«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» icon

«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения»



Название«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения»
Дата конвертации23.12.2013
Размер101.78 Kb.
ТипДокументы
источник

МБОУ «Бухоловская средняя общеобразовательная школа»


«Технология

личностно-ориентированного развивающего обучения»


Подготовила

учитель начальных классов

Бондина Е. Н.


Личностно-ориентированное развивающее обучение - это такой тип образовательного процесса, при котором личность педагога и личность школьника выступают как его активные и основные субъекты. Основной целью образовательного процесса данного типа является формирование и развитие личности школьника, с учетом его индивидуальности и неповторимости, необходимым является также учет ценностных особенностей ребенка и его ориентаций, структуры убеждений и психологических особенностей, которые составляют основу внутренней модели мира ребенка.

Многие отечественные ученые занимались разработкой системы личностно-ориентированного обучения.

Сущность педагогической системы Ш.А. Амонашвили заключается в стремлении педагога созидать из каждого малыша личность, «высшее творение природы, обладающее «страстью» к развитию, взрослению и свободе». Личность, по мнению ученого, рождается в борьбе с самим собою, в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить ребенка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе.

По мнению Е.В.Бондаревской, личностно-ориентированное обучение «рефлексирует природные особенности человека (способность мыслить, чувствовать, действовать), его свойства как субъекта культуры. Развитие этих свойств в единстве и составляет результат личностно-ориентированного обучения».

В основу личностно-ориентированного подхода к обучению В.В. Сериков положил теорию личности, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Главным условием проявления личностных способностей в процессе В.В. Сериков считает создание личностно-ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой востребуется проявление личностных функций учащихся.

Методологической основой проектирования личностно - ориентированного обучения в концепции И.С.Якиманской является принцип субъектности в соответствие, с которым автор указывает на возможность возникновения внутренних механизмов развития личности, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности. Личностно-ориентированное обучение, по мнению И.С. Якиманской, должно обеспечить своеобразную встречу субъектного опыта, сложившегося у ребенка в дошкольном возрасте, с общественно значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. И.С. Якиманская обращает внимание на то, чтобы направленность обучения на индивидуально-личностное развитие учащихся нашли отражение в учебных программах, которые бы инициировали субъектный опыт учащихся, ориентировали на использование разных способов учебной работы, изменили вектор движений не от педагогических воздействий к ученику, а от ученика - к условиям его обучения.

Наиболее важными являются следующие положения концепции И.С. Якиманской:

- направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов;

- построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика, на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, на стимулирование учеников к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога).

Принципы личностно-ориентированного обучения:

  • Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

  • Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

  • Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.

  • Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

  • Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

  • Принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их собственного потенциала, развитию сильных сторон их личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Цель личностно - ориентированного урока - создание условий для раскрытия личности ученика. Средствами ее достижения становятся:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

  • использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

  • оценка деятельности ученика не только по результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;

  • создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны:

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

  • содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Критерии эффективности личностно-ориентированного урока:

  • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

  • использование проблемных творческих задач;

  • применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;

  • обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

  • оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;

  • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

  • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Требования к организации личностно - ориентированного урока в начальной школе:

- отказ от шаблона, использование разнообразных, нестандартных форм и приемов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.д.

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения учебной задачи, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Одним из важнейших условий личностно-ориентированного обучения младших школьников является дифференцированный подход. Реализация данного подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Получить возможность объяснить поступок ребёнка и отношение к учёбе в целом. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным ученикам, выбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей ребёнка.

Содержание личностно - ориентированного обучения, по мнению И.С. Якиманской, подбирается так, чтобы «каждый ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме».

Организация такого учебного занятия предполагает включение в процесс обучения нескольких обязательных моментов. К ним относятся следующие:

- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

- применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;

- создание для учащихся ситуации успеха;

- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;

- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;

- избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;

- использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что ...», «мне кажется, что ...», «по моему мнению...», «я думаю, что ...» и т.д.

Для того чтобы урок действительно стал личностно - ориентированным, учителя постоянно обращаются к субъектному опыту школьника как опыту их собственной жизнедеятельности, именно такое положение и составляет, по мнению И.С. Якиманской, основной замысел личностно-ориентированного урока. Самое главное, чтобы ребенок овладел способом решения задачи. Учителя используют для этого следующие приемы: «Давай придумаем вместе...», «Расскажи, каким способом выполнял задание...», «Выбери по своему усмотрению путь решения задачи и постарайся дать ему объяснение...».

Нередко педагоги, как показывает анализ практики, поручают часть своих функций ученикам. Например, сильные ученики проверяют работу одноклассников, вслед за учителем вторично объясняют какой-либо материал. Такие вопросы: «Как ты рассуждал, чтобы прийти к такому выводу?», «Что делал для того, чтобы найти ответ?», «С чего ты начинал, когда стал решать данный вопрос?», способствуют развитию у младшего школьника, рефлексии своих интеллектуальных действий, самостоятельности, умения аргументировать свое решение. Ребенок ощущает себя активным творцом на уроке, это укрепляет его собственное «я», заставляет задуматься над тем, что он делает и как он это делает.

При личностно - ориентированном обучении младших школьников приоритет отдан нестандартным урокам. Ученые выделяют ряд умений, необходимых учителю для подготовки и проведения нетрадиционного урока:

- демонстрация детям своего полного доверия;

- организация учащимся в формировании и уточнении целей и задач урока;

- организация сообщения нового материала в форме увлекательного диалога;

- организация саморефлексии достигнутого и действий детей; не нарушать единство логической структуры урока;

- исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

В настоящее время существует множество форм организации нестандартных уроков, которые занимают значительное место в начальной школе. Учитывая особенности младшего школьника (неустойчивость внимания, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности), учителя начальных классов используют на практике нетрадиционные формы организации обучения: урок - «КВН», урок - «встреча», урок - «эврика» и др.

Формы обучения младших школьников на уроках: коллективная и групповая работы побуждают учащихся к взаимодействию друг с другом, активизируют учение школьников и способствуют развитию личности учащихся. В условиях такого содержания и форм обучения на уроках при личностно - ориентированном обучении меняется позиция ученика, он становиться творцом, организатором своей учебной деятельности.


Список литературы


  1. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов – на - Дону, 1997. -С.126.

  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Просвещение, 1998. - С. 56.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение, 1996.




Похожие:

«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» icon«Дифференциация обучения на уроках литературы в контексте проблем личностно ориентированного образования»
Принципы индивидуализации и дифференциации обучения основательно разработаны в современных психолого-педагогических науках. При этом...
«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» iconТехнология проблемно- диалогического обучения
Современное обучение базируется на личностно ориентированном обучении, а личностно ориентированного обучения без проблемной составляющей...
«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» iconДоклад «Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств икт»
Цели и принципы личностно-ориентированного обучения
«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» icon«Школа 2100» «Перспектива» роп л. В. Занкова
Технология развивающего обучения, дидактическая система развивающего обучения Л. В. Занкова
«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» iconПриказ №247 с. Завьялово об итогах олимпиады младших школьников личностно-ориентированного обучения По итогам муниципального этапа олимпиады младших школьников Школ личностно-ориентированного обучения и на основании протоколов жюри
Объявить благодарность и наградить грамотами, дипломами комитета по образованию Администрации Завьяловского района команды учащихся,...
«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» icon«Исследование проблемы личностно-ориентированного обучения»
Предметом исследования являются условия формирования активности личности в учебном процессе и технологии обучения, ориентированные...
«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» iconУрок русского языка в 5-м классе
Эта технология тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Под критическим мышлением понимается проявление детской...
«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» iconЭкспертная таблица Анализ реализации личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия детей и с детьми в организационных формах обучения в доу
Анализ реализации личностно-ориентированного подхода к организации взаимодействия детей и с детьми
«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» iconРазвитие познавательной активности учащихся через применение различных форм личностно-ориентированного обучения на уроках биологии

«Технология личностно-ориентированного развивающего обучения» iconПротокол № от 20 г
Обоснование подпрограмм программы развития «Повышение качества образования в условиях личностно- ориентированного обучения в средней...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы