Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета icon

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета



НазваниеПояснительная записка рабочая программа учебного предмета
страница1/10
Дата конвертации24.12.2013
Размер1.96 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования» г. Сызрани городского округа Сызрань Самарской области




РАССМОТРЕНО на заседании МО

протокол № ____от

«_____»______20___г.

_____________(Е.Н.Сысуева)


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

____________(Н.Н.Федотова)

«_____»_______20___г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СОШ № 14 «Центр образования» г. Сызрани

__________(Е.Б.Марусина)

Приказ № _________________

«_____»_____________20___г.







^

ПРОГРАММА

учебного курса

по окружающему миру для 1 класса


УМС «Школа России»


Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМС «Школа России»)


Программу разработала

учитель начальных классов:

Сысуева Е. Н.


2013 год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМС «Школа России»).

В содержание курса интегрированы природоведческие, обществоведческие знания о человеке и природе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует содержанию данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

^ Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке и обществе. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.

Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Когда? Почему? Зачем? Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий в парки, в музеи. Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, и др.; уроки-путешествия. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в программе блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 учебных часов (33 недели), из расчёта два часа в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни.

Результаты изучения учебного предмета

В процессе изучения окружающего мира первоклассники получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

^ Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы.

  • Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.

  • Осознание своей культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур и национальностей.

  • Освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности.

  • Готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

  • Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

  • Установка на безопасный здоровый образ жизни.

^ Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • организация своей деятельности, подготовка рабочего места для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, и др.)

  • постановка учебно-познавательной задачи и сохранение её до конца учебных действий;

  • планирование (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) своих действий в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

  • действия согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

  • контролирование выполнения действий, внесение необходимых корректив (своих и учителя);

  • оценивание результата решения поставленных задач, нахождение ошибок и способов их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществление поиска информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы, личного опыта общения с людьми;

  • понимание информации, представленной в вербальной форме, изобразительной и др.,

  • применение для решения задач (под руководством учителя) логических действий анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • аргументированные ответы на вопросы, умение задавать вопросы;

  • умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;

  • умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам;

^ Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • умение различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

  • умение приводить примеры представителей разных групп растений (хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

  • характеристика изученных природных объектов и явлений, умение называть их существенные признаки, особенности внешнего вида (на примере своей местности);

  • наблюдение за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

  • характеристика признаков времён года, условий, необходимых для жизни растений и животных;

  • выполнение простых опытов по изучению свойств снега и льда, умение делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

  • использование готовых моделей (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений и др.;

  • исследование связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

  • умение воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;

  • узнавание государственной символики РФ;

  • осознание понятий Родина, родной край, малая родина;

  • умение различать прошлое и настоящее;

  • рассказ по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села, районного центра).

  • соблюдение правил личной гигиены, безопасных норм поведения в школе и других общественных местах;

  • составление и выполнение режима дня;

  • умение выбирать безопасную дорогу от дома до школы, соблюдение правил дорожного движения пешехода (сигналы светофора, дорожные знаки, дорожную разметку).



Содержание начального общего образования по учебному предмету (66 часов)

Человек и природа (27ч + 8ч резерв)

Времена года, их осо­бенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (темпе­ратура воздуха, облачность, осад­ки, ветер).

Природа - это то, что нас окружа­ет, но не создано человеком. При­родные объекты и предметы, соз­данные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные раз­меры и др.). Твердые тела, жидкости. Примеры явлений природы: смена времен года, сне­гопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, за­кат, ветер, дождь, гроза.

Солнце - бли­жайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и разме­рах Земли. Глобус как модель Земли.

Полезные ископаемые, их значе­ние, береж­ное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископае­мые родного края (2-3 примера) Условия, не­обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Водоемы, их разнообразие (река, море); исполь­зование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в приро­де, значение для живых организ­мов и хозяйственной жизни чело­века.

Условия, не­обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родно­го края, названия и краткая харак­теристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Усло­вия, необходимые для жизни жи­вотных (воздух, вода, тепло, пи­ща). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль жи­вотных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характе­ристика на основе наблюдений.

Человек - часть природы. Зависи­мость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана при­родных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, раститель­ного и животного мира.

Личная гигиена, физическая куль­тура, закаливание, игры на возду­хе как условие сохранения и ук­репления здоровья.

Россия на глобусе. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь.


^ Человек и общество (27ч + 4ч резерв)

Младший школьник. Правила по­ведения в школе, на уроке. Об­ращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаи­моотношений со взрослыми, свер­стниками, культура поведения в школе и других общественных мес­тах. Человек - член общества. Взаимо­отношения человека с другими людьми. Культура общения. Уваже­ние к чужому мнению.

Правила противопо­жарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Номера телефонов экстренной помощи. Прави­ла безопасного поведения на до­рогах.

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транс­порт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Ин­тернет.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная сим­волика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн Рос­сии; правила поведения при прослушивании гимна. Москва - столица России.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (об­ласть, край, ): назва­ние, основные достопримечатель­ности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности тру­да людей родного края, профес­сии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особен­ности быта. Име­на и фамилии членов семьи.


^ Резерв свободного учебного времени (12 часов) используется для более глубокого изучения материала, который расширяет представления обучающихся о природе, обществе и закономерностях окружающего мира; способствует воспитанию любви к своей Родине, формированию опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде; формированию системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

Основное содержание раскрывается через круг вопросов, сгруппированных в темы:



Тема

Обеспечивает

1

Введение

Знакомство с учебником, его персонажами, рабочей тетрадью, тетрадью «Проверим себя», атласом-определителем. Умение задавать вопросы об окружающем мире. Знакомство со школой, освоение важнейших правил поведения в школе, территорией школы, ближайшими окрестностями, безопасной дорогой от дома до школы.

2

Что и кто?

Формирование представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдаётся самому близкому, тому, что доступно непосредственному опыту детей.

3

Как, откуда и куда?

Познание обучающимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.

4

Где и когда?

Развитие представлений детей о пространстве и времени.

5

Почему и зачем?

Формирование опыта причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной деятельности.

6

Заключение





Учебное содержание в каждой теме выстраивается, в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь от темы к теме, учащиеся вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

Тематическое планирование составлено в соответствии с первым (исходным) вариантом Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе Концепции стандарта второго поколения.


^ Наименование разделов и тем

Количество часов

общее

на экскурсии

на практические работы

Введение

6

6

-

Что и кто?

19

5

6

Как, откуда и куда?

12




2

Где и когда?

10




-

Почему и зачем?

19




1

Итого

66

11

9



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconРабочая учебная программа по курсу «Математика» 1 класс Составитель: Кукуруза Е. Л. учитель начальных классов
...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования второго поколения, 2011 г
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconНовышева Анна Ивановна, учитель музыки мбоу сош №8 2011-2012 учебный год пояснительная записка к рабочей программе по музыке для 1 класса рабочая программа
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Государственного стандарта начального образования по искусству. Рабочая...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по окружающему миру 3 класс Учитель: Шаматонова Т. А. 2011 2012 учебный год Пояснительная записка
Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» для 6 класса 2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconГузаерова Венера Агелтдиновна учитель географии С. Ябалаково 2012 пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа курса математика для 4 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (4 часа в неделю. Всего 136 часов) г. Мегион, 2012 Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Математика»
Примерной программы для общеобразовательных учебных заведений по предмету, а так же на основе программы, разработанной авторами М....
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного курса «алгебра и начала анализа» в 11 классе (Профильный уровень) пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа России", а...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы