Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма
Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма icon

Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма



НазваниеН. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма
Н. В. Гоголя «Мертвые души») Поэма
Дата конвертации01.10.2012
Размер26.83 Kb.
ТипПоэма
источник

Что такое «чичиковщина»? (поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»)


Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1835-1841 гг.) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые выходят к масштабным художественным обобщениям, коренным проблемам человеческой жизни. В омертвении душ персонажей Гоголь видит трагическое омертвение всего человечества. Истоки духовной пустоты человека кроются, по мысли писателя, не только в социальных условиях, но и в особенностях психического склада личности. Пушкин говорил, что «…ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни», именно поэтому персонажи гоголевской поэмы - это, говоря словами В. Г. Белинского, «знакомые незнакомцы».

Образ дельца-приобретателя Павла Ивановича Чичикова типичен. Беда, однако, не в том, что Павел Иванович - «делец», а в его духовной ущербности, замаскированной пошлости. Мертвенность Чичикова подчеркивается полным отсутствием перемен в его «духовной» жизни. Судьба героя, как показывает Гоголь, вечно возвращается на круги своя. Биография Павла Ивановича - образец глубочайшего психологического исследования. Гоголь пишет о своем герое: «Не загляни автор поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек, и все были бы радешеньки и приняли бы его за интересного человека».

Жизнь Чичикова подчинена одной цели - обогащению ради достижения комфорта. Эта примитивная мечта и питает неутомимую энергию «подлеца», который отлично помнит отцовский наказ «больше всего беречь и копить копейку». Сочувствие к людям полностью вытравляется из сердца героя, уступая место виртуозному умению угождать нужным людям. В городском училище Чичиков выбивается в любимые ученики своим «прилежанием и опрятностью», полностью постигает «дух начальника», ценившего в своих подопечных покорность. На службе в казенной палате Павел Иванович добивается расположения «неприступного» повытчика, приехав же в губернский город «Н», Павел Иванович умело льстит местным чиновникам. Удивительную способность приспосабливаться к новому собеседнику демонстрирует Чичиков в разговорах с помещиками. Достаточно сравнить беседы с Маниловым и Собакевичем о городских чиновниках.

Беспринципное подстраивание Павла Ивановича под очередного собеседника отражает предельную расчетливость героя: из общения с тем или иным человеком он старается извлечь конкретную выгоду. Свою роль играют, конечно, знание реальной жизни и определенные актерские способности. Рисуя в первой главе портрет Павла Ивановича, Гоголь специально подчеркивает его «неопределенность», «аморфность». Такая внешность позволяет герою быстро менять психологические маски и из восторженного юноши превращаться в умудренного жизнью господина. Следует еще раз подчеркнуть, что все «таланты» Павла Ивановича служат лишь одной цели - обогащению.

Искренние человеческие чувства чужды Чичикову. Радость доставляет ему только одно - выгодная сделка. Вспомним, что он даже «поет», после того как удается выгодно приобрести мертвые души у Плюшкина. Пошлость Чичикова проявляется и в размышлениях о красивой блондинке, встреченной после посещения Ноздрева. В голову героя приходит мысль не о красоте, а о возможном богатстве незнакомки.

Образ пошляка-Чичикова, как мне кажется, универсален, не привязан к какому-то определенному историческому времени. «Чичиковщина» отнюдь не исчерпывается одним стяжательством. Она представляет собой силу внутренней пустоты, мелочности, фальши и, к сожалению, проявляет себя в любую эпоху...

В финале поэмы Гоголь намечает некоторые перспективы духовного возрождения героя, размышляет над возможностью преодоления пошлой «омертвелости» мира. Преодоление зла, по мысли писателя, заключается не в социальном переустройстве общества, а в раскрытии неисчерпаемого духовного потенциала русского народа. Возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность Гоголя в великом предназначении России, в возможности духовного воскрешения человечества.




Похожие:

Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconОсобенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Изображение помещиков Название поэмы Гоголя «Мертвые души»
Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души»...
Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconСочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души». Алгебра
Лев Николаевич Толстой «Юность» читать по учебнику, написать сочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души»
Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconН. В. Гоголя «Мёртвые души». Письменно дайте характеристику образам помещиков и Чичикова. Напишите сочинение
Литература – Прочитайте Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Письменно дайте характеристику образам помещиков и Чичикова
Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconКроссворд по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconКроссворд по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconРоссия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Осенью 1835 г. Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами»
Наверное, именно поэтому понятие «мертвые души» в гоголевской поэме постоянно меняет свой смысл, переходя из одного в другой: это...
Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconМетодическая разработка урока литературы: Изображение бюрократизма и коррумпированности чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Разработала учитель русского языка и литературы Лукьянова С. А
...
Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconЧто твоя конопля ; 2 сравнение с нулевой связкой
«Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»); 5) развёрнутое сравнение (сравнение...
Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconОбразы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
Мертвые души Это словосочетание можно написать без кавычек, и тогда оно будет подразумевать не только умерших крестьян, усердно скупаемых...
Н. В. Гоголя «Мертвые души» Поэма iconУрок развития речи по теме: «Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте»
«Изобразительно-выразительная роль причастий в художественном тексте» ( фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы