Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации icon

Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации



НазваниеАрт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Дата конвертации19.09.2012
Размер46.09 Kb.
ТипДокументы
источник

Арт-терапия в работе с детьми,

находящимися в трудной жизненной ситуации

(из опыта работы педагогического коллектива,

по материалам педагогического совета).

 

В России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации детей, подростков, молодёжи. На помощь пришёл метод, который нацеливает учащихся на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации», была выбрана арт-терапия. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога и при этом специальных знаний не требуется. Арт-терапевтические занятия являются бесценным даром, находкой для работы с детьми и подростками, которые в жизни обделены теплом, любовью, пониманием, видят насилие, испытывают боль, гнев, обиду.

Методика понятия “арт-терапевтическое занятие” базируется на убеждении, что внутреннее “Я” ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний страхов, конфликтов, воспоминаний и сновидений.


^ Применение на занятиях арт-терапии имеет некоторые преимущества:

  1. Каждый учащийся (независимо от возраста) участвует в работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изодеятельности или художественных навыков. Часто можно слышать от детей, что они не умеют рисовать или работать с пластилином. Но когда поясняешь ребёнку, что это совсем не обязательно, что рисует его душа, его внутренний мир, что педагог не оценивает его работу как художника, то личность начинает раскрываться как цветок на солнечный свет.

  2. Далеко не все дети и подростки владеют речью, они затрудняются в словесном описании своих переживаний. Это во-первых. Во-вторых, -у детей группы “риска” зачастую нет желания это делать, они замкнуты в своём внутреннем мире. В этом случае арт-терапия, как добрая фея, помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию.

  3. Когда мальчишки и девчонки занимаются изодеятельностью, они сближаются, вступают в процесс познания и принятия друг друга.

  4. Изобразительное творчество используется для оценки состояния учеников. Их работы рассказывают педагогу о настроении, мыслях, чувствах. Иногда это необходимо знать и проанализировать в начале занятия, а иногда в конце. Через познание внутреннего мира своих учеников можно поставить оценку себе как педагогу за своё удачное или не совсем соприкосновение с миром детства.

  5. Как важно для детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации атмосфера доверия, терпимости и внимания. Использование элементов арт-терапии помогает принять каждого ребёнка и помочь ему свободно самовыражаться.

  6. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у учащихся положительные эмоции, помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность.

  7. Когда на занятиях идёт анализ рисунков или скульптур, учащиеся видят свою индивидуальную неповторимость, свой талант, особенности внутреннего мира. Учащиеся убеждаются в том, что люди все разные, но именно этим они друг другу интересны.


Педагоги, работающие с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, имеющими определённые эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении, в своей деятельности применяю арт–терапию как способ «социального врачевания личности», изменения стереотипов её поведения средствами художественного творчества. Всё содержание программ по арт-терапии направлено, в первую очередь, на укрепление психологического здоровья, выполняет профилактические и коррекционные функции.

Большой интерес педагогов к арт-терапии объясняется ещё и тем, что это корректный способ понаблюдать за учениками в самостоятельной деятельности, лучше узнать их интересы, ценности, увидеть внутренний мир, личное своеобразие, а так же выявить проблемы, о которых надо поговорить с близкими, классным руководителем, педагогами. Не важно какую тему осваивают учащиеся: учатся ли преодолевать конфликты, стрессовые ситуации, говорить “нет”.изучают ли свои чувства, эмоции, отношения с другими, с собой, делятся ли своим настроением, мечтами, целями — арт-терапия — лучший помощник в этом таинственном и глубоком процессе.

Формы арт-терапии при работе с детьми, подростками различны. И, тем не менее, можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой. Педагоги нашей школы отдают предпочтение групповым формам, так как они позволяют включить в деятельность всех присутствующих на занятии. Это позволяет развивать у ребят социальные навыки, оказывать взаимную поддержку товарищам, решать общие возникающие проблемы, наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих, осваивать новые роли, повышать самооценку и вести к укреплению личной идентификации, развивать навыки принятия решения.

На занятиях используется музыка (темы: “Стресс. Способы борьбы со стрессом”, “Развитие фантазии”, “Сказка о тебе и о других”); движение (темы:“Изучение чувств”), изображения историй на сцене (темы:“Действуем вместе”, “Эмоциональная грамотность”, “Почему мы так чувствуем”) и сочинение историй, рассказов (тема: “Какой Я, какой Ты, какие Другие).

Привлекательность арт-терапии составляет то, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это является незаменимым инструментом гармонизации тех сторон внутреннего мира ребёнка, для выражения которых слова малопригодны. Методы арт-терапии связывают интеллект учащегося и его чувства, потребности в рефлексии и жажду действий, план телесный и план духовный.

В работе с учащимися старшего звена на начальном этапе испытываются некоторые затруднения. Есть разные причины этого: чувство “взрослости” у подростков, закомплексованность, страхи, отвержение учебной деятельности. Для построения занятия выбираются самые интересные, экстремальные формы. Грамотно сочетаются игровые моменты с обучающим содержанием. Например, итоговое занятие по теме “Психотехника общения” проходит в форме игры “Необитаемый остров”, обучение поведению в стрессовой ситуации и принятию группового решения проходит через игру “Полёт на воздушном шаре”.

Неотъемлемой частью арт-терапии являются являются сюжетно-ролевые игры. Подростки “проживают” выбранные ими роли в движении времени, событий, изменении ситуаций. Именно через арт-терапию в процессе сюжетно-ролевой игры за несколько дней учащиеся получают колоссальный опыт познания себя и других, опыт общения через чувства, мимику, движение. Для многих из них это переживание внутренней революции, которая изменит личный взгляд на себя, поможет понять, что такое любить себя, других и жизнь.

От занятия к занятию с помощью арт-терапии воспитанники создают и познают свой невербальный, внутренний, невидимый постороннему глазу, образ. И происходит чудо — открывается душа.




Похожие:

Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации iconПротокол №6 Приказ №160
Моу «Лицей №17» при работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, с соблюдением всех правовых защитных норм ребенка,...
Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации iconСоциально – педагогическое сопровождение семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детей, находящихся в социально – опасном положении
...
Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации iconНазвание службы, адрес Должностное лицо
Если Вам пришлось стать свидетелем жестокого обращения с детьми, не выполнением родителями своих обязанностей, детской безнадзорности,...
Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации icon«Согласовано» Председатель Управляющего совета Г. Н. Веремеенко " " 20 г
Положение о внутрилицейском учете семей и учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации моу «лицей №17»
Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации iconСодержание и показатели деятельности физкультурно-спортивного клуба «Бригантина»
Дети, находящие в трудной жизненной ситуации, состоящие на учете в идн, внутришкольном контроле
Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации iconРоссийская Федерация Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Задачи: -выявление и оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по подготовке детей в школу
Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации iconНазвание «наши дети»
Создание в лицее условий для социальной поддержки лицеистов, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика правонарушений...
Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации iconОтчет об итогах проведения межведомственной профилактической акции «Помоги ребенку в Чапаевской оош филиале «Яковлевской сош»
Всего выявлено детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: (Ф. И.)
Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации iconФонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Костромское областное отделение общероссийский общественный благотворительный фонд «Российский детский фонд»
Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации iconСнежная арт-терапия Занятия для учащихся любого возраста
Эмоциональное переключение, перевод событий, связанных с сильными переживаниями, в комическую форму (смешно, а не трагично) приводит...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы