«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов»
«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» icon

«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов»



Название«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов»
Дата конвертации20.09.2012
Размер231.13 Kb.
ТипСтатья
источник


«Психологическая готовность школьников

к сдаче экзаменов»




Педагог-психолог СПЦ

Осиповичского РОО

Горбачёва ОА.

Статья напечатана в брошюре Как помочь ученику успешно сдать экзамен по истории Беларуси. Из опыта работы творческой группы учителей Осиповичского района/ Сост. Н.Л.Цыганок. – Могилёв: УО «МГОИРО», 2011. – 40с.

Экзамены - самая напряженная, но неизбежная пора для девятиклассников. Они впервые сталкиваются с данной проблемой и поэтому не воспринимают экзамены всерьез, пока те не «замаячат» в ближайшей перспективе. В результате львиная доля подготовки приходится на последние недели и дни. А это создает исключительное напряжение, причем трёх видов: 

Во-первых, успешное прохождение испытания требует владения большим объемом знаний. На мозг падает огромная интеллектуальная нагрузка. Однако человеческий мозг способен в ограниченное время воспринять лишь определенный объем информации.

Во-вторых, сама по себе процедура испытания и оценки связана с глубокими эмоциональными переживаниями, которые могут привести к так называемому экзаменационному стрессу.

В-третьих, не секрет, что успех зависит не только от знаний, но и от всего мироощущения ученика, от его мотивационно-волевых качеств.

Таким образом, к экзаменам надо быть подготовленным во всех смыслах этого слова. Вообще «подготовленность» к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена можно выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.);

  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету);

  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Таким образом, психологическая готовность не менее важна, чем информационная и предметная. И так часто получается, что на психологическую подготовку времени вообще не остаётся. Ни родители, ни учителя, ни тем более школьники не отдают должного внимания внутренней подготовке к экзаменам. В результате такой неподготовленности возникает острая тревожность. Отсюда - снижение активности и вся деятельность по предметной подготовке к экзаменам становится непродуктивной. По словам Колодич Е.Н., «Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности» [2, с. 11].

Какова же тогда степень важности психологической готовности? Страх, тревога, излишнее волнение дезорганизуют школьника, который либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится малопродуктивной. Надо помнить, что в состоянии экзаменационной тревожности наблюдается:

  • ^ Нарушение ориентации в пространстве, понижение точности движений (даже почерк, не похожий на свой, может негативно влиять на внутреннее равновесие);

  • Снижение контрольных функций (также наблюдается пониженный самоконтроль и ученик не может чётко организовать свою деятельность во время экзамена);

  • Обострение оборонительных реакций (вместо того, чтобы сосредоточиться на задании, школьник активно впитывает все внешние раздражители, словно ждёт опасности);

  • ^ Понижение волевых функций (одного желания «хорошо сдать», оказывается мало. Необходимо применить над собой усилие, чтобы что-то сделать или хотя бы вспомнить нужный материал).

По словам психолога Колодич Е.Н., можно выделить соматические и поведенческие реакции повышенной тревожности: «Первая группа – внутренние, соматические признаки. Эти признаки известны всем из личного опыта: учащённое сердцебиение, сухость во рту, головная боль, чувство жара, слабость в ногах, дрожание рук, холодные и влажные ладони, переживание собственной неловкости и неуклюжести, неприятные ощущения (зуд, покалывание) в разных частях тела. Ко второй группе относятся поведенческие реакции. Эти признаки ещё более разнообразны, чем соматические. Это может быть и враньё, рассеянность и забывчивость и многое другое»[2, с.12].

Повышенная тревожность перед экзаменами и во время их может быть связана с возникновением у подростка «фобии действия»: «Это связано с возрастанием для подростка определённых социальных ситуаций. Именно поэтому социальные страхи часто концентрируются вокруг таких ситуаций, как экзамены, публичное выступление… При этом подросток опасается, что в соответствующей ситуации у него закружится голова, начнётся рвота, он покраснеет, окружающие будут его высмеивать и т.д.»[2, с. 17].

Всё вышеперечисленное, конечно же, не способствует продуктивной подготовке к испытаниям и очень мешает школьникам во время экзаменов.

Итак, психологическая готовность необходима, так как она:



В связи с этим определим задачи по формированию психологической подготовленности школьников к сдаче экзаменов (чем могут заняться педагоги и родители):



Мы видим, что повышенная тревожность девятиклассников в школе – основной показатель психологической неподготовленности учеников к сдаче экзаменов в школе. Автором в Цельской СШ Осиповичского района было проведено диагностическое исследование по методике Кондаша «Шкала тревожности», адаптированной к данной проблематике.



Оно выявило, что в 9 и 9' классах прослеживаются следующие закономерности:

  1. Доминирование уровня школьной тревожности в этих классах над уровнями самооценочной и межличностной тревожности.

  2. Расхождение в результатах между двумя классами не превышает 4 процентов. Показатели схожи. Это говорит о надёжности данного исследования: в 9 классе школьная тревожность на 4 процента больше, чем в 9' классе, а самооценочная - на 4 процента меньше.

Методика включает ситуации трёх типов:

  • ситуации, связанные со школой; общением с учителями;

  • ситуации, актуализирующие представление о себе;

  • ситуации общения.

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями и составляют школьную тревожность. Примеры из вопросника: «отвечать у доски», «писать контрольную работу», «сдавать экзамен». Подобные ситуации вызывают тревогу, превышающую самооценочную и межличностную. Этот факт может удивить, так как самооценка и общение со сверстниками в подростковом возрасте должны играть ведущую роль по всем законам возрастной психологии. Полученный показатель говорит о значимости рассматриваемой проблемы, которая волнует девятиклассников на данном этапе гораздо больше.


Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Для педагогов и родителей важно помнить, что главное – не сам экзамен, а как школьник воспринимает надвигающее событие. Надо научить детей воспринимать экзамен не как испытание, а как:



Школьников надо учить регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Так, например, полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «очередной экзамен в жизни», каких будет ещё очень много.

Прежде чем давать советы, взрослым необходимо знать причины возникающей проблемы повышения школьной тревожности накануне экзамена. Как пишет психолог Колодич Е.Н.: «Психологические причины тревоги – внутренние конфликты, неадекватный уровень притязаний («аффект неадекватности»), необходимость выбора» [2, с. 11]. Тогда ответим на вопрос: «Почему дети так волнуются перед экзаменами?»



Хотелось бы подробнее остановиться на психофизических и личностных особенностях, так как на индивидуальном подходе построена современная система образования.

Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Чеботаева Е. В. [4] считает, что для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же ученик – «сова», то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: он еще не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишнее. 

Другой существенный момент, который поможет при подготовке [4]: учителю необходимо определить для себя, кто учащийся - визуал (человек, лучше всего воспринимающий зрительные образы), аудиал (воспринимающий информацию на слух) или кинестетик (обладающий двигательной памятью).

Педагоги могут предложить аудиалам объединиться в группы по 2-3 человека (не больше). Проговаривая друг другу один и тот же билет, они создают благоприятную атмосферу для запоминания.

Визуалам при подготовке можно рекомендовать делать заметки. В этом смысле позитивную роль могут сыграть «шпаргалки», которые составляются не для того, чтобы списывать с них на экзамене, а для формирования визуального ряда. Часто ребенок-визуал при ответе перед экзаменационной комиссией мысленно листает написанные при подготовке ответы и как бы «считывает» нужную ему информацию.

У кинестетиков развита двигательная память. Таких, по мнению специалистов, меньшинство. Хорошо известен пример Цезаря, который учил свои речи, шагая из комнаты в комнату. Подобную практику можно посоветовать и всем кинестетикам нашего времени: запоминание необходимой информации для них должно быть связано с какими-то движениями, жестами.

И. П. Павлов классифицирует людей на «художников» и «мыслителей». К «художникам» «относятся все, кто умеет отчётливо вызывать в памяти увиденное, пережитое, кто, читая книгу, невольно видит за строчками текста конкретные образы людей, картины природы, особенности описываемых архитектурных сооружений…. Другая крайность – мыслительный тип. Представители этого типа нервной системы оперируют смысловыми категориями, понятиями, живые представления у них слабы… Эти люди любят аргументировать, доказательность суждений, они критичны и скептичны» [3, с. 103].

Учитывая данные особенности, педагог и сам школьник должны по-разному планировать обучение, подготовку к экзаменам. Так, для мыслительного типа лучше всего подойдут такие приёмы усвоения информации, как: схемы, выделение главного, логически выстроенный план ответа. Для художественного типа важно эмоционально пережить прочитанное, найти яркие жизненные примеры, вызывающие ассоциативный ряд с тем материалом, который нужно запомнить. В данном случае хорошо подойдут приёмы мнемотехники и составление опорного (знакового) конспекта. Об этом пойдёт речь ниже.

Есть и общие психофизиологические особенности для всех людей, которые нужно учитывать при подготовке к экзаменам. Профессор А.М. Вейн [1] считает, что для большинства людей время наиболее высокой работоспособности - с 8 до 12 часов. В 13 часов мозг может потребовать отдыха, начинается так называемая «охранительная» усталость. В 15 часов также наступает благоприятный период для занятий. В 21 час клетки мозга находятся в активном состоянии, это лучшее время для запоминания необходимого материала. К 23 часам лучше лечь в постель, так как это время считается крайним для начала сна, который до полуночи особенно здоров и полезен.

А.М. Вейн также пишет о присущем каждому человеку биологическом ритме, «равному приблизительно полутора часам» [1, с.26]. Чередование работы и отдыха нужно строить в соответствии с этим ритмом.

В результате исследования темы психологической готовности, обозначим проблемы, возникающие у школьников в связи с предстоящими экзаменами:



Эти проблемы становятся причинами повышения уровня тревожности школьников перед предстоящими экзаменами. Рассмотрим их подробнее:

^ Заниженная самооценка. Наиболее часто экзаменационные переживания связаны с неверием в свои силы, причиной чему является заниженная самооценка школьника.

^ Неподготовленность и нерегулярность занятий. Осознание пробелов в подготовке к экзамену усиливает и без того большое волнение, тревожность школьников, создавая базу для нервных срывов.

^ Завышенные требования. Стремясь выработать у детей в первую очередь такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют их и без того нелёгкое положение, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечёт для таких детей внутреннее наказание. Это приводит к появлению чувства неуверенности в своих силах, к чувству тревожности.

^ Навешивание ярлыков. Негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребёнка, его способности, интересы и склонности также относится к причинам появления школьной тревожности у ребёнка. Наиболее распространённая разновидность такого воспитания - система «ты должен быть отличником». Есть и другая крайность, касающаяся слабоуспевающих учеников. Если педагог будет придерживаться установки «он не знает больше четвёрки», то проблесков на экзамене можно не ждать.

Переутомление. Одной из самых распространённых проблем, связанных со школьной тревожностью, является проблема перегрузки. Переутомление ведёт к неудачам, а опыт неудач, накапливаясь, рождает страх, неуверенность, эмоциональную нестабильность и новые неудачи. Физиолог Матвеев В.С. пишет [3, с. 26-27]: «Когда длительное возбуждение нервных клеток превышает предел их выносливости и им грозит гибель от истощения, они себя защищают. В них начинает развиваться процесс прямо противоположный возбуждению, - торможение». И далее: «С торможением связей второй сигнальной системы человек перестаёт осознавать то, что происходит вокруг него: ещё слышит голоса, но не понимает слов, глаза его скользят по строчкам книги, но он не осмысливает то, что читает» [3, с. 72].

Во время экзаменов подростки особенно испытывают сильную психическую перегрузку, которая дополняет умственное переутомление. Из-за крайней степени напряжения с испытуемым случаются весьма неприятные вещи: может появиться сильная потливость, особенно ладоней; заболеть голова, как если бы ее сдавили стальным обручем (психологи называют это неврастеническим шлемом); начаться расстройство пищеварения. В этой ситуации, естественно, не до экзамена. Часто подросток, уже выбрав билет, просто не понимает, что в нем написано, перед глазами появляется пелена, и он действительно ничего не может вспомнить. Такое чрезмерное волнение, естественно, не идет на пользу психике молодых людей и в некоторых случаях сказывается на самом экзамене не самым благоприятным образом: преподаватели могут воспринять излишнее волнение либо как отсутствие знаний, либо как их низкий уровень.

Возникающие проблемы вызывают необходимость их разрешения, и основное участие в их решении принимают педагоги. Решение вышеизложенных проблем предполагает соответственно:



Рассмотрим подробнее эти решения.

^ Поднятие самооценки школьника. Педагог должен способствовать поднятию самооценки своих учеников, используя метод поощрения, регулярно создавая «ситуации успеха» на занятиях. Если заметить даже самые незначительные успехи слабого ученика, то его стремление доказать свою значимость положительно скажется на оценках. Матвеев В. С. по этому поводу пишет: «Общеизвестны факты, когда словесное воздействие – резкое, обидное замечание, ирония – выводит здорового человека из душевного равновесия, заставляет страдать, а одобрение, похвала, сочувствие вызывают новый прилив сил, энергии, улучшают настроение и самочувствие. Отсюда следует важный вывод: со словом нужно умело и бережно обращаться. Слово – действенный раздражитель для нервной системы»[3, с. 61].

^ Регулярность занятий. Огромный резерв повышения учебной успешности школьников - увеличение регулярности занятий, выработка систематичности в учебной деятельности. Это особенно необходимо для школьников со слабой нервной системой. Колодич Е.Н пишет: «Слабость нейродинамического процесса проявляется прежде всего в виде эмоциональной лабильности, быстрой истощаемости. Реакция на затяжную психогенную ситуацию развёртывается тогда по известному механизму дистресса: первоначально наблюдается рост напряжения, стимулирующий первоначальные схемы решения проблем, а в случае их малой эффективности наблюдается мобилизация всех внутренних и внешних источников, при неуспехе возникает тревога, депрессия» [2, с.32]. Пробелы в знаниях такие ученики воспринимают как «катастрофу», и в результате появляется стремление знать весь программный материал. А это возможно лишь благодаря регулярным повседневным занятиям. Для школьников с сильной нервной системой, умеющих идти на «авось», регулярность в занятиях также не помешает, ведь риск – не всегда благородное дело.

^ Адекватные требования. Нельзя требовать от ребёнка больше того, что он в силах выучить. Для педагога важно, прежде всего, найти компромисс между возможностями, способностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми к нему. При несоответствии этих двух показателей тревожность ребёнка будет только возрастать.

^ Акцент на процессе. Педагоги должны помнить, что акцент надо ставить на самом процессе учения, а не на его результате (отметке). Процесс познания должен приносить ребёнку удовлетворение в силу достигнутых им успехов по сравнению с прежними его достижениями. Навешивая ярлыки, учитель заранее ожидает от ребёнка определённого поведения и результатов на экзамене. Любые ограничения повышают тревожность. Это обстоятельство мешает школьнику проявить свои возможности в полной мере.

^ Избегание перегрузок на занятиях. Матвеев В.С. делает вывод относительно необходимости чередования активности и отдыха: «Значит, чтобы поддерживать свою жизнедеятельность, клетки мозга и всей нервной системы должны периодически подвергаться тормозному процессу, а смена одного процесса другим является непременным условием нормальной работы нервной системы»[3, с. 26]. Педагоги могут использовать смену видов деятельности на уроках. Надо помнить, что вслед за напряжённой работой должен следовать разгрузочный период (физическая разминка, отвлеченная тема, пример из жизни, юмор и другое). При подготовке к экзаменам учащимся рекомендуется чередовать занятия и отдых, скажем, 20-30 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.

От излишнего волнения на экзамене школьник может впасть в так называемое состояние «ступора». Матвеев В.С. в своей книге [3, с. 30] поясняет: «Во всех случаях оцепенение организма, полная неподвижность всех мышц есть результат сильного торможения клеток коры головного мозга как защитного средства против губительного перенапряжения, перевозбуждения клеток». Это состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких минут. Надо сказать, что подобная реакция совершенно естественна, о ней просто необходимо знать и быть готовым к ней. Мы и так и говорим: «остолбенел от неожиданности», «застыл», «ноги к земле приросли» [1]. В этой ситуации школьнику главное не паниковать («я ничего не помню»), а просто выждать какое-то время, прийти в себя, успокоиться.

Какими ещё способами педагог может помочь школьнику справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов?

Рассмотрим следующую схему, помогающую в разрешении этой задачи:



^ Положительный настрой. Готовясь к экзаменам, школьник не должен думать о том, что не справится с заданием. Напротив, ему нужно рекомендовать мысленно нарисовать себе картину триумфа. Это сохранит позитивный настрой на весь период подготовки и сдачи экзаменов. Внутреннее равновесие можно поддерживать также аутогенной тренировкой. Позитивные установки могут быть такого плана: «я добиваюсь всего, чего захочу», «у меня все получается», «я успешен во всём» и т.д.

Как пишет Колодич Е.Н.: «Средством «самопомощи» может выступить и фантазия» [2, с. 22]. Педагог может описать учащемуся картину его будущего легкого и удачного ответа. Мысли подростка о возможном провале не только будут мешать ему готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешат готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.

Если волнение все же не покидает ученика, то учитель может предложить ему прием, называемый «Доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением в парах — пусть школьники напугают друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет их к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает своим «каменным» спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения перед экзаменами часто мешает хорошим ответам. Этот факт говорит либо о попустительском отношении школьника к себе и своим оценкам, либо о высокой тревожности, тщательно скрываемой от посторонних глаз. Колодич Е.Н. по этому поводу пишет: «Длительное замалчивание, внешняя позиция «У меня всё прекрасно» могут рассматриваться одновременно и как причина, и как симптом эмоциональных нарушений» [2, с. 78].

Когда учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выходит. Педагог должен объяснить учащимся, что все преподаватели тоже сдавали когда-то экзамены и помнят свои ощущения. Если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность. Экзаменаторы – тоже люди!

«Увеселительная диета». Это означает, что питание в период подготовки и сдачи экзаменов должно быть достаточно калорийным и витаминизированным. Врачи рекомендуют «сесть» на особую «предэкзаменационную диету»: не перегружать организм продуктами, содержащими углеводы (мучным), а есть пищу, богатую белками. Хорошим источником дополнительных сил и энергии станут продукты, богатые лецитином: шоколад (в небольших количествах), бананы, сыр. Лецитин способствует выработке гормона удовольствия, что уменьшает волнение и тревожность.

Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения. Учитель может включать эти упражнения в структуру урока, используя их для настроя класса перед контрольными работами. Учитель может обучить школьников «успокаивающему дыханию». Это дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. Так, в случае сильного нервного напряжения нужно сделать вдох, а затем глубокий выдох. Для активизации работы на уроке используется «мобилизующее дыхание». Отличительная особенность его в том, что после вдоха дыхание задерживается, после чего следует несколько коротких выдохов. Этот способ дыхания помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении и активизирует внимание учащихся.

Для педагога очень важно создать совместно со школьниками своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний. Овладение этими приёмами поможет ученикам запоминать и структурировать информацию, что придаст им уверенности в своих силах. Обратимся к Матвееву В.С.: «Прочность, долговечность сохранения информации зависит в основном от четырёх причин: от количества повторений, от того, сопровождается ли восприятие какими-либо переживаниями, от степени систематизации воспринимаемого материала и, наконец, от общего физического состояния организма»[3, с. 53]. Попробуем составить копилку таких приёмов:






Помочь в запоминании информации помогут мнемотехнические приёмы. Такие приёмы основаны на создании эмоциональных образов и ассоциативной природе памяти. О значимости взаимосвязи памяти и органов чувств пишет Матвеев В.С.: «Запомнить – это значит связать что-то с чем-то, а воспроизвести в памяти – оживить ранее образовавшуюся связь… Поскольку временные нервные связи могут возникнуть между любыми участками коры мозга, т.е. самые различные раздражения, приходящие в кору мозга от органов чувств, могут вступить в связь и закрепиться, то наша память запечатлевает всё, что действует на органы чувств»[3, с. 53].

Системность подразумевает выработку каждым педагогом своей системы обучения. Каждый педагог использует свою методику и технологию обучения, только ему удобную, понятную и приемлемую для данного класса и возраста детей. Учащиеся привыкают к методике своего учителя. Отсутствие системности в обучении повышает тревожность школьников, которые вынуждены тратить силы и энергию на приспособление и адаптацию.

Системность должна присутствовать и в усвоении материала. Не случайно К.Д. Ушинский определял ум как хорошо организованную систему знаний [3]. Матвеев В. С. пишет: «Прочность усвоения материала зависит и от степени его систематизации при восприятии. Несистематизированные сведения особенно легко забываются, будь то отдельный факт, историческая дата, номер телефона, фамилия, иностранное слово или содержание картины художника, научной статьи» [3, с. 53]. Любая информация взаимосвязана с ранее изученной. Знания должны выстроится в определённую систему, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Вспоминая какое-то одно звено этой системы, школьник без труда вспомнит и связанные с ним звенья. Систематичность усвоения знаний позволяет чётко выделять структуру любого материала. Кстати, члены экзаменационной комиссии чаще всего ценят в ответе именно это: четко выстроенную структуру (начало, основная часть, заключение), отсутствие общих слов, зазубренных фраз из учебника.

Перед экзаменами большая часть материала повторяется учащимися. При повторном прочтении возникает ложная уверенность в том, что все хорошо знакомо и не стоит тратить время на пересказ. Школьник должен знать, что лучше один раз пересказать, чем несколько раз прочитать материал. При пересказе тренируются все механизмы памяти и мышления, что облегчает обучение. Матвеев В.С. говорит о важности повторения: «Известно, что забывание – результат более или менее стойкого процесса торможения, развивающегося в тех нервных образованиях, которые перестали подкрепляться повторными раздражениями» [3, с. 55]. Путь освое­ния информации должен быть таков: внима­тельное чтение - составление подробного плана - пересказ.

^ Опорный знаковый конспект подразумевает составление абстрактных образов. Совместно с учащимися учитель разрабатывает систему условных обозначений. Каждое условное обозначение, знак должны вызывать у школьника ассоциации, связанные с изучаемым материалом. Через такую простую и интересную деятельность старшеклассники гораздо эффективнее усваивают содержание.

^ Выделение главного. Учащимся в процессе обучения в школе следует усвоить и запомнить не только сами факты или тексты парагра­фов, но и те интеллектуальные действия, с помощью которых до­бываются знания. Вот главная задача педагога — дети дол­жны научиться разнообразным умственным операциям: разделять текст на части, находить в нем главное, сопоставлять одни факты с другими, и т. д. Пока человек только заучивает информацию, знание его увеличи­вается, но развитие идет медленно. Дело в том, что нас развивают не знания сами по себе, а те умствен­ные действия, которые мы осваи­ваем во время учебы.

^ Составление схем позволяет школьникам сконцентрировать большой объем знаний в простой для восприятия рисунок. Здесь главная задача школьника – выделить этапы рассказа, выразить их последовательность и зависимость в стрелках и образах.

Представим вниманию поддерживающие советы и упражнения для школьников, помогающие повышению их психологической готовности к сдаче экзаменов.



^ Выпей воды! Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены экзаменационной комиссии. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.

Для того чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися. Цель этой встречи — демонстрация приглашенными педагогами доброжелательного отношения к детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем испытании.

Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. [2].

Школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, сталкиваются с проблемой нарушения гармоничной работы левого и правого полушарий. Матвеев В.С. пишет: «В последние годы установлено, что левое полушарие ответственно за речевые функции, логическое и математическое мышление, сложные произвольные движения, «склонно к анализу». Правое же полушарие выполняет функции «артистические», отвечает за формирование музыкальных, художественных и других творческих способностей, не требующих речевого мышления или оценки, принятия решения на основе языка. Оно «безмолвно», хотя ответственно за распознавание сложных зрительных и слуховых образов, за восприятие пространства, формы, направления, тактильные ощущения…» [3, с. 13].

Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Ученик имитирует ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Он может сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, надо класть на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий. Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Он должен быть изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот. При этом лучше использовать фиолетовый и жёлтый цвета, мобилизующие умственную деятельность человека.

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью занят школьник. Мы зеваем не только от скуки, как пишет А.М. Вейн [1], и от волнения тоже.

Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.

Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Каждому ученику следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для него лично и как их облегчить? Подобные вопросы может задать и педагог, способствуя тем самым психологической готовности школьников к экзаменам.



Ответив предварительно на данные вопросы, школьник предохраняет себя от повышенного стресса, попадая в подобные ситуации на экзамене.


Делая вывод, педагогам можно порекомендовать:


  • Поднимать самооценку учащихся (поощрение, похвала, поддержка);

  • Использовать смену видов деятельности на уроках, не перегружать и не переутомлять школьников;

  • Находить компромисс между возможностями, способностями и требованиями к учащимся;

  • Ставить акцент не на оценках, а на процессе учения;

  • Придерживаться системности в учебной деятельности;

  • Создать совместно с детьми копилку приёмов усвоения знаний;

  • Обучить детей различным техникам тренировки памяти;

  • Использовать дыхательные упражнения для регулирования эмоционального состояния школьников;

  • Говорить с учащимися об предстоящих экзаменах не как об испытании или о чём-то угрожающем, а как о возможности проявить себя;

  • Учитывать личностные и психофизиологические особенности подростков;

  • Признать свои ошибки и слабости перед учащимися;

  • Заранее продумать неординарные ситуации, которые могут возникнуть на экзамене, выработать алгоритм их разрешения;

  • Обучить учащихся упражнениям, гармонизирующим работу правого и левого полушария;

  • В преподавании использовать технологии интерактивного обучения;

  • Рекомендовать «увеселительную диету» (банан, шоколад, сыр) для нормализации нервной системы школьников.



Используемая литература:


    1. Вейн А.М. Три трети жизни. – 2-е изд., доп. – М.: Знание, 1991.

    2. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб. -метод. пособие. – Мн.:ООО «ФУАинформ», 2002.

    3. Матвеев В.С. Загадки и резервы психики. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990.

    4. Чеботарева Е.В. Как подготовиться к сдаче ЕГЭ // Вестник практической психологии образования № 2 (3) 2005, -с.101-102. )




Похожие:

«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» iconРекомендации для выпускников девятых и одиннадцатых классов по сдаче экзаменов
В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации...
«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» iconСоветы психолога по подготовке к сдаче егэ
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного...
«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» iconПсихологическая готовность ребенка к школе
Эта готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким,...
«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» iconПсихологическая готовность детей к школьному обучению
Психологиче­ская готовность к обучению понятие многоас­пектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный...
«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» iconРекомендации психолога по подготовке к экзаменам рекомендации родителям. На этой странице предложены советы родителям, чьи дети приступают к сдаче выпускных экзаменов.
На этой странице предложены советы родителям, чьи дети приступают к сдаче выпускных экзаменов. По словам медиков, «экзамены это всегда...
«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» iconПсихологическая поддержка это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного...
«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» icon1. Личностная готовность ребенка к школе
Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы...
«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» iconПсихологическая готовность к школьному обучению один из важнейших итогов развития ребенка впервые семь лет его жизни

«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» iconПриемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами...
«Психологическая готовность школьников к сдаче экзаменов» iconПсихологическая готовность к школе
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы