Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя icon

Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя



НазваниеОбразы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя
Дата конвертации01.10.2012
Размер27.6 Kb.
ТипДокументы
источник

Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя


Мертвые души... Это словосочетание можно написать без кавычек, и тогда оно будет подразумевать не только умерших крестьян, усердно скупаемых Павлом Ивановичем Чичиковым, но и духовное омертвение всех основных персонажей поэмы, доказывающее омертвение человечества.

Композиция «Мертвых душ» (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека. «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого», - отмечает писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван «прорехой на человечестве».

При создании образов Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации. В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя. Он пошл и глуп, реальных духовных интересов у него нет: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание детей), притворная слащавость речи («майский день», «именины сердца») подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает никчемность жизни Манилова. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех «привлекательных» черт, которые отличают Манилова. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. Любопытна «немая сцена», которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены можно найти почти во всех главах, показывающих заключение Чичиковым сделки с очередным помещиком. Это художественный прием, позволяющий с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников.

Галерею мертвых душ в поэме продолжает Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете «не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья». Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.

Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного постижения образа Собакевича. Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке: «Деревенские избы мужиков срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует».

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению - сравнению помещика с медведем. Собакевич - чревоугодник, однако ему присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души.

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от «бережливого» хозяина к полусумасшедшему скряге. Плюшкин - ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем «последний пастух Собакевича». Невольно обращает на себя внимание и нищенский вид Плюшкина... Грустно и предостерегающе звучат слова Гоголя: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком».

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в «таинственный» русский народ, его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, возможности духовного воскресения человечества.




Похожие:

Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconН. В. Гоголя «Мёртвые души». Письменно дайте характеристику образам помещиков и Чичикова. Напишите сочинение
Литература – Прочитайте Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Письменно дайте характеристику образам помещиков и Чичикова
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconСочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Читать роман Н. В. Гоголя «Мертвые души» Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану
Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconСочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Читать роман Н. В. Гоголя «Мертвые души» Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану
Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconСочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Читать роман Н. В. Гоголя «Мертвые души» Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану
Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconОсобенности жанра и композиции поэмы «Мертвые души». Изображение помещиков Название поэмы Гоголя «Мертвые души»
Название поэмы Гоголя «Мертвые души» многозначно. Несомненно влияние на поэму «Божественной комедии» Данте. Название «Мертвые души»...
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconДокументи
1. /Город мертвых/Город мертвых.doc
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconВикторина «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя». 9 класс
Предварительное домашнее задание: знание фактов биографии Н. В. Гоголя, хорошее знание текстов изученных произведений Н. В. Гоголя,...
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconСтраницы из жизни и творчества Н. В. Гоголя
Н. В. Гоголя с его предшественниками ( А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов). Что интересно у каждого писателя?
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconКнига мертвых. Книга Амдуат (в изложении Е. Лазарева)
В середине II тыс до н э., в эпоху Нового царства, усложненные, гораздо более подробные, чем прежде, тексты появляются уже в гробницах...
Образы помещиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя iconВариант Род литературы, к которому относится произведение Гоголя
Контрольная работа по произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы