Учебно-исследовательская работа учащихся введение icon

Учебно-исследовательская работа учащихся введение



НазваниеУчебно-исследовательская работа учащихся введение
страница1/3
Дата конвертации19.09.2012
Размер382.19 Kb.
ТипИсследовательская работа
источник
  1   2   3


УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ


ВВЕДЕНИЕ


Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения.

Для выявления отличий исследования от реферата обратимся к этимологии обозначающих их слов. В понятии «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из следа, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Этимология слова «реферат», напротив, связана с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами.

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить реферативную и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проводимых на его основании новых выводов.

Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту.

Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих выбранную проблему.

Специфика реферата – в том что, во-первых, в нем нет развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.

Реферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской работы, но не заменитель её.

Необходимо развести понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно – исследовательская деятельность».

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.


К элементам исследовательской деятельности относятся:

  1. Методы исследования.

  2. Наличный экспериментальный материал.

  3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятель­ности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность — это деятель­ность, главной целью которой является образовательный ре­зультат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводит­ся под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основ­ным все же остается выполнение обучающей задачи.

В настоящих рекомендациях сделана попытка рассмотреть весь про­цесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора те­мы исследования до его публичной защиты.

Несмотря на разнообразие на­учных дисциплин и их, казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследова­тельской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика по­строения. Поэтому приводимые рекомендации, естественно, с учетом спе­цифики предмета, соотносимы с проведением исследования по любой из школьных дисциплин. Излагаемый материал поделен на разделы.

Первый раздел «Подготовка к проведению» включает в себя опреде­ления ведущих понятий научно-исследовательской деятельности, которые соотносятся с процессом последовательного ее проведения - от выбора те­мы до подведения предварительных итогов работы, т.е. определяет так на­зываемый «прогностический» этап (А.М. Новиков) работы. Здесь подробно рассматривается структура научного сочинения, назначение каждого из его разделов. Определения, приводимые в данном разделе, соседствуют с кон­кретными рекомендациями по реализации данного понятия в практике ра­боты учащихся.

Второй раздел «Проведение научного исследования» посвящен во­просам проведения исследовательской работы и описывает «технологию» выполнения, реализации исследования. К «технологическому» этапу тесно примыкает этап «рефлексивный». Его цель - анализ проведенной работы.


Третий раздел «Оформление исследовательской работы» содержит указание по грамотному фиксированию процесса и результатов проводимо­го исследования в рамках научного изложения.

Последний раздел «Защита результатов исследования» посвящен про­блемам подготовки учащихся к публичному выступлению - сложной и важной части исследовательской деятельности. Здесь подробно рассматриваются основные навыки и приемы, необходимые для аргументированного научного выступления на публике - этапа, когда можно проверить и уточнить собст­венные гипотезы, почувствовать вкус интеллектуальной творческой работы.

При всей ответственности педагога за качество планируе­мой работы необходимо помнить, что исследовательская рабо­та требует максимальной самодисциплины и самостоятельно­сти от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориенти­рует учащегося в море информации - методологиях, литературе, научной проблематике.

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной под­готовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех за­висит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естест­венно, что основная доля ответственности ложится на руководителя рабо­ты, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участ­ника.

^ I. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Подготовка к проведению научного исследования традиционно пред­полагает наличие нескольких этапов.

^ 1. Объектная область, объект и предмет

Научное исследование, в отличие от повседневного опытного позна­ния, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является чёткое определение сферы научно – исследовательской деятельности – её объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы

исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».


Определение объектной области, объекта и предмета исследования




Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

Формулирование гипотезы

Формулирование цели и задач исследования

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в кс торой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонам и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.


^ 2. Тема, проблема и актуальность исследования

Тема — еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Вы­бор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся вы­бирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказать­ся непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возмо­жен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной зем­лей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.

^ Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, харак­терном для данной работы.

Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выде­лить основные критерии:

^ желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую пер­спективу профессионального развития ученика, т.е. имела непо­средственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

^ очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избран­ной им сферы выделяет требующую разработки область для изуче­ния ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традицион­ные отношения «мастер - ученик»;

^ тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудова­ние и литература. Примером реализуемой темы может служить те­ма «Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зо­ны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Сразу огово­римся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предва­рительный характер. Здесь также целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по воз­можности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия долж­ны быть логически взаимосвязаны.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно­го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке иссле­дования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Тема исследования выбирается с учетом ее современной науке, и здесь главную помощь оказывает его научный руководитель, ориентирующий исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы.

Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, достаточно.

Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.

Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения фактов и эмпирических закономерностей.

Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важна. Она определяет стратегию исследования направление научного поиска.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему следования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого обходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

^ 3. Изучение научной литературы и уточнение темы

Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме – это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие - либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в лите­ратуре по избранной вами теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.

В составлении списка необходимой для изучения литературы обяза­тельно участие самого исследователя. Зачастую руководитель дает учаще­муся готовый перечень дежурных изданий, чем лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: знакомства с сис­темой библиотечных, в том числе электронных, каталогов, с приемами пра­вильного оформления библиографических данных. А ведь с этой системой вчерашнему школьнику придется работать на протяжении всех студенче­ских лет. Гораздо проще это делать, имея предварительные навыки работы. Как же лучше ее организовать?

Сначала можно привести ряд общих рекомендаций:

  1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам.
    Лучше начинать с работ так называемого общего характера, т.е. таких ра­бот, из которых можно получить представление об основных вопросах, к ко­торым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециально­го материала. Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке. В первую очередь следует ознакомиться с традиционными вузов­скими учебниками по соответствующей теме работы дисциплине. Здесь со­брана и обобщена базовая информация по вопросу. В конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что может по­мочь в поиске и составлении собственного списка по вашей конкретной те­ме. Кроме этого в учебниках указываются основные монографии по вопро­су, знакомство с которыми станет следующим этапом изучения литературы.

  2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различ­ными типами чтения, предполагающими различную степень глубины про­никновения в материал.

А) ^ Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, ко­гда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или па­раграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.

Совсем не обязательно тщательно изучать весь предвари­тельный список литературы, среди которой будут монографии, статьи, тезисы, сборники, научные журналы. Как правило, это значительно замедляет процесс освоения текстов и тормозит исследование на его начальном этапе. Поэтому важно научиться свободно оперировать различными приемами работы с текстом.

Здесь желательно ориентироваться в структуре издания. Вот лишь ее некоторые характерные элементы с соответствующими им функциям:

    • заголовок в научной литературе указывает на тему;

    • аннотация расположена на обороте титульного листа и представляет

    • содержание работы;

    • оглавление содержит план изложения темы, является своего рода путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, её общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации;

    • предисловие излагает задачи, поставленные автором; более подробно характеризует структуру издания и ориентирует в ней читателя. Оно предваряет изложение основного материала и дает установку на его восприятие;

    • послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;

    • справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам, которые нуждаются в пояснении. Уже этой информации будет достаточно, чтобы решить, насколько необходим для конкретной работы тот или иной текст.

Б) ^ Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответ на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

В) ^ Изучающее чтение - это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Данный вид чтения требует последовательного изучения материала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит себе и обучающий момент: здесь формируется умение критически воспринимать информацию.

^ Цель изучающего чтения - получение необходимой информации; понимание логики доказательств; поиск ответов на поставленные перед вами вопросы.

3. Какие приемы можно рекомендовать для фиксирования нужной вам информации? Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы работы. Их существует множество. Следует лишь верно выбрать именно тот, который лучше всего соответствует вашим индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей:

^ можно, читая научные тексты, делать выписки в виде конспектов;

^ для кого-то удобнее фиксировать уже переработанный материал;

^ для третьих - выписывать исключительно цитаты.

Один из удобных способов оформления извлеченной из текста инфор­мации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению - они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему 2). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной сторо­ны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.

Основное содержание цитаты (кратко)

Глава-----------------
§------------------------------

Содержание цитируемого материала

(если дословно, то обязательны кавычки;

излагаемые своими словами факты, оценки,

выводы автора кавычек не требуют)

Библиографические данные издания

(с обязательным указанием страницы)

4. Может случиться и так, что не вся выписанная информация окажет­ся необходимой. При этом ни в коем случае не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были иные имена и цитаты, - это может лишь повредить целостности и логичности ис­следования. Если доказательство того или иного положения строится пре­имущественно на цитатах, то это, как правило, производит неблагоприятное впечатление. Исключением является изложение концепции произведения в полемических целях.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию ма­териала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную ин­формацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужи­ми работами как отклик на них.

^ 4. Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся определению самого понятия. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

• быть проверяемой;

• содержать предположение;

• быть логически непротиворечивой;

. соответствовать фактам.

В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание,
предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
,

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач. Точнее, не начинает, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее, это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации следования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности. Именно этим оправдывается предпринятое нами структурирование. Но вернемся к определению понятий целей и задач в контексте подготовки к исследованию.

^ 5. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих законо­мерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различ­ными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

^ выявить...;

^ установить...;

^ обосновать...;

^ уточнить...;

• разработать...

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описа­ние их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определе­ний понятия «задача».

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего форму­лировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели ис­следования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наи­менее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество опреде­ляется глубиной исследования.

Цель - идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения постав­ленной цели и проверки положений сформулированной им гипоте­зы выделяет конкретные задачи исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следу­ет этап определения методов.

^ 6. Определение методов исследования

Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навы­ками научной работы школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного по­знания и применении традиционных для научной практики логических зако­нов и правил.

Что заключает в себе понятие метод? Метод - это способ достиже­ния цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в ус­пехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Методы научного познания традиционно делятся на общие и специ­альные.

Применения специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности.

6.1. Теоретические методы:

  • Моделирование позволяет применять экспериментальный метод: объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта - моделью;

  • Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат - абстракцию. Процесс абстрагирования - это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);

  • Анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложен предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса;

  • Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.

^ Помимо специальных методов, характерных для определённых

областей научного знания, существуют общие методы научного

познания. В отличие от специальных, они используются в самых

различных по предмету науках — от литературы до химии,

математики. К ним относятся: теоретические методы,

эмпирические методы, математические методы.

6.2 Эмпирические методы:

  • Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств, желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;

  • Сравнение — один из наиболее распространенных методов позна­ния. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;

  • Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблю­дением имеет ряд преимуществ:

  • в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно;

  • эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;

  • достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.

  • измерение - представляет собой процедуру определения числен­ного значения величины посредством единицы измерения. Цен­ность этого метода заключается в том, что он дает точные, количе­ственно определенные сведения об окружающем мире.

6.3. Математические методы:

  • статистические методы;

  • методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

  • методы и модели динамического программирования;

  • методы и модели массового обслуживания;

  • метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руково­дстве педагога. К вопросам, в разрешении которых необходима по­мощь педагога, относятся:

  • отбор необходимых методик исследования;

  • ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традици­онно используемых в конкретной науке методов, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в исследовании.

Для овладения основными методами, которые будут применены в ис­следовании, необходимо пройти подготовку, например, выполняя специаль­ные упражнения. Данные упражнения желательно вписать в схему общей подготовки к проведению исследования. Подготовка к проведению может проходить как в форме спецкурса, так и в форме индивидуальных занятий. Этот этап предшествует собственно практической работе и является его необходимой предпосылкой.

  1   2   3




Похожие:

Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconЗаседание мо учителей русского языка и литературы по теме «Проектно-исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы»
Рязанцева Л. П. с докладом «Исследовательская технология как средство формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся...
Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconОтчет об опытно-экспериментальной деятельности моу «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области» в 2010/2011 учебном году
Введение фгос II поколения в начальной школе; 2 «Информатизация образовательного пространства»; 3 Проектно – исследовательская деятельность...
Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconПоложение об окружной учебно-исследовательской конференции учащихся 5-11 классов «На пути к открытиям»
Окружная учебно-исследовательская конференция учащихся «Юность Устьи» (далее – конференция) проводится ежегодно в целях
Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconПоложение о районной учебно-исследовательской конференции учащихся 5-8 классов «Я исследователь»
Районная учебно-исследовательская конференция учащихся «Я исследователь» (далее – конференция) проводится ежегодно в целях
Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconАлгоритм учебно-исследовательской работы Учебно-исследовательская работа имеет следующую структуру
Содержание. Список, состоящий из введения, названий глав, параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений с...
Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconПоложение об учебно-исследовательской деятельности учащихся
Учебно-исследовательская деятельность учащихся процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых...
Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconПоложение о районной учебно-исследовательской конференции учащихся 9-11 классов «Юность Устьи»
Районная учебно-исследовательская конференция учащихся «Юность Устьи» (далее – конференция) проводится ежегодно в целях
Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconИсследовательская работа учащихся как метод воспитания
Исследовательская деятельность как метод воспитания на уроках русского языка и литературы. Большую роль в воспитательном процессе...
Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconТоропова Марина Назаровна. Поисково исследовательская работа
Поисково –исследовательская работа, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
Учебно-исследовательская работа учащихся введение iconИсследовательская работа школьников»! Координатор тг «Исследовательские умения и навыки» Жоголева Елена Евгеньевна
Предлагаю вашему вниманию официальное письмо редакции журнала «Исследовательская работа школьников»!
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы