Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка icon

Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка



НазваниеМетодические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка
Дата конвертации19.09.2012
Размер91.98 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка


Модернизация образования требует от учителя осознания себя как активного участника образовательного процесса. Поэтому личностное и профессиональное развитие педагога немыслимо без самообразования.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность. Но самообразование может быть продуктивным, только если педагог испытывает потребность в собственном развитии, владеет способами самопознания и самоанализа, понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности. При совершенствовании своего мастерства и развитии компетентности перед учителем встают задачи как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности.

В настоящее время учителя ИЯ находятся в сложной ситуации, так как в методике обучения иностранным языкам за последние годы произошли большие изменения. Если раньше учитель страдал от недостатка интереса и потребности в изучении ИЯ со стороны общества, отсутствия новейшей научно-методической литературы, недостатка информации о стране изучаемого языка и контактов с его носителями, то теперь положение во многом изменилось: учитель имеет доступ к многообразным отечественным и зарубежным материалам по ИЯ. Порой учитель стал затрудняться в выборе приоритетов в профессиональной деятельности, осуществлении объективной оценки и самооценки ее результатов и проведении коррекции на этой основе. Учителю нелегко ориентироваться в потоке методической литературы по изучению ИЯ.

Работу по развитию профессионального самообразования следует начинать в вузе, чтобы суметь наилучшим образом подготовить учителя к работе в новых, постоянно меняющихся условиях многообразия образовательных программ, учебников, выработать способность адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества.

Основу профессионального самообразования учителя ИЯ составляет его методическая компетенция: умение систематически планировать свою педагогическую деятельность, владение широким спектром методических приемов и умение адекватно использовать их применительно к возрасту учащихся и поставленным целям обучения; умение ориентироваться в современной методической литературе, осуществляя соответствующий условиям выбор пособия и других средств обучения; готовность и желание повышать свой профессиональный уровень.


^ Примерный план профессионального самообразования учителя иностранного языка в 2008-2009 учебном году.


Программа самообразования рассчитана на 2-3 года и может состоять из 10 примерных разделов:

  • цель программы;

  • актуализация программы;

  • самодиагностика, анализ собственной деятельности;

  • формирование общей концепции саморазвития;

  • основные направления работы над собой;

  • этапы деятельности и содержание работы;

  • работа по направлениям;

  • ожидаемые результаты;

  • литература.

Цель программы:

- сделать проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей;

- наметить основные направления работы над собой по повышению профессионального самообразования:

а) овладеть обновленным содержанием образования;

б) изучить специфику функционирования факультативов и т.д.;

в) разработать и внедрить новые формы и методы организации учебного процесса;

г) изучить, обобщить и распространить новые формы эффективной педагогической практики.

Актуализация программы – умение вычленить системообразующие идеи, подлежащие профессиональной трансформации.

Самодиагностика – определить уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития. Можно в баллах заполнить карту «Самодиагностика», на основе выставленных оценок коллегами по различным компонентам: мотивационному, когнитивному, нравственно-волевому, гностическому, управленческому, коммуникативному.

Определив уровень сформированности умений и навыков саморазвития, выстраивается общая концепция саморазвития «Я в перспективе».

В разделе «Работа по направлениям» прописываются все виды деятельности по саморазвитию на 2-3 года:

  • изучение психолого-педагогической литературы;

  • разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

  • обобщение собственного опыта педагогической деятельности;

  • участие в системе школьной методической работы;

  • участие в системе учебно-методической работы районного и областного уровней;

  • работа в составе органов управления школой.

2. Разделы плана:

  1. Цели профессионального развития.

Цель 1. В течение учебного года освоить содержание и методику обучения в 11 классе.

Цель 2. Разработать дидактические материалы по обучению в 11 классе: календарно-тематическое и поурочное планирование, тексты текущих и итоговых контрольных работ; дополнительные тренировочные упражнения.

2.1. Изучение психолого-педагогической литературы

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Отчет о выполнении работы

1

Изучение методических пособий Конышева А.В. «Современные методы обучения английскому языку», И.Б.Смирнов «Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе».

сентябрь

ноябрь

Доклад «Профессиональный отбор методик по обеспечению качества обучения и снятию перегрузки учащихся».


Заседание методического объединения, январь 2009г.

2

Изучение учебных пособий по иностранному языку

Январь-апрель

Обзор «Учебные пособия по иностранному языку».

Заседание методического объединения, май 2009г.


2.2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Отчет о выполнении работы

1

Разработка календарно-тематического планирования обучения иностранному языку в 11 классе.

Последние недели августа и марта, первые недели ноября и января

Календарно-тематическое планирование

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе перед началом каждой учебной четверти

2

Разработка поурочного планирования для 11 класса

В течение учебного года

Поурочное планирование

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

3

Разработка содержания контрольных работ

В течение уч.года

Тексты контрольных работ

Самоконтроль

4

Обобщение собранного в течение учебного года материала по программно-методическому обеспечению образовательного процесса

Вторая-третья неделя июня

Методические разработки

Заседание МО, август 2009г.

5

Написание рекомендаций по использованию методического материала для коллег

июнь

Вариант текста «Методические рекомендации по использованию современных методик для снятия перегрузки учащихся»

Заседание МО, август 2009г.

6

Подготовка рекомендаций к изданию

Июль-август

Окончательный вариант текста «Методические рекомендации по использованию современных методик для снятия перегрузки учащихся»

Заседание районного МО учителей ИЯ, сентябрь 2009г.


2.3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Отчет о выполнении работы

1

Обобщение опыта обучения грамматике иностранного языка

Сентябрь-февраль

Доклад на заседании МО

Заседание МО, март 2009г.

2

Написание статьи «Подготовка учащихся старшей школы к централизованному тестированию по грамматике иностранного языка»

апрель

Статья в сборник методических разработок учителей ИЯ

Районный методический кабинет


2.4. Участие в системе школьной методической работы.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Отчет о выполнении работы

1

Участие в проведении заседаний школьного МО учителей иностранных языков

В течение года

Анализ по итогам работы за учебный год

Заседание МО, май 2009г.

2

Подготовка заданий для школьной олимпиады по иностранному языку

октябрь

Задания для олимпиады

Заседание МО, ноябрь 2008г.

3

Участие в проведении заседаний районного МО учителей иностранных языков

В течение года

Анализ по итогам работы за учебный год

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

4

Участие в неделе иностранного языка

По плану школы

Разработки материалов

Руководители ШМО


2.5. Участие в системе учебно-методической работы районного и областного уровней.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Отчет о выполнении работы

1

Курсы в ИПК по теме «Оптимизация процесса обучения иностранному языку в условиях 11-летней школы»

Январь-февраль

Реферат, открытый урок

РМО, март 2009г.


2.6. Работа в составе органов управления школой.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Отчет о выполнении работы

1

Подготовка материалов для заседания педсовета с повесткой дня «Использование современных методик обучения на уроках»

декабрь

Тезисы выступления и справочные материалы

Заседание педсовета, январь 2009г.


Литература:

1. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Мн., 2005.

2. Смирнов И.Б. Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе. – С.-Петербург, 2005.

3. Иванов Д. Компетенции учителя. Библиотечка «Первого сентября». – М., 2008.

4. Дормаш С.В. Технологии учебного процесса. – Мн., 2004.

5. Иностранные языки в школе, №№ 2/2008, 3/2008, 4/2008.

Начальник УМО


гуманитарных дисциплин И.М.Жогло


Методист УМО

гуманитарных дисциплин Р.А.Балабушко





Похожие:

Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconМетодические рекомендации для учителей иностранного языка Разработка Южаниной А. Н., учителя английского языка высшей квалификационной категории
Обеспечь коммуникативно-психологическую адаптацию школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического...
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconМетодические рекомендации по их выполнению. Разработал Преподаватель иностранного языка Прохоренко О. А. 2009г
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconМетодические рекомендации по совершенствованию процесса преподавания иностранного языка по итогам егэ 2012г Аудирование
Исходя из характера ошибок, допущенных экзаменуемыми в разделе «Аудирование», несомненно, будут полезны следующие рекомендации по...
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconМетодические рекомендации по использованию персональных компьютеров на уроках
Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но...
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconМетодические рекомендации по использованию персональных компьютеров на уроках
Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но...
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconСостав М. О
Мо учителей иностранного языка состоит из 5 педагогов: 1учитель немецкого языка АмелякинаН. Е. и 4 учителя английского языка : Мельниченко...
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconАнализ работы мо учителей иностранного языка за 2010-2011г
В 2010-2011 г учителя иностранного языка были в составе кафедры гуманитарных наук. Работа осуществлялась согласно плану работы кафедры...
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconИспользование страноведческого материала На уроках иностранного языка Выступление на методическом объединении учителей иностранного языка
Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучения английского языка было получение оценки
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconМетодические рекомендации для учителя русского языка и литературы (брошюра). Печатные пособия
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий, мастерских (в соответствии с ф 4А)
Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка iconМетодическая разработка Зуевой Л. А. Учителя иностранного языка моу «тсош№1»
Развитие критического мышления на уроках французского языка через чтение аутентичных текстов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы