«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) icon

«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович)



Название«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович)
Дата конвертации01.10.2012
Размер30.1 Kb.
ТипДокументы
источник

«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович)


О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились и воины-богатыри, и обыкновенные землепашцы. Общими у них были только любовь к родине и желание в любую минуту встать на ее защиту.

Когда воссияло солнце красное

На тое ли на небушко на ясное...

Такими словами начинается русская былина «Вольга и Микула Селянинович».

Язык былины отличается необыкновенной образностью, которая достигается за счет использования большого количества сравнений и эпитетов. Долгое время, передавая из уст в уста сказания и былины, люди изменяли текст, подбирая все более и более выразительные образы.

Очень ярко описана в былине природа. «Воссияло солнце красное», - как красиво и, что главное, сильно сказано. Я сразу представляю себе, как восходит солнышко, такое доброе и теплое, «красное», то есть красивое. Наши предки обожествляли солнце, ведь это источник жизни на земле, щедро дарящий всем свое тепло. Восходит оно на «небушко на ясное» - я представляю себе кристально чистое голубое небо, на котором нет ни облачка, прозрачное-прозрачное. И все: я уже практически «живу» в былине, жду, а что же будет дальше.

А дальше:

Тогда зарождался молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович.

Ведь как здорово, не правда ли? Рождение былинного богатыря сравнивается с восходом солнца - сразу определяются значимость этого героя, его высокое положение. Так же, очень ярко и сильно, описана пора взросления Вольги. Сравнение князя с солнцем - прием, характерный для русских былин.

В былине очень ярко подчеркиваются мощь и сила другого богатыря - Микулы Селяниновича. Сначала Вольга с дружиной только услышали «оратая»:

Орет в поле оратай, посвистывает,

Сошка у оратая поскрипывает,

Омешики по камешкам почиркивают.

Казалось бы, спустя некоторое время они уже должны были его увидеть - но нет! Чтобы увидеть пахаря, им пришлось ехать целых три дня. Богатырь-пахарь был наделен такой невообразимой силой, что шум от его работы раздавался на огромное расстояние, и пахал он так быстро, что даже княжеская дружина не смогла догнать обычного пахаря.

И так вся былина: что ни слово - то образ, да еще какой! Например:

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя.

Мне кажется, лучше сказать просто невозможно. Я искренне восхищаюсь произведениями народного творчества и считаю их вершиной всего искусства вообще. Они создавались веками и вобрали в себя всю мудрость русского народа. Это относится как к народным песням и музыке, так и к былинам, которые по традиции исполнялись как песня и чаще всего сопровождались игрой на гуслях.

Центральным моментом былины является, как мне кажется, эпизод, где описывается, как вся дружина Вольги пытается выдернуть из земли соху Микулы и не может этого сделать. А сам Микула с легкостью

...одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул...

Бросил сошку за ракитов куст.

Я думаю, что образ Микулы символизирует весь простой народ, народ-богатырь, который является истинной опорой Русского государства в отличие от князя Вольги и его дружины. Даже лошадь Микулы Селяниновича ему под стать: она еще только «идет ступью», а конь Вольги уже за ней не успевает и поэтому «поскакивает», а уж когда «у оратая кобыла грудью пошла», Вольгин конь и вовсе «да оставается». И очень характерно заканчивается былина: Вольга интересуется, как же зовут такого могучего богатыря. На что Микула ему дает ответ, но какой! Он не просто говорит: «Я такого-то роду-племени, зовут меня так-то и так-то». Нет! Он представляет себя неразрывно связанным с простым народом, с «мужичками», такими же пахарями, как и он сам:

...А тут станут мужички меня похваливати:

«Молодой Микула Селянинович!»




Похожие:

«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconПрограмма летнего чтения 7 класс Русская литература Былины. «Добрыня и змей»
Былины. «Добрыня и змей»; «Вольга и Микула Селянинович»; «Святогор и Илья Муромец»; «Садко»
«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconСписок литературы для чтения 7 класс
Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко»
«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconКнига в жизни писателей
«Вольга и Микула Селянинович». Былинный богатырь как представление народа о национальном герое. Композиция былины. Изобразительно-выразительные...
«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconЛитература для чтения летом 7 класс Святогор и Микула Селянинович. Илья Муромец и Соловей-разбойник (былины). Повесть о Петре и Февронии Муромских
Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. Русские женщины. Железная дорога
«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconКонспект урока по теме: Люди Древней Руси
Картины: В. Васнецова «Богатыри», М. Врубеля «Микула Селянинович», П. Корина «Александр Невский», И. Глазунова «Дмитрий Донской»,...
«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconКультура Древней Руси Особенности культуры Древней Руси древние мифы
Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название...
«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconТема урока. Механические силы: сила тяжести, сила упругости и сила трения. Цели урока
Цели урока: Систематизировать знания; формировать умения наблюдать, анализировать
«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconК 15-летию ансамбля «былина»

«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconПедагог мбоу дод црт высшей категории Т. Н. Ковалева Формирование личности воспитанника, средствами народной музыки (17-летний опыт ансамбля ложкарей «Былина» црт)
Формирование личности воспитанника, средствами народной музыки (17-летний опыт ансамбля ложкарей «Былина» црт)
«Поэтическая сила» былины (былина «Вольга и Микула Селянинович) iconПоэтическая тетрадь «мой край родной» Орлов Кирилл, 10 класс

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы