Философская сатира в комедии «Ревизор» icon

Философская сатира в комедии «Ревизор»



НазваниеФилософская сатира в комедии «Ревизор»
Дата конвертации01.10.2012
Размер26.21 Kb.
ТипДокументы
источник

Философская сатира в комедии «Ревизор»


Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» - действительно смешная комедия. Отличие ее сюжета от сюжетов многих комедий, водевилей, комических опер в том, что он и по сей день остается для нас смешным, занимательным, понятным. Почему это происходит? Сюжет, подсказанный А. С. Пушкиным, вдохновил писателя на создание комедии из пяти частей. Ее герои - жители уездного города, городничий, чиновники всех мастей, уездные дамы и главный герой - заезжий петербургский франтик Хлестаков.

Завязка комедии - известие о приезде некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова - молодого человека без царя в голове и едва понимающего, что значит для жителей города его приезд. В дальнейшем эта комическая подмена толкает героев на поступки, раскрывающие их сущность. В городке, где властям дела нет до нужд простых людей, тут же закипает работа: в богоугодном заведении приодеть больных, чтобы не походили на кузнецов, и запретить курить им табак, судья велит «выселить» гусей, которых завели сторожа в передней здания суда, смотритель училищ обязан приструнить слишком буйных педагогов, и так далее. Если бы все эти реалии были изображены в простом повествовании, их можно было бы «не заметить». Городничий и судья берут взятки, судят неправо; в больницах грязь, на улицах запустение - картина, знакомая по сей день жителям небольших городов. Но перед приездом ревизора власти пытаются поправить положение, и мы видим, насколько никчемные это люди, запустившие свои обязанности, возомнившие себя маленькими уездными богами. Если бы они раболепствовали перед большим начальником, всякий мог бы их по-человечески понять. Но они стараются услужить невсамделешнему, балаганному королю, и потому мы видим, насколько глупо выглядит человек, забывающий о своей чести.

Это обличительная комедия, заставляющая задуматься практически каждого. Когда Гоголь на премьере увидел, как люди в зале смеются над его шутками, он не обрадовался, как польщенный признанием автор, а глубоко огорчился. Ведь он в самой комедии устами городничего говорил: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»

Почему же эта комедия по сей день так современна? В советское время были распространены фельетоны, клеймящие бракоделов, грубых продавцов, а также стиляг, космополитов и пр. Соль этих юморесок уже ушла, для нас они практически не смешны. А «Ревизор» был написан гораздо раньше, и тем не менее, читая его, трудно сдержать улыбку. Скорее всего потому, что явления, высмеянные в комедии, до сих пор есть в нашей жизни и никуда не исчезли. Это даже не взяточничество, не хвастовство столичного «елистратишки» - это отсутствие чувства собственного достоинства. Именно это позволяет взрослым, состоявшимся людям раболепствовать перед мнимым кумиром. Только в ситуации, когда кумир оказывается ложным, то есть не обладающим приписываемой ему властью, комизм такого поведения становится очевиден для всех.

«Ревизор», оставаясь в сущности доброй, смешной комедией, поднимается на огромную философскую высоту. Каждый человек, узнавший в чиновнике или обывателе неизвестного города под Саратовом себя, должен сам ужаснуться своей низости - а ведь таких людей у нас до сих пор множество. Комедия еще со времен классицистов должна была служить «исправлению нравов» - и вот мы видим, что ничего не изменилось. Это предчувствовал Гоголь, уходя с премьеры своей пьесы раздосадованным.

В последнем явлении на сцене появляются жандарм, говорящий, что чиновник приехал и требует всех к себе. Комедия «Ревизор» завершается немой сценой. Все герои замирают в разнообразных позах и не могут вымолвить ни слова.

Смысл этой последней сцены остается неясен и может быть трактован по-разному. Возможно, молчание - знак рока, который неминуемо обрушится на легкомысленных людей, забывающих о своем высоком человеческом долге. Рано или поздно явится настоящий ревизор, который спросит, что же мы делали все это время, пока были на сцене. И окажется, что мы пытались дать взятку неправильному, балаганному богу.




Похожие:

Философская сатира в комедии «Ревизор» iconЖизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I
Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени....
Философская сатира в комедии «Ревизор» iconАнализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е
«Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью...
Философская сатира в комедии «Ревизор» iconОсобенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В
Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению...
Философская сатира в комедии «Ревизор» iconУрок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Последняя встреча с чиновниками города N
...
Философская сатира в комедии «Ревизор» iconХлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов
«тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский...
Философская сатира в комедии «Ревизор» iconСмысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников
«остаются просто столбами». Важно, что характер персонажа и поведение во время действий также отразились в его позе, например, Бобчинский...
Философская сатира в комедии «Ревизор» iconМетодическая разработка по литературе «О чем говорит немая сцена?» (Опыт интегрированного и философского прочтения последней сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Опыт интегрированного и философского прочтения последней сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Философская сатира в комедии «Ревизор» iconХлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта
А после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого...
Философская сатира в комедии «Ревизор» iconЧто такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия «Ревизор» не утратила актуальности своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить...
Философская сатира в комедии «Ревизор» iconАнализ сцены дачи взятки в комедии Н. В
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления iii―IV)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы