Программа мастер-класса icon

Программа мастер-класса



НазваниеПрограмма мастер-класса
Дата конвертации24.01.2014
Размер65.85 Kb.
ТипПрограмма
источник

ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА


«Использование инновационных технологий в оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, в условиях социального приюта для детей и подростков»


Основная идея

Социозащитные учреждения, работающие с семьей и детьми, становятся препятствием к разрушению физического, психического и нравственного здоровья детей и берут на себя заботу о их социальной реабилитации.

С помощью правильно подобранных мероприятий, занятий специалисты должны стремиться к достижению положительных результатов: снятие у ребёнка остроты психического напряжения или стрессового состояния, которое является следствием социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия.


^ Целевая группа:

специалисты приютов для детей и подростков, центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Цель:

Формирование психологических знаний и навыков, позволяющих организовывать эффективный коррекционно-реабилитационный процесс с детьми, подвергшимися жестокому обращению.


^ Ожидаемые результаты: получение специалистами теоретических и практических знаний по проблеме жестокого обращения с детьми


1. Упражнение «Знакомство».

Цель: знакомство, снятие психоэмоционального напряжения,

вхождение в группу

Каждому участнику предлагается назвать свое имя и одновременно показать какое-нибудь движение, соответствующее его характерологическим особенностям, затем вся группа должна повторить это.


^ 2. Упражнение «Моя стихия».

Цель: погружение в собственный мир, активизация чувствования,

выражение эмоций.

Упражнение помогает понять себя, свое состояние, в групповой работе происходит нивелирование чувства одиночества.

Участникам предлагается из предложенного набора изображений различных природных ландшафтов и явлений, выбрать ту среду, которая отражает их эмоциональное состояние на данный момент.

Таким образом группа делится на пары.


^ 3. Упражнение «Ладони партнера» (работа в парах)

Цель: развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Участники, разделившись на пары, определяют ведущего в своей паре. С закрытыми глазами, сомкнув ладони друг с другом, под музыку «танцуют» руками. Ведущий задает ритм и способ движений, другой участник повторяет. Затем партнеры меняются ролями.


^ 4. Упражнение «Ассоциации».

Цель: формирование мотивации на самопознание, повышение поисковой активности и интереса к внешнему миру.

Упражнение позволяет увидеть общность и уникальность каждого, определить направленность личности на себя

Каждый раз, когда мы выходим из дома, мы попадаем в различные миры – живые и неживые, издающие звуки или молчаливые. Иногда мы проходим сквозь них, глядя себе под ноги, не замечая ничего. Бывает, мы останавливаемся, пинком отбрасываем камень, а порой, как в детстве, протягиваем руку и поднимаем какое-нибудь «каменное сокровище», рассматриваем его, бережно касаясь пальцами. Иногда нам кажется, что камень обладает определенной силой, что он может помочь, ведь он такой необычный и красивый.

Мы берем его и опускаем в карман. А потом…забываем о нем. Через некоторое время, обнаружив камень в кармане, мы удивляемся: откуда он взялся?

- Вот и сейчас пришло время собирать камни. Достаньте из этого мешочка по одному камню.

- Какие ассоциации вызывает камешек? Как бы вы могли его назвать?

Каждый по очереди сообщает о своих ассоциациях и имени камня.


^ 5. Упражнение «Мешочек обид»

Цель: обучение приемам совладания с обидой, активизация рефлексивных механизмов.

Участникам предлагается вспомнить ситуации, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Вспомните самую главную обиду и положите её в наш «мешочек обид» (участники кладут камень в мешочек, проговаривая свои обиды)

- Я почувствовал обиду, когда…

- Кто еще чувствует то же, что и …(имя)? Скажите ..(имя), что вы чувствуете?

- Кто сталкивался с такой же ситуацией? Расскажите.

Рефлексия. Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно:

- рассказать кому-нибудь о своей проблеме;

- написать, нарисовать, «выплакать» обиду;

- сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции;

- попросить поддержки и оказать поддержку товарищу.

^ 6. Упражнение на невербальную поддержку (SOS!)

Цель: имитация защиты, предоставление возможности ребенку почувствовать себя защищенным.

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из них, а он в это время издает сигнал SOS!. Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты». Обсуждение. Что вы чувствовали, когда на помощь пришли спасатели?


^ 7. Сказкотерапия «Волшебный камень». (работа в подгруппах)

Цель: метафоризация себя и других, расширение представлений о моделях поведения, отношениях.

Упражнение позволяет увидеть более глубокие проблемы, ярче и безопаснее проработать травматическую ситуацию, раскрыть внутренние эмоциональные потребности.

- Далеко-далеко на Севере, среди пустынных холмов и холодных озер, затерян в лесах Волшебный камень. С давних времен люди отправляются в странствие, чтобы найти его, но сделать это совсем нелегко. Никто не знает того места, где он находится, но известно, что окружает его множество препятствий, которые не все одолеть могут.

^ Но все же были люди, которые отыскали Волшебный камень. Они-то и рассказали о нем…

Замечателен тот камень тем, что дает нашедшему то, чего ему больше всего не хватает: голодного – накормит, страждущего – утолит, холодного – обогреет, скорбящему – утешение даст, слабому – силы прибавит, сильного на путь истинный направит. Просить можно у него любое качество, любую помощь, но есть три условия, которые непременно нужно выполнить. Первое – явится он только тому, кто искренне нуждается в его помощи; второе – надо открыть камню свою душу и третье, последнее – стоя у камня, надо представить себя в будущем, понять, как будешь использовать дар камня.

Заглянет камень в душу человека, возьмет его горечь, услышит просьбу искреннюю, и отколется кусочек от него и скатится к ногам человека. В том камешке будет заключена волшебная сила, что поможет искателю.

^ Представит человек будущее свое, и тут же волшебная сила вольется в него и принесет домой – туда, где он начал поиски…

Далее ведущий разъясняет структуру сказки:

  1. Зачин. История о камне.

  2. Нужда. Решение о поиске.

  3. Уход героя.

  4. Препятствия.

  5. Дарение.

  6. Волшебство. (путешествие в будущее)

  7. Возвращение героя.

и предлагает участникам выстроить дальнейшие события.


^ 8. Медитация «Дерево».

Цель: помощь в преодолении негативных переживаний, снятие психоэмоционального напряжения, снижение тревожности, создание положительного эмоционального фона. Развитие уверенности в себе.

- Человек обнимает дерево. Дерево посылает свои корни вглубь земли, черпая силу в пространстве Земли, в мудрость прошлых поколений деревьев. Проникая глубже в поисках силы, корни крепко держат дерево в земле. Эти корни подобны семье, ибо она является началом жизни. И этой поддержкой дерево растет, открываясь свету, солнцу и воздуху и выражая себя: свои ветви и листья, цветы и плоды.

Жизнь движется вокруг него и в нем.

Птицы и насекомые – спутники дерева, они поют ему песню природы и стихий. Дерево растет и меняется. Его разрывают ветра и молнии, обжигают мороз и огонь. Его не пугает серый асфальт, каменные глыбы, жара и холод.

Ветви умирают и вырастают.

Дерево открыто жизни. Несмотря на все препятствия, оно все равно растет, все равно его корни уходят глубоко в землю, все равно его ветви наполняются соком и устремляются вверх – в будущее, такое неизвестное, но такое притягательное. Став на колени, человек обнимает дерево и размышляет о горестях и радостях жизни. Он представляет утро и вечер в великом лесу под названием Судьба. Человек учится жить.


^ 9. Упражнение «Образ моего дерева».

Цель: работа с бессознательными ресурсами, развитие творческих способностей.

Упражнение позволяет участнику погрузиться в себя, в мир своих переживаний, помогает понять себя, свое состояние и пути развития.

- Представьте и нарисуйте себя в образе дерева. Для этого на листе бумаги обведите контур своей ладони, пальцами обозначьте листья, создайте крону дерева. Дополните свой индивидуальный образ дерева.

Беседа-опрос:

- дайте название вашему дереву.

- в какое время года растет ваше дерево?

- где растет?

- что нужно ему для счастья?

- где найдет оно свои силы?

- что или кто окружает ваше дерево?

Желание добра всему живому – первый необходимый шаг к сокровенным знаниям, гармония с собой. И когда человек делает один шаг вперед по пути милосердия, природа сама дает ему силу.

У вас есть возможность поблагодарить деревья и камни за те открытия, которые вы сделали в себе.

Возвращаясь домой, найдите дерево, которое вас чем-то привлечет, и завяжите на нем ленточку с благодарностью за те силы и мудрость, которую несет все живое. Мир не черный, не белый, он такой, каким ты его видишь.

Неважно, где ты находишься, важно, куда ты идешь. Дорогу осилит идущий.

Рефлексия: Что вы сейчас чувствуете? Какие мысли у вас возникли? Какой опыт вы получили?

Рефлексия занятия.

Раздать участникам шаблоны ладошек, на которых и предлагается поделиться эмоциями, мнениями о занятии. По окончании рефлексии в подарок каждому раздаются «Рецепты счастья».




Похожие:

Программа мастер-класса iconМастер – класс «Из чего делают каши и как сделать кашу вкусной» Цель мастер класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании»
Цель мастер класса: обучение участников мастер-класса построению занятий по программе «Разговор о правильном питании» с учетом исследовательской...
Программа мастер-класса iconМастер класс как форма профессионального обучения педагогов. Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс»
«мастер-класс» занимает особое место. Определимся сначала с понятием мастер-класса. Формат мастер-класса предполагает информационное...
Программа мастер-класса iconМетодическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями «Все работы хороши!»
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя
Программа мастер-класса iconШкола Николая Леонова
Краткое описание, включающее в себя порядок работы мастер-класса (описание того, как предлагаю обеспечивать поддержку слушателей...
Программа мастер-класса iconПрограмма мастер класса
«Основы веб-дизайна и сайтостроения в системе ucoz для учителей английского языка»
Программа мастер-класса iconПрограмма мастер класса
«Основы веб-дизайна и сайтостроения в системе ucoz для учителей английского языка»
Программа мастер-класса iconПрограмма мастер класса
«Создание персонального сайта учителя как способ распространения передового опыта педагогической деятельности»
Программа мастер-класса iconМастер-класс по географии для педагогов школы. «Жемчужина Сибири Байкал»
Тема мастер-класса: «Индивидуальные и групповые формы работы в технологии ключевые термины на уроках географии. Системная стратегия...
Программа мастер-класса iconПрограмма мастер-класса «экодизайн»
Оценить уровень безопасности и комфортности, надежности и эффективности в эксплуатации квартиры, дома или офиса. И обосновать, каки-ми...
Программа мастер-класса iconМастер-класса "Как работать на странице школьного сайта"

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы