Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» icon

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака»



НазваниеСтилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака»
максимально близок Тургеневу
Дата конвертации01.10.2012
Размер26.59 Kb.
ТипДокументы
источник

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака»

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящаяся на поверхности, - рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор средств, в частности использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».

Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу. В данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспрессии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» близки по смыслу и являются плеоназмами. Они используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное - это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения: «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» Здесь имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…».

Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!» - подчеркиваются необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами», - восклицательный знак используется для усиления отрицания.




Похожие:

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconЯзык главное богатство народа (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»)

Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconДокументи
1. /Стихотворения в прозе/tyrgenev_ivan16.rtf
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconЛитература 11 кл. №1 Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2-х рассказов) Анализ текста. №2 Тема любви в прозе А. Куприна (по 1 рассказу)
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях А. И. Солженицына (на примере одного произведения)
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconАнализ стихотворения
Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат)
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconАнализ стихотворения
Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат)
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconПлан анализа стихотворения: Автор и название стихотворения. История создания стихотворения
История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено)
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconДокументи
1. /стихотворения/Любимый город.docx
2. /стихотворения/Люблю.docx
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconУрок начинается с прослушивания обучающимися стихотворения И. Бунина «Листопад»
Красота природы в стихотворениях Ивана Алексеевича Бунина («Детство», «Сказка», «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…», «Канарейка»)....
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconТема Кол-во
Поэтика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Поздний период творчества И. С. Тургенева
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Собака» iconИ. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказ
Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы