Историческая основа «Капитанской дочки» icon

Историческая основа «Капитанской дочки»



НазваниеИсторическая основа «Капитанской дочки»
Дата конвертации01.10.2012
Размер26.52 Kb.
ТипДокументы
источник

Историческая основа «Капитанской дочки»


«...Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло...»

А. С. Пушкин. Капитанская дочка

Бунт Пугачева во времена Пушкина стал историей, как для нас историей стала Вторая мировая война. Сложность в том, что мы по сей день уверены: фашистские захватчики были неправы изначально, ступив на чужую землю, за ними нет исторической правды. Во времена Пушкина слишком много означали слова о вольности, чтобы безоговорочно «приговорить» бунтовщиков. Перед ним стояла задача отразить значение пугачевского бунта с соблюдением исторической справедливости.

Главный герой, трогательный мальчик Петруша Гринев, был защитником крепости, которую осадили и взяли бунтовщики. Всем жителям и защитникам крепости Пугачев предлагал выбор: поцеловать ему руку и признать свои царем либо умереть. Ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем русским дворянством не позволила Гриневу выбрать жизнь. Ему присущи доблесть, достоинство, благородство, верность. Он готов умереть, но его слуга Савельич спасает его от смерти. Пугачев приглашает Петрушу на пир и после ведет с ним разговор с глазу на глаз. В этот момент между ними происходит словесная дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гриневе-ребенке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: «А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!»

Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Дело в том, что каждый из них защищал правду. Только Гринев защищал правду «дворянскую», а Пугачев - «крестьянскую». Прав Пугачев, поскольку пытался делать добро своим, крестьянам, казакам, жестоко наказанным преступникам - бедноте. Прав и Петруша, оберегая свою честь и спокойствие страны. Но друг в друге они сумели увидеть не врагов, а таких же людей, как и они сами. Особенно было важно для Пушкина, что Гринев понял своего палача. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу. Песня «Не шуми, мати, зеленая дубровушка», которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше их обреченность и готовность идти на виселицу. Гринев жалел Пугачева и хотел уговорить его сдаться властям.

Таким образом, Пушкин показывал, что диалог между мужиком и дворянином возможен, если это будет диалог людей, а не озверевших бойцов за свою правду. Каждый может понять другого, но на всечеловеческой основе, не оглядываясь на личные симпатии и обиды.

Пушкин многое приукрасил в своем изображении пугачевского бунта. В его черновиках сохранились переписанные свидетельства очевидцев, которые действительно видели пугачевский суд. Эти свидетельства настолько ужасны, что Пушкин закрыл на них глаза. Он очень хотел возможного равноправия правды мужицкой и дворянской, а на фоне реальных зверств, которые творили бунтующие казаки, для просвещенного читателя не осталось бы возможности если не оправдать, то понять их.

Все самое черное, что могло быть в ситуации бунта, Пушкин «списывает» на Швабрина. Это беспринципный человек. У него нет своей «правды», а есть только личное желание и выгода. В финале его наказывают шельмованием - над головой приговоренного ломают шпагу, что означает исключение из дворянского сословия и потерю чести. У Пушкина этот символический жест означает скорее потерю человеческого, скорее даже «человечного» образа.

Немного «подправив» историческую действительность, писателю удалось добиться разрешения большого исторического конфликта. Это утопическое разрешение. Как мы знаем, на практике противоборствующие стороны не понимают друг друга и не стремятся понимать. Гуманистический настрой - главная идея «Капитанской дочки».




Похожие:

Историческая основа «Капитанской дочки» iconПояснительная записка: Курс литературы в 8 классе по умк
«Капитанской дочки»: рассмотреть исторические события и исторических героев на страницах данной повести, Пугачева как вождя восстания...
Историческая основа «Капитанской дочки» iconПрограмма "Дочки-матери"
Когда-то наши мамы были непоседливыми веселыми девчонками, которые любили играть в разные игры. Поэтому мы и сегодня предлагаем мамам...
Историческая основа «Капитанской дочки» iconУрок по русскому языку по теме: «Словообразование». 5кл. Учитель Снопова Т. Г
М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения....
Историческая основа «Капитанской дочки» iconУрок по литературе по теме: «М. Ю. Лермонтов «Бородино». 5кл. Учитель Снопова Т. Г
М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения....
Историческая основа «Капитанской дочки» iconСладкая сказка Историческая справка
Историческая справка: 25 декабря праздновали зимний Солнцеворот: зажигали костры в честь солнца, скатывали с гор горящее колесо,...
Историческая основа «Капитанской дочки» iconУрок по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Образ Петра Гринёва
Совершенствовать навыки характеристики литературного героя и анализа литературного произведения
Историческая основа «Капитанской дочки» iconИсторическая мысль в поэме «Медный всадник» Поэма «Медный всадник»
Но «Медный всадник» поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь особое место в ней занимают размышления поэта...
Историческая основа «Капитанской дочки» iconГрамматическая основа предложения Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
Историческая основа «Капитанской дочки» iconРазработка урока по теме: "Волшебное превращение киндер-сюрприза"
«Волшебное превращение киндер – сюрприза», является завершающим 1 четверти 2 класса в разделе «Объемная лепка», по теме: «Овал –...
Историческая основа «Капитанской дочки» iconІлля Єфимович Рєпін (1844-1930)
Вертуха. Портрет Віри Рєпіної, дочки художника Портрет піаніста, диригента і композитора Рубінштейна
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы