Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» icon

Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин»



НазваниеТемы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин»
постоянно проявляет себя
Дата конвертации01.10.2012
Размер32.76 Kb.
ТипДокументы
источник

Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


«Евгений Онегин» - это роман, но в то же время это лирическое произведение, в котором автор постоянно проявляет себя. Наиболее ярко присутствует автор в лирических отступлениях, которые разбросаны по тексту романа. Они могут быть не связаны с ходом действия, но чаще всего возникают по ходу повествования, по тому или иному поводу.

Одно из наиболее любимых моих лирических отступлений - это отступление о театре. Онегин, разочарованный во всем, приезжает на балет уже к его концу, потому что его не интересует искусство, он глубоко равнодушен и к неподражаемой, «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло:

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился - и зевнул.

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел».

Для Пушкина же театр - «волшебный край». В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам. Тут и Фонвизин - «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и «снискавший слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, «воскресивший» на русской сцене «Корнеля гений величавый», и «колкий Шаховской», и замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер Карл Дидло.

Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Лирическое отступление во многом усугубляет и наше понимание недопустимой «глухоты» героя к прекрасному. Здесь нет прямой оценки этого явления, но зато есть необычайный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина и одновременно величие русской театральной культуры, ее подлинных ценителей, каким был сам Пушкин.

Сердце Онегина остыло, оно не принимает любви Татьяны, потому что представляет себе любовь лишь как потребность играть, соблазнять. По этому поводу и появляется прекрасное лирическое отступление.

Две стихии любви, два понимания ее - авторское и онегинское - отчетливо проступают в знаменитом лирическом отступлении о «ножках», поначалу игривом и ироническом, постепенно переходящем в другую тональность - к высокой патетике и взволнованному лиризму:

Дианы грудь, ланиты Флоры

Прелестны, милые друзья!

Однако ножка Терпсихоры

Прелестней чем-то для меня…

Самый подбор этих образов, весь комплекс определений, даже предметно-изобразительный фон («длинная скатерть столов», камин, «зеркальный паркет зал») говорят о бездумно легком отношении к женщине, имитации и искусственности переживаний главного героя.

И вдруг неудержимым потоком хлынула поэзия, заговорила подлинная страсть, зазвучал голос горячего сердца:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим шумной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Нет, никогда средь пылких дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых Армид,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси, полные томленьем;

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

Как писал один из исследователей романа Г. А. Гуковский, в этом лирическом отступлении «торжествует» тема поэта, неожиданно ворвавшаяся в мир паркетных зал и паркетных чувств: «Атмосфера зала исчезла. На ее месте - романтически грандиозная картина природы, бурного моря, связанная с темой бури страсти. И лексический колорит, и семантика строфы осуществляют единый замысел ее: здесь уже не “ножки”, а просто и прямо сказанное: “с любовью лечь к ее ногам”, “коснуться милых ног устами”».

Эти два лирических отступления, конечно, не единственные в романе «Евгений Онегин», но, на мой взгляд, являются очень яркими, выразительными, показывающими мастерство Пушкина-поэта, Пушкина-художника.




Похожие:

Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconСны и письма в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин»
«Евгений Онегин» выдающееся произведение Александра Сергеевича Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя...
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconАвторская ирония в романе «Евгений Онегин» «Евгений Онегин»
Но то, что бросается в глаза моментально, это веселая, тонкая, остроумная и неподражаемая пушкинская ирония. Авторская интонация...
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconДокументи
1. /Евгений Онегин/Александр Сергеевич Пушкин - ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН.txt
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconТема одиночества в романе «Евгений Онегин» Онегин ведет образ жизни «золотой молодежи»
Онегин ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился «чему-нибудь...
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconСонет и онегинская строфа по роману «Евгений Онегин» и другим произведениям А. С. Пушкина
Сонет и онегинская строфа по роману «Евгений Онегин» идругим произведениям А. С. Пушкина
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconРеферат на тему: «Женские образы в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\"»
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, основоположник новой русской литературы,...
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconТема урока Теория литературы
Роман «Евгений Онегин» в контексте европейской литературы. Автор и его герой в романе
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconРассказ поэма Яркими представителями «темного царства»
Определите, кому из героев романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина соответствуют эти характеристики
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconРезультат
Использование элементов русского фольклора (приметы, поверья, обряды) как средство создания Пушкина (на примере исследования 4, 5,...
Темы лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» iconА. С. Грибоедов «Горе от ума». А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Поэма

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы