Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon

Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)



НазваниеЧто такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Дата конвертации01.10.2012
Размер26.78 Kb.
ТипДокументы
источник

Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)


Появление комедии «Ревизор» в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия «Ревизор» не утратила актуальности своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерами. Вспомним отрицательных героев популярных «милицейских» сериалов: чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокими?

Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персонажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе абсолютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балетным танцовщиком: двигаясь по пространству пьесы, он оживляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжетного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл роль ревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого действия начиная понимать, что его принимают за несколько «государственного человека». Что чувствует при этом лжеревизор? Кажется, ничего. Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного города. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив, с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков - это просто отчаянный враль. В каждой из создавшихся ситуаций он ведет себя как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, актеру, играющему ревизора.

Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него все, что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, его отсутствие, у Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствуют память о прошлом и раздумья о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой грацией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот полностью вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление.

Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.

Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петербургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлестакова утрированный и собирательный тип поверхностно образованного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради красоты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французские словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выражения. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот персонаж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остановить свое внимание.

Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал следующую характеристику этого персонажа: «Хлестаков, как мыльный пузырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, растет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все смелее и смелее в хвастовстве».

Влияние комедии «Ревизор» на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя нарицательное, а хлестаковщиной стали называть любое безудержное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глубину русского национального характера, выудив оттуда образ лжеревизора - Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, причем независимо от своего социального положения, возраста, образования и т. д. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенствования каждого из нас.




Похожие:

Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconХлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов
«тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский...
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconЖизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I
Драматург настолько глубоко обобщил факты действительности, что сюжет комедии вышел далеко за пределы конкретного места и времени....
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconСмысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников
«остаются просто столбами». Важно, что характер персонажа и поведение во время действий также отразились в его позе, например, Бобчинский...
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconАнализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI) Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е
«Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т е чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью...
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconХлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта
А после получения денег и приглашения приехать в дом к городничему начинает входить в роль любезного и просвещенного гостя, которого...
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconМетодическая разработка по литературе «О чем говорит немая сцена?» (Опыт интегрированного и философского прочтения последней сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Опыт интегрированного и философского прочтения последней сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconУрок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Последняя встреча с чиновниками города N
...
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconОсобенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В
Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению...
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconСпособы создания комических образов в пьесе Н. В. Гоголя «ревизор» Хлестаков и хлестаковщина
Такой пафос порожден комическими противоречиями воссоздаваемых характеров, комизм характеров раскрывается с помощью сюжетного конфликта,...
Что такое хлестаковщина? (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») iconАнализ сцены дачи взятки в комедии Н. В
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления iii―IV)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы