Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» icon

Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»



НазваниеИзображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Дата конвертации01.10.2012
Размер27.43 Kb.
ТипДокументы
источник

Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»


Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Д. И. Фонвизин

В начале XVIII в. Россия вела упорную борьбу со Швецией за выход к Балтийскому морю. Это была война и за то, станет ли Россия великой державой. Вокруг преобразователя страны Петра I сплотились передовые люди разных сословий, но больше всего из дворян. Ведь дворянство являлось той главной силой, на которую опирался царь. Чтобы вывести страну из кризиса, нужны были дельные, энергичные и образованные люди. И тогда Петр стал «вытаскивать» дворянских детей из родительских домов, делать их офицерами, моряками, чиновниками. Он запрещал недорослям жениться, прежде чем они познают науки, отрывал баловней от насиженных мест и посылал учиться за границу.

Так начинался золотой век дворянства. Так поднималось сословие, которому были даны все права и из которого вышло много знаменитых людей. К концу XVIII в. образованность стала отличительной чертой дворянства. Но и в это время во всех уголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели ничем себя утруждать и жили, как их предки сотни лет назад.

О таких господах комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. По распространенному тогда в литературе приему фамилии героев говорили сами за себя. Это одна группа дворян. Другая - Стародум, его племянница Софья и Правдин. Эти герои олицетворяли для писателя все лучшее в тогдашнем дворянстве, да и фамилии их красноречивы.

Упоминается еще одна группа дворян - придворные. Стародум рассказывает о порядках при дворе, где он не ужился. Там «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, что на земи». Денис Иванович и сам неловко чувствовал себя у трона императрицы. И читатель понимает, что автор не относит большинство придворных к настоящему дворянству по духу и чести.

Но каковы же простаковы и скотинины? Чем заняты эти люди, какие у них интересы, привычки, привязанности?

Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и, следовательно, были эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жили зажиточно, а другие - потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Простакова жалуется брату: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Простакова - «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома». Со слугами и наемными людьми она обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Под стать ей и сын, лодырь, обжора и озорник. Его глупость и невежество вошли в поговорку, а у милой маменьки вызывают умиление.

Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. Он «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить». Отсюда ясно, что он был казнокрадом и взяточником. Впрочем, и умер он как скряга.

Свою власть и «превосходство» Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей тиранить людей, бить их, а ее сынку Митрофану - бездельничать. Уже в XVIII в. дворяне стали объяснять свои привилегии тем, что они образованное сословие, а крестьяне темны. Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков. Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Скотинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать хохота ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки.

Так писатель заставляет читателей задумываться над тем, почему одни люди владеют другими и распоряжаются их имуществом и счастьем. Так же заставлял он дворян быть образованнее и лучше.

В финале комедии чиновник Правдин берет в «опеку... дом и деревни» Простаковой. Порок, как и должно быть, наказан. Но мы знаем, что скотинины и простаковы долго еще мучили народ. К сожалению, даже среди тех, кто сегодня имеет власть распоряжаться нашими судьбами, немало простаковых и скотининых, из которых «всякий того и смотрит, что на покой».




Похожие:

Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconОбраз Митрофанушки в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Одним из главных героев комедии «Недоросль»
Одним из главных героев комедии «Недоросль» Фонвизина является Митрофан Терентьевич Простаков. Имя Митрофан означает «подобный»,...
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconНоминация «Лингвистика» (литература)
Инвективная речь как средство характеристики геоев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconКомическое и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Воспитательная цель литературы, учение о трех «штилях», в которых писались произведения, употребление практически только литературных...
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconВоспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»
Вместе с появлением первых людей на Земле возникла проблема воспитания. Эту проблему пытались решить превобытные люди и жители Древней...
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconДобро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Во все времена во всех произведениях основной частью сюжета была борьба добра и зла внутри человека. В «Недоросле» ситуация упрощена...
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconДраматургия Д. И. Фонвизина Комедия «Недоросль»
Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-м классе(102 часа) на 2009-2010 уч год Учитель Ивашева И. И. № п п Дата Тема урока Примечание
Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconДокументи
1. /Недоросль/Денис Иванович Фонвизин - Недоросль.txt
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconДокументи
1. /Биография Фонвизина/Биография Фонвизина.doc
Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» iconЖизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I
Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы