|
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» - социально-политическая комедия. В ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени, которые легко перечислить: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Зная принципы декабристских организаций, можно заметить, что все те же самые претензии декабристы предъявляли к современному им высшему обществу. С одной стороны, Чацкий, в отличие от Репетилова, формально ни в каких тайных организациях не участвовал, поэтому связь этого образа с декабристами усматривается только косвенно. Так, в комедии отразились не только этические, но и эстетические воззрения декабристов. Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения XVIII в. и романтизма и получила название «гражданский романтизм». Этика, то есть нравственные законы, обязывали героев произведений декабристов воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Лирические герои поэзии Рылеева и Раевского считают, что «для пользы ближнего жить - сладкая мечта». Чацкий тоже ни слова не говорит о своей личной выгоде. Он стремится быть любимым, но не это чувство заставляет его нападать на гостей Фамусова. Остроумный, красноречивый Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается. Его неутомимый ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал. Знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?» выставляет дворян, живущих по канонам XVIII в., недостойными, а порой и бесчестными людьми. Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту «и жизнь и честь его спасали». В другом монологе («Французик из Бордо...») Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному. В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы», а не «я». Это тоже неявный намек: Чацкий не одинок в своем стремлении к переменам. Ни имен, ни узнаваемых личин в тексте нет, но есть круг людей, которые присутствуют в речи персонажей, и их можно отнести к единомышленникам Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать», это профессора Петербургского педагогического института, осуждаемые Фамусовым, племянник княгини Тугоуховской князь Федор - химик и ботаник. Почему же Чацкий, имея столько близких по духу людей, в комедии оказывается один на один с людьми, отнюдь не близкими ему по духу? Возможно, автор хотел таким образом показать, до какой степени еще мало людей, способных на здравый протест, да и просто здравомыслящих. Но, хотя воин в поле пока еще один, то там то сям мелькают образы тех, кто встал бы на его защиту. Так, словно издалека, сходятся люди, противостоящие косному Фамусову и его гостям. Чацкий как герой произведения не только воплощает этику и эстетику декабристов, но имеет много общего и с реальными историческими лицами. Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев. Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым, написавшим «Философические письма», за которые был оригинально наказан - объявлен сумасшедшим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский. Комедия «Горе от ума» была написана за год до восстания декабристов. События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площади и в какой-то мере предсказали их исход. Как слишком мало было восставших, чтобы получить действенные результаты, так и Чацкий одинок на страницах Грибоедова. Как многим пришлось покинуть столицы, уехать в ссылку или на каторгу на край земли, так и Чацкий, безусловно проигравший, покидает сцену, неизвестно куда направляясь. Но в мыслях читателей, зрителей должен был остаться этот сильный образ, чтобы потом, когда-нибудь «из искры возгорелось пламя». Комедия «Горе от ума» внесла огромный вклад в развитие русской литературы, и идеи Грибоедова и декабристов не были забыты. |
![]() | Тест по литературе 9 класс Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова: «Кто беден, тот тебе не пара»? | ![]() | Как воспринимает Чацкого Софья? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых,... |
![]() | Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» Репетилова, который якобы участвует в серьезном революционном кружке. Чацкий, казалось бы, ни в каких подобных затеях участия не... | ![]() | Урок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (9 класс) Тема урока: 2 действие комедии. Обучение анализу монологов Портрет А. С. Грибоедова, портреты Фамусова, Скалозуба, Чацкого, иллюстрации к произведению |
![]() | Молчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» «сумасшедшим», «безумным». Во всех остальных героях есть общие черты те самые, которые позволяют им выживать в современном обществе.... | ![]() | Точность, яркость и образность языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» А. С. Грибоедов считал, что в основе литературного языка должна быть живая русская народная речь. Он горячо протестовал против засорения... |
![]() | Конфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и др.). По окончании работы над своим... | ![]() | Тема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье,... |
![]() | «Горе от ума» к вам Александр Андреевич Чацкий… | ![]() | А. С. Грибоедова «Горе от ума» Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся диплом Радищева. Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе.... |