Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» icon

Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»



НазваниеИдеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»
Дата конвертации01.10.2012
Размер26.69 Kb.
ТипДокументы
источник

Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


«Горе от ума» - социально-политическая комедия. В ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени, которые легко перечислить: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

Зная принципы декабристских организаций, можно заметить, что все те же самые претензии декабристы предъявляли к современному им высшему обществу. С одной стороны, Чацкий, в отличие от Репетилова, формально ни в каких тайных организациях не участвовал, поэтому связь этого образа с декабристами усматривается только косвенно.

Так, в комедии отразились не только этические, но и эстетические воззрения декабристов. Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения XVIII в. и романтизма и получила название «гражданский романтизм». Этика, то есть нравственные законы, обязывали героев произведений декабристов воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Лирические герои поэзии Рылеева и Раевского считают, что «для пользы ближнего жить - сладкая мечта». Чацкий тоже ни слова не говорит о своей личной выгоде. Он стремится быть любимым, но не это чувство заставляет его нападать на гостей Фамусова.

Остроумный, красноречивый Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается. Его неутомимый ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал. Знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?» выставляет дворян, живущих по канонам XVIII в., недостойными, а порой и бесчестными людьми. Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту «и жизнь и честь его спасали». В другом монологе («Французик из Бордо...») Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному.

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы», а не «я». Это тоже неявный намек: Чацкий не одинок в своем стремлении к переменам. Ни имен, ни узнаваемых личин в тексте нет, но есть круг людей, которые присутствуют в речи персонажей, и их можно отнести к единомышленникам Чацкого. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать», это профессора Петербургского педагогического института, осуждаемые Фамусовым, племянник княгини Тугоуховской князь Федор - химик и ботаник. Почему же Чацкий, имея столько близких по духу людей, в комедии оказывается один на один с людьми, отнюдь не близкими ему по духу? Возможно, автор хотел таким образом показать, до какой степени еще мало людей, способных на здравый протест, да и просто здравомыслящих. Но, хотя воин в поле пока еще один, то там то сям мелькают образы тех, кто встал бы на его защиту. Так, словно издалека, сходятся люди, противостоящие косному Фамусову и его гостям.

Чацкий как герой произведения не только воплощает этику и эстетику декабристов, но имеет много общего и с реальными историческими лицами. Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев. Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым, написавшим «Философические письма», за которые был оригинально наказан - объявлен сумасшедшим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский.

Комедия «Горе от ума» была написана за год до восстания декабристов. События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площади и в какой-то мере предсказали их исход. Как слишком мало было восставших, чтобы получить действенные результаты, так и Чацкий одинок на страницах Грибоедова. Как многим пришлось покинуть столицы, уехать в ссылку или на каторгу на край земли, так и Чацкий, безусловно проигравший, покидает сцену, неизвестно куда направляясь. Но в мыслях читателей, зрителей должен был остаться этот сильный образ, чтобы потом, когда-нибудь «из искры возгорелось пламя».

Комедия «Горе от ума» внесла огромный вклад в развитие русской литературы, и идеи Грибоедова и декабристов не были забыты.




Похожие:

Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconТест по литературе 9 класс Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова: «Кто беден, тот тебе не пара»?
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconКак воспринимает Чацкого Софья? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых,...
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconСвоеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»
Репетилова, который якобы участвует в серьезном революционном кружке. Чацкий, казалось бы, ни в каких подобных затеях участия не...
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconУрок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (9 класс) Тема урока: 2 действие комедии. Обучение анализу монологов
Портрет А. С. Грибоедова, портреты Фамусова, Скалозуба, Чацкого, иллюстрации к произведению
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconМолчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
«сумасшедшим», «безумным». Во всех остальных героях есть общие черты те самые, которые позволяют им выживать в современном обществе....
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconТочность, яркость и образность языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Грибоедов считал, что в основе литературного языка должна быть живая русская народная речь. Он горячо протестовал против засорения...
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconКонфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и др.). По окончании работы над своим...
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconТема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье,...
Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» icon«Горе от ума» к вам Александр Андреевич Чацкий…

Идеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconА. С. Грибоедова «Горе от ума» Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся диплом
Радищева. Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы