Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза»
Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» icon

Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза»



НазваниеРоль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза»
Дата конвертации01.10.2012
Размер28.32 Kb.
ТипДокументы
источник

Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»


Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.

В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» - это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.

В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу... по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок... На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни...»

Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного. Ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы... везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света».

Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе не испытанное ею чувство.

Несмотря на то что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.

Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом. Они любят друг друга, и ее ощущения тут же меняются: «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты.

Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись... всего чаще под тению столетних дубов... - дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».

Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «...ни одной звездочки не сияло на небе... Между тем блеснула молния и грянул гром...» Эта картина не только раскрывает душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда. Она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и свидетельствует о недобром финале.

Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью. Она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни.

Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажные зарисовки просто недопустимо, потому что именно они помогают читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.




Похожие:

Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconМаленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconИзображение внутреннего мира героев в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Мациевская Анна Олеговна, ученица 9 класса мбоу «Ребрихинская cош»
Сентиментализм как художественный метод в русской литературе 18 века
Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconЧем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Н. М. Карамзин является одним из наиболее ярких представителей русского сентиментализма. Все его произведения проникнуты глубокой...
Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconФ. И. Фонвизин «Недоросль» ж-б. Мольер «Мещанин во дворянстве» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconСписок литературы для чтения летом. 9 класс Н. Карамзин. «Бедная Лиза»

Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconОбраз «тургеневской» девушки (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
«тургеневская девушка». В романе «Рудин» «тургеневская девушка» Наталья Ласунская, в «Дворянском гнезде» Лиза Калитина. Ну и, конечно,...
Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconКросс наций 2011
Мы выставили участников на всех дистанция и показали хорошие результаты. В младшей группе на дистанции 500м Набатникова Лиза заняла...
Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconЕрмолай Еразм. «Житие Петра и Февронии Муромских»
Внеклассное чтение. Древнерусские повести: «Повесть о Басарге» и «Повесть о Дракуле»
Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconАрхипова Юля Заместитель председателя – Ширшова Лиза

Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» iconН. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» идругие «Петербургские повести». Урок
«Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект» и другие «Петербургские повести»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы