Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»
Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» icon

Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»



НазваниеСвоеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»
Дата конвертации01.10.2012
Размер32.25 Kb.
ТипДокументы
источник

Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»


«Горе от ума» - это социально-политическая комедия. Грибоедов показывает в ней свое видение русской жизни после Отечественной войны 1812 г., и основной конфликт этой комедии по сути своей социально-политический. Правда, о политике здесь не говорится ничего. Напротив, политические баталии присутствуют только в разговорах забавного персонажа Репетилова, который якобы участвует в серьезном революционном кружке. Чацкий, казалось бы, ни в каких подобных затеях участия не принимает, но вместе с тем разительно отличается от всех окружающих. В чем же это отличие?

Сравним Чацкого и фамусовское общество, первым представителем которого является сам Фамусов. Жизненные идеалы его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», презирать вольнодумство, быть покорным перед лицом вышестоящих, а главное - быть богатым. В своих монологах Фамусов апеллирует к высшим авторитетам - неким неизвестным читателю Максиму Петровичу и дяде Кузьме Петровичу.

Покойник был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Кузьма Петрович! Мир ему!

Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Образ Чацкого совершенно иной. Это человек, больше всего ценящий собственное достоинство и свой ум - то, чего не могут понять представители фамусовского общества. С одной стороны, это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. С другой, в его портрете нет черных красок, мы не знаем ни одного недостатка Чацкого, и на фоне окружающих его людей-карикатур он выглядит действительно странно. Пожалуй, только излишняя язвительность выдает в нем несовершенство.

Чацкого можно было бы назвать лучшим представителем своего поколения. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, невежество, лжепатриотизм. Он клеймит глупость и бесчестность людей высшего света, для любого представителя фамусовского общества он находит меткое и безжалостное слово.

Диалоги Фамусова и Чацкого - это борьба невежества и ума, бесчестности и чести. В начале комедии оба еще не знают о том, что им предстоит стать врагами. Фамусов - воспитатель Чацкого, он настроен благосклонно и даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий бросает в ответ:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

С этого момента завязывается конфликт, и постепенно становится ясно, что это конфликт Чацкого со всеми, борьба с целым миром.

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя! -

Восклицает Фамусов. И слышит в ответ монолог Чацкого «А судьи кто?». В этом монологе Чацкий обрушивается со всей силой на «прошедшего житья подлейшие черты».

Каждый новый персонаж, появляющийся на рауте Фамусова, неизбежно становится в оппозицию к Чацкому. Каждому Чацкий показывает его недостатки и получает в ответ закономерную неприязнь. Сплетни расползаются, каждый вновь прибывший стремится уколоть «нахала». Да, он привык не обращать внимания на «светскую чернь» - расхожее выражение аристократической богемы того времени. Но удар ему наносит любимый человек. Софья Фамусова оказалась плоть от плоти своего отца, и она также спешит очернить влюбленного в нее молодого человека, так как не чувствует духовной близости к нему. Для Чацкого этот удар становится роковым.

В четвертом действии, когда становится ясно, что Софья не любит его, а предпочитает низкого Молчалина, Чацкий понимает, что потерпел полный крах. Предательства любимого человека он не может перенести и покидает фамусовскую Москву навсегда. Это полное фиаско героя. Его трагедия в том, что он один на один вышел против общества и не смог победить.

Социально-политические мотивы комедии остаются неясными, они вынесены за скобки повествования. Пока конфликт носит частный характер, действие комедии напоминает семейный скандал: Чацкий, выросший в этом обществе, считавший, что у него есть там друзья, возвращается туда взрослым человеком со сформировавшимися взглядами и обнаруживает, как сам он изменился. Очень много осталось за рамками комедии. Что так повлияло на характер Чацкого? Есть ли у него настоящие друзья и единомышленники? Нам это неизвестно.




Похожие:

Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconКак воспринимает Чацкого Софья? (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых,...
Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconИдеи декабризма в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума»
Горе от ума социально-политическая комедия. В ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени, которые легко перечислить:...
Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconТест по литературе 9 класс Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова: «Кто беден, тот тебе не пара»?
Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconУрок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (9 класс) Тема урока: 2 действие комедии. Обучение анализу монологов
Портрет А. С. Грибоедова, портреты Фамусова, Скалозуба, Чацкого, иллюстрации к произведению
Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconМолчалинское в героях комедии А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
«сумасшедшим», «безумным». Во всех остальных героях есть общие черты те самые, которые позволяют им выживать в современном обществе....
Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconТочность, яркость и образность языка комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
А. С. Грибоедов считал, что в основе литературного языка должна быть живая русская народная речь. Он горячо протестовал против засорения...
Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconКонфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и др.). По окончании работы над своим...
Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconТема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье,...
Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» icon«Горе от ума» к вам Александр Андреевич Чацкий…

Своеобразие конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «Горе от ума» iconА. С. Грибоедова «Горе от ума» Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся диплом
Радищева. Новикова, Фонвизина. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы