Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» icon

Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»



НазваниеМолчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
Дата конвертации01.10.2012
Размер26.16 Kb.
ТипДокументы
источник

Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова


В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает жизнь московского общества, рисует целый ряд образов, весьма характерных для того времени. Исключением из этого ряда является Александр Андреевич Чацкий, который не приемлет сложившихся в этом обществе установок и в результате объявляется «сумасшедшим», «безумным». Во всех остальных героях есть общие черты - те самые, которые позволяют им выживать в современном обществе. Ярче всего эти черты проявляются в характере Алексея Степановича Молчалина.

Речь здесь идет не о тех достоинствах Молчалина, которые он сам упоминает в разговоре с Чацким («умеренность и аккуратность»). Под «молчалинскими» надо понимать и «бессловесность», присущую в некоторые моменты всем, даже самым значительным, героям, и умение «сгибаться вперегиб», когда «надо подслужиться», а самое главное - привычку всегда принимать чужое мнение, любить все, что остальные ставят в пример. Молчалин, как и Фамусов, считает зависимость от других основным законом жизни. Он скромен и услужлив только потому, что «в чинах …небольших», не может обойтись без «покровителей», даже если ему приходится всецело зависеть от других.

Искренний карьеризм и притворная любовь несовместимы, попытка соединить их оборачивается для Молчалина унижением и падением пусть с небольшой, но уже взятой им служебной высоты.

Можно проследить, как все эти черты то и дело проявляются у большинства героев комедии. Своеобразным призывом, требованием соблюдать правила служит реплика Фамусова, произнесенная уже в первом действии: «Молчать!» Тем самым он не только приструнивает окружающих, но и определяет основной принцип существования в обществе: «Молчи - и тебя никто не будет трогать». Здесь заметна авторская ирония: именно те, к кому обращен возглас Фамусова, и не желают соблюдать это необходимое требование. Это Софья, которая, по мнению Молчалина, слишком откровенна («хочу - люблю, хочу - скажу»), и Лиза, для которой в отличие от прочих обитателей Москвы еще существуют понятия преданности и любви.

Фамусов после самого Молчалина играет, наверное, самую значительную роль в раскрытии понятия «молчалинского». Его монолог про дядю, Максима Петровича, является своего рода гимном всему «молчалинскому».

Фамусов - убежденный защитник морали «века минувшего». По его мнению, жить правильно - это значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться, «на старших глядя». Сам Фамусов весьма активно следует примеру собственного дяди. Он лебезит перед Скалозубом, поскольку тот может повлиять на его благосостояние, женившись на Софье. Главный вопрос для Фамусова - вопрос о службе. Как полагает Фамусов, истинная цель службы - сделать карьеру, «достигнуть степеней известных» и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. К людям, которым это удается, например Скалозубу, или к тем, кто к этому стремится, как Молчалин, Фамусов относится с одобрением, признавая в них своих единомышленников.

Не являются исключением и другие герои комедии. Одни не боятся высказывать свои мысли, но лишь потому, что их более высокое положение позволяет им рассчитывать на всеобщее признание собственного мнения. Знаменитая Татьяна Юрьевна, видимо, пользуется непререкаемым авторитетом и при случае может оказать «покровительство». Грозная княгиня Марья Алексеевна приводит в трепет даже самого Фамусова. Другие умеют в нужный момент оказать услугу в надежде на благоволение. На этой почве случайно брошенная реплика Софьи о сумасшествии Чацкого становится в мгновение ока всеобщим мнением.

Тема «молчалинского» в комедии развивается постепенно и достигает высшей точки в седьмом явлении четвертого действия. Решающей становится реплика, которая отнюдь не случайно произносится всеми героями комедии «вместе»: «Да как вы! Можно ль против всех! Да почему вы? стыд и смех». Действительно, в этом обществе совершенно невозможно идти против всех. Примером становится Чацкий, в финале комедии покидающий Москву навсегда.




Похожие:

Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconТест по литературе 9 класс Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова: «Кто беден, тот тебе не пара»?
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconКак воспринимает Чацкого Софья? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых,...
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconУрок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (9 класс) Тема урока: 2 действие комедии. Обучение анализу монологов
Портрет А. С. Грибоедова, портреты Фамусова, Скалозуба, Чацкого, иллюстрации к произведению
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconИдеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»
Горе от ума социально-политическая комедия. В ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени, которые легко перечислить:...
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconСвоеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»
Репетилова, который якобы участвует в серьезном революционном кружке. Чацкий, казалось бы, ни в каких подобных затеях участия не...
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconТочность, яркость и образность языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Грибоедов считал, что в основе литературного языка должна быть живая русская народная речь. Он горячо протестовал против засорения...
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconКонфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и др.). По окончании работы над своим...
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconТема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье,...
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconЖизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I
Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени....
Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» iconУрок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Последняя встреча с чиновниками города N
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы