Примерная программа по технологии пояснительная записка icon

Примерная программа по технологии пояснительная записка



НазваниеПримерная программа по технологии пояснительная записка
страница1/5
Дата конвертации12.10.2012
Размер0.67 Mb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3   4   5
1. /Примерные предметные программы/1.Литературное чтение.doc
2. /Примерные предметные программы/10.Технология.doc
3. /Примерные предметные программы/11.Технология 2.doc
4. /Примерные предметные программы/12.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.doc
5. /Примерные предметные программы/13.Примерная программа воспитания и социализации.doc
6. /Примерные предметные программы/14.Рекомендации по организации внеурочной деятельности.doc
7. /Примерные предметные программы/2.Окружающий мир.doc
8. /Примерные предметные программы/3.Физическая культура.doc
9. /Примерные предметные программы/4.ИЗО.doc
10. /Примерные предметные программы/5.Математика.doc
11. /Примерные предметные программы/6.Русский язык.doc
12. /Примерные предметные программы/7.Русский язык2.doc
13. /Примерные предметные программы/8.БЖД.doc
14. /Примерные предметные программы/9.Музыка.doc
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Примерная программа по технологии пояснительная записка
Содержание: Список использованных источников Компоненты приема 87 Компоненты приема 103
Примерная программа проект воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование Москва 2009 содержание
Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся
Примерная программа по физической культуре пояснительная записка
Примерная программа по изобразительному искусству пояснительная записка
Примерная программа по математике пояснительная записка
Примерная программа по русскому языку пояснительная записка
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе под термином «культура безопасности жизнедеятельности»
Примерная программа по музыке пояснительная записка




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ


Пояснительная записка


Общая характеристика учебного предмета

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным

внедрением во все сферы человеческой деятельности новых,

наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более пол!

ную реализацию потенциальных способностей личности. Такая

тенденция нашей действительности настоятельно требует подго!

товки подрастающего поколения, владеющего технологической

культурой, готового к преобразовательной деятельности и имею

щего необходимые для этого научные знания. Технологическая

культура — это новое отношение к окружающему миру, пред!

полагающее, с одной стороны, знание и сохранение традиций,

а с другой — преобразование, улучшение и совершенствование

среды обитания человека. Начальное технологическое образова!

ние должно обеспечить человеку возможность более гармонич!

но развиваться и жить в современном технологическом мире.

Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной

школе является то, что они строятся на уникальной психологи!

ческой и дидактической базе — предметно!практической деятель!

ности, которая служит в младшем школьном возрасте необходи!

мой составляющей целостного процесса духовного, нравственно!

го и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного,

конструктивного мышления и пространственного воображения).

Организация продуктивной преобразующей творческой деятель!

ности детей на уроках технологии создает важный противовес

вербализму обучения в начальной школе, который является од!

ной из главных причин снижения учебно!познавательной моти!

вации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффек!

тивности обучения. Продуктивная предметная деятельность на

уроках технологии является основой формирования познаватель!

ных способностей младших школьников, стремления активно

познавать историю материальной культуры и семейных традиций

своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Значение и возможности предмета «Технология» выходят

далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико!

технологической картине мира. При соответствующем содержа!

тельном и методическом наполнении данный предмет может


194




стать опорным для формирования системы универсальных учеб!

ных действий в начальном звене общеобразовательной школы.

В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ори!

ентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение

распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте прак!

тической ситуации, предлагать практические способы решения,

добиваться достижения результата и т. д.) предстают в нагляд!

ном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико!ориентированная направленность содержания

учебного предмета «Технология» естественным путем интегри!

рует знания, полученные при изучении других учебных предме!

тов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство,

русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать

их в интеллектуально!практической деятельности ученика. Это,

в свою очередь, создает условия для развития инициативности,

изобретательности, гибкости мышления.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятель!

ностью создают уникальную основу для самореализации лич!

ности. Они отвечают возрастным особенностям психического

развития детей младшего школьного возраста, когда именно

благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проект!

ной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения,

заслужить одобрение и получить признание (например, за про!

явленную в работе добросовестность, упорство в достижении

цели или как авторы оригинальной творческой идеи, вопло!

щенной в материальном виде). В результате именно здесь за!

кладываются основы трудолюбия и способности к самовыраже!

нию, формируются социально ценные практические умения,

опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Таким образом, учебный предмет «Технология» обеспечи!

вает реальное включение в образовательный процесс различ!

ных структурных компонентов личности (интеллектуального,

эмоционально!эстетического, духовно!нравственного, физичес!

кого) в их единстве, что создает условия для гармонизации раз!

вития, сохранения и укрепления психического и физического

здоровья подрастающего поколения.

Технология по своей сути является комплексным и интегра!

тивным учебным предметом. В содержательном плане он пред!

полагает реальные взаимосвязи практически со всеми предме!

тами начальной школы.

Математика — моделирование (преобразование объектов из

чувственной формы в модели, воссоздание объектов по моде!

ли в материальном виде, мысленная трансформация объектов

и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с

учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами,

телами, именованными числами.

Изобразительное искусство — использование средств худо!

жественной выразительности в целях гармонизации форм и


195




конструкций, изготовление изделий на основе законов и пра!

вил декоративно!прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных

форм и конструкций как универсального источника инженерно!

художественных идей для мастера, природы как источника

сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека

как создателя материально!культурной среды обитания; изуче!

ние этнокультурных традиций.

Родной язык — развитие устной речи на основе использова!

ния важнейших видов речевой деятельности и основных типов

учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения ре!

зультатов практической деятельности (описание конструкции

изделия, материалов и способов их обработки; повествование

о ходе действий и построении плана деятельности; построение

логически связных высказываний в рассуждениях, обосновани!

ях, формулировании выводов).

Литературное чтение — работа с текстами для создания об!

раза, реализуемого в изделии.

Изучение технологии в начальной школе направлено на ре!

шение следующих задач:

— стимулирование и развитие любознательности, интереса

к технике, миру профессий, потребности познавать культур!

ные традиции своего региона, России и других государств;

— формирование картины материальной и духовной куль!

туры как продукта творческой предметно!преобразующей дея!

тельности человека;

— формирование мотивации успеха и достижений, творчес!

кой самореализации, интереса к предметно!преобразующей,

художественно!конструкторской деятельности;

— формирование первоначальных конструкторско!техноло!

гических знаний и умений;

— развитие знаково!символического и пространственного

мышления, творческого и репродуктивного воображения, твор!

ческого мышления;

— формирование внутреннего плана деятельности на осно!

ве поэтапной отработки предметно!преобразовательных дей!

ствий, включающих целеполагание, планирование (умение со!

ставлять план действий и применять его для решения учебных

задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результа!

та при различных условиях выполнения действия), контроль,

коррекцию и оценку;

— овладение первоначальными умениями передачи, поиска,

преобразования, хранения информации, использования компь!

ютера; поиска (проверки) необходимой информации в слова!

рях, каталоге библиотеки.

Личностными результатами изучения технологии являются

воспитание и развитие социально и личностно значимых ка!

честв, индивидуально!личностных позиций, ценностных устано!


196




вок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил

межличностного общения, обеспечивающую успешность со!

вместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии яв!

ляется освоение учащимися универсальных способов деятель!

ности, применимых как в рамках образовательного процесса,

так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются

доступные по возрасту начальные сведения о технике, техноло!

гиях и технологической стороне труда, об основах культуры

труда, элементарные умения предметно!преобразовательной

деятельности, знания о различных профессиях и умения ориен!

тироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой

и проектной деятельности.


Содержание курса

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практи!

ко!ориентированную направленность. Вместе с тем практическая

деятельность должна рассматриваться как средство общего раз!

вития ребенка: становления социально значимых личностных ка!

честв школьника, а также формирования системы специальных

технологических и универсальных учебных действий.


Основные содержательные линии

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (зна

ния, умения и способы деятельности). Основы культуры тру

да, самообслуживания

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Ру!

котворный мир как результат труда человека; разнообразие

предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы

быта и декоративно!прикладного искусства и т. д.).

Элементарные общие правила создания предметов руко!

творного мира (удобство, эстетическая выразительность, проч!

ность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное

отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мас!

тера и их профессии; традиции и творчество мастера в созда

нии предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимос!

ти от вида работы, планирование трудового процесса. Рацио!

нальное размещение на рабочем месте материалов и инстру!

ментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ ин!

формации (из учебника и других дидактических материалов),

ее использование в организации работы. Контроль и коррек!

тировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление

сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель

и подчиненный).


197




Элементарная творческая и проектная деятельность (созда!

ние замысла, его детализация и воплощение). Несложные кол!

лективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат

проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь

ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию,

домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,

взрослым и сверстникам.

2. Технология ручной обработки материалов1. Элемен

ты графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследо!

вание элементарных физических, механических и технологичес!

ких свойств доступных материалов. Многообразие материалов

и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование

материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожест

венным и конструктивным свойствам, использование соответ

ствующих способов обработки материалов в зависимости от

назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материа!

лов (знание названий используемых инструментов), выполне!

ние приемов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ

устройства и назначения изделия; выстраивание последователь

ности практических действий и технологических операций; под

бор материалов и инструментов; экономная разметка; обработ

ка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; про

верка изделия в действии, внесение необходимых дополнений

и изменений. Называние и выполнение основных технологичес!

ких операций ручной обработки материалов: разметка деталей

(на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с по!

мощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (от!

рывание, резание ножницами, канцелярским ножом), простей

шая обработка (шлифование и др.), формообразование дета!

лей (сгибание, складывание и др.), сборка деталей (клеевое,

ниточное, проволочное, винтовое и др. виды соединения), от!

делка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппли!

кация и др.).

Использование измерений и построений для решения прак!

тических задач. Виды условных графических изображений: ри!

сунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнава!

ние). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сги!

ба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных

1В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке

учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текс!

тильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративно!при!

кладном творчестве региона, в котором проживают школьники.


198




графических изображений. Разметка деталей с опорой на прос!

тейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, прос!

тейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о мире техники (транспорт, машины

и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представле!

ние). Понятие о конструкции изделия; различные виды конст

рукций и способы их сборки. Виды и способы соединения де!

талей. Основные требования к изделию (соответствие материа!

ла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных

материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эс!

кизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функ

циональным, декоративнохудожественным и пр.).

4. Практика работы на компьютере

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы

получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вы!

вода, обработки информации. Включение и выключение компь!

ютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее

представление о правилах клавиатурного письма, пользование

мышью, использование простейших средств текстового редакто!

ра. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым сло

вам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при ра!

боте на компьютере; бережное отношение к техническим устрой!

ствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),

готовыми материалами на электронных носителях (СD).

Работа с простыми информационными объектами (текст,

таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохране!

ние, удаление. Создание небольшого текста по интересной де!

тям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисун

ков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.


Виды учебной деятельности учащихся

— Простейшие наблюдения и исследования свойств мате!

риалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, прин!

ципов и приемов их создания;

— моделирование, конструирование из разных материалов

(по образцу, модели, условиям использования и области функ

ционирования предмета, техническим условиям1);

— решение доступных конструкторско!технологических за!

дач (определение области поиска, нахождение недостающей

информации, определение спектра возможных решений, выбор


1 Курсивом выделены виды учебной деятельности, которые желательны,

но не обязательны в авторских программах и курсах.


199




оптимального решения), творческих художественных задач (об

щий дизайн, оформление);

— простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и от!

бор необходимой информации, окончательный образ объекта,

определение особенностей конструкции и технологии изготов!

ления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор спо!

собов их обработки, реализация замысла с корректировкой

конструкции и технологии, проверка изделия в действии,

представление (защита) процесса и результата работы).

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена го!

товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут

необходимый уровень первоначальных трудовых умений, на!

чальной технологической подготовки, которые включают:

# элементарные знания о значении и месте трудовой дея!

тельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и

доступных правилах создания функционального, комфортного и

эстетически выразительного жизненного пространства (удоб!

ство, эстетическая выразительность, прочность; гармония пред!

метов и окружающей среды);

# соответствующую возрасту технологическую компетент!

ность: знание используемых видов материалов, их свойств, спо!

собов обработки; анализ устройства и назначения изделия;

умение определять необходимые действия и технологические

операции и применять их для решения практических задач;

подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвину!

тым планом и прогнозом возможных результатов; экономную

разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отдел!

ку изделия; проверку изделия в действии;

# достаточный уровень графической грамотности: выполне!

ние измерений, чтение доступных графических изображений,

использование чертежных инструментов (линейка, угольник,

циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий;

опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при ре!

шении задач по моделированию, воспроизведению и констру!

ированию объектов;

# умение создавать несложные конструкции из разных ма!

териалов: исследование конструктивных особенностей объек!

тов, подбор материалов и технологии их изготовления, провер!

ку конструкции в действии, внесение корректив;

# овладение такими универсальными учебными действия!

ми, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необ!

ходимой информации, планирование действий, прогнозирова!

ние результатов собственной и коллективной технологической

деятельности, осуществление объективного самоконтроля и

оценка собственной деятельности и деятельности своих товари!

щей, умение находить и исправлять ошибки в своей практичес!

кой работе;


200


# умение самостоятельно справляться с доступными пробле!

мами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доб!

рожелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять

разные социальные роли (руководитель—подчиненный);

# развитие личностных качеств: любознательность, добро!

желательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное

отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление

и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Раздел
  1   2   3   4   5




Похожие:

Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) пояснительная записка статус документа
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компо­нента государственного стандарта основного...
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПримерная программа по музыке Пояснительная записка
Примерная программа по музыке разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших...
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПрограмма по технологии пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПримерная программа по информатике и информационным технологиям профильный уровень пояснительная записка
Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconРабочая программа по технологии учителя начальных классов Матвиенко Л. Н. в 1 «А» классе 2011-2012 уч г. Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения технологии учащихся начальной школы по умк «Начальная школа XXI века»
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПримерная программа Основного общего образования По обществознанию (включая экономику и право) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего...
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПримерная программа Основного общего образования По обществознанию ( включая экономику и право) Пояснительная записка Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего...
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПримерная программа для среднего (полного) общего образования (Профильный уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПримерная программа для среднего (полного) общего образования география (Базовый уровень) Пояснительная записка
Примерная программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Примерная программа по технологии пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка Статус документа
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы