.- Обнинск: Титул, 2006.- 80 с.

^ Дворецкая О. Б., Казырбаева О. В., Новикова Н. В. Аудиокассета к учебному

пособию "Деловой английский для школы" / "Business English for Schools" для

10-11 кл. профильной школы.- Обнинск: Титул, 2006.


После того как программа для элективного курса была разработана, ее необходимо утвердить. Проце­дура утверждения программ для элективных курсов не определена нормативно на федеральном уров­не. В соответствии с законом РФ "Об образовании", статья 32, пункт 7, к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Таким образом, само образовательное учреждение имеет право утвердить разработанную программу для применения в учебном процессе. Вместе с тем для утверждения программы элективного курса необходима ее экспертиза. Экспертиза может проводиться на трех уровнях: на уровне методического объединения самого образовательного учреждения, на уровне районного или городского методического объединения, и на уровне регионального экспертного совета. Как правило, процедура экспертизы регламентируется отдельными распоряжениями на уровне регионов.

В соответствии с Концепцией профильного обучения для экспертизы программ элективных курсов исполь­зуются следующие критерии:

1. степень новизны для учащихся;

2. мотивирующий потенциал программы;

3. развивающий потенциал программы;

4. реализация принципа учета возрастных особеннос­тей и индивидуальных возможностей учащихся;

5. наличие здоровьесберегающих характеристик;

6. полнота содержания;

7. связанность и систематичность изложенного ма­териала;

8. адекватность методов обучения типу курсов;

9. степень контролируемости;

10. реалистичность с точки зрения используемых ресурсов;

11. наличие в структуре программы необходимых разделов.

Все эти критерии раскрываются в соответствующих разделах пояснительной записки и тематического пла­нирования в программе элективного курса.

Как видим, при составлении программ элективных курсов необходимо строго соблюдать структуру про­граммы. Разработанная программа утверждается об­разовательным учреждением на основании результатов внутренней или внешней экспертизы в соответствии с инструкцией регионального управления образования. Критерии экспертизы программы основаны на целях и задачах профильного обучения, описанных в Концеп­ции профильного обучения. Практика показывает, что в различных регионах могут сосуществовать закреп­ленные на местном уровне процедуры экспертизы и утверждения программ элективных курсов в рамках федерального и регионального законодательства. Для успешной разработки, утверждения и внедрения в образовательный процесс новых элективных курсов учитель-профессионал должен ориентироваться в нор­мах и инструкциях органов управления образованием, иметь доступ к образцам программ элективных курсов, внедренных в различных регионах. Для этого особенно полезным может оказаться профессиональное сообще­ство в сети интернет.

Рекомендуем вашему вниманию следующие ин­тернет-ресурсы, содержащие различные программы для элективных курсов, а также статьи и нормативные документы, посвященные проблеме разработки элек­тивных курсов и профильному обучению:

1. Портал "Российское образование" www.edu.ru -программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.

2. Сайт специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Школа им. А. Н. Колмогорова http://www.pms.rU/programmyi/15.html -программы элективных курсов по ряду предметов, включая английский язык

3. Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов http://ipkps.bsu.edu.ru/souгее/ predprof/prof_soder.asp - примерные требования к программам элективных курсов

4. Требования к элективным курсам на персональ­ном сайте учителя информатики и математики И. А. Зайцевой http://www.zaitseva-irina.ru/html/ f1Q93455595.html

5. Программа элективного курса "Американские писатели об американском образе жизни" на сайте Book Lovers http://uswriters.iatp.ru/progr.html

6. Сайт издательского дома "1 сентября" http:// festival.1september.ru/2005_2006/index.php? numb_artic=312202 - программа элективного курса "Английский в мире науки и техники"

7. Нормативныедокументы по профильному обучению на сайте РГПУ имени А. И. Герцена http://edu.of.ru/ profil/default.asp?ob_no=12603

8. Нормативные документы на сайте центра образовательного законодательства http://www. Iexed.ru/

9. Вопросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы, статьи на сайте "Профильное обучение в старшей школе" http:// www.profile-edu.ru/

10. Учебные пособия на сайте информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/window/library7p_ rubr=2.2.73.3




Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы