Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» icon

Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»



НазваниеРоль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Дата конвертации01.10.2012
Размер27.65 Kb.
ТипДокументы
источник

Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа

Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является борьба двух противоположных «лагерей»: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, «отцов» и «детей». Подобного рода конфликт ярко отражает само название романа - «Отцы и дети».

Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встречаем целую галерею по-своему ярких личностей. Это и типичные представители лагеря «отцов» - Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, образованные и глубоко интеллигентные люди, и яркие и самобытные приверженцы «молодой» идеи, как, например, главный герой романа Евгений Базаров.

Но, как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив той обстановки в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев открывает перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. Последняя занимает особое место в произведении писателя, выступая в роли едва ли не главного персонажа романа.

Практически все произведения Тургенева отличаются великолепными пейзажными зарисовками. На страницах его прозы можно встретить массу описаний, подобных следующему: «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все - деревья, кусты и травы».

И на фоне прекрасной природы Тургенев в романе «Отцы и дети» рисует картину действительности: русскую деревню с «низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», с «покривившимися молотильными сарайчиками с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами», с ее невежеством, бескультурьем, нищетой и полной разрухой.

Резко контрастирует со столь неприглядными картинами быт аристократов: Николай Петрович играет на виолончели в то время, когда голодные и нищие крестьяне, доведенные до отчаяния, «готовы себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Рядом с запущенными и полуразвалившимися домиками крестьян мы видим сад Кирсановых с клумбами, с «беседкой из сиреней и акаций», где иногда пили чай и обедали, с дорожками, вымощенными камнем.

Подобного рода противопоставления заметны и в бытовых зарисовках. Изящному кабинету Павла Петровича с «красивыми обоями дикого цвета и с развешанным оружием на пестром персидском ковре», с ореховою мебелью, библиотекой, бронзовыми статуэтками и камином противопоставляются ветхие избенки с провалившимися крышами, разрушенными заборами, за которыми, как замечает Базаров, прячутся «скот плохой и лошади разбитые».

Главный герой - нигилист, «новый человек» - Евгений Базаров заявляет: «Природа не храм, а мастерская». Однако этим словам сам Тургенев не раз дает опровержение. Так как действие романа происходит в деревне, то наряду с поистине ужасными картинами быта автор рисует целую галерею великолепных пейзажей: леса, поля, овраги...

Эти картины подспудно убеждают нас в ложности убеждений Базарова: природа - храм, а отнюдь не мастерская. И только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку истинное счастье. Тургенев с особой нежностью создает образ Николая Петровича Кирсанова - человека, замечающего и обожающего красоту природы, не понимающего, «как можно не сочувствовать природе»

Задумываясь над финалом романа, невольно приходишь к следующему выводу: Пушкин и игра на виолончели гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова. Скоропостижная смерть героя заставляет задуматься: «А нужен ли был такой человек своей эпохе?»

Описывая могилу Базарова, так яростно отрицавшего природу, Тургенев снова рисует пейзаж: «Но между ними (могилами) есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по ее краям». Только непритязательные ели способны прижиться на земле, под которой покоится тело человека, отрицавшего величие природы - самого удивительного из всего того, что есть на свете.




Похожие:

Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconМое отношение к главному Центральным героем романа Тургенева «Отцы и дети»
И если в начале романа Базаров крайне обособлен, вызывает неодобрение по отношению к своим поступкам и мировоззренческим высказываниям,...
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconТема Кол-во
Поэтика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Поздний период творчества И. С. Тургенева
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconСимволика романа «Отцы и дети» Тургенева Роман «Отцы и дети»
Однако это произведение обладает насыщенным символическим планом, который не всегда замечали современники. Проза Тургенева в принципе...
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconБазаров предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети»
В романе «Отцы и дети» воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры...
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconДокументи
1. /Материалы по анализу романа Отцы и дети/Краткое содержание романа.doc
2.
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconОтношение героев романа «Отцы и дети» к народу
«Отцы и дети» (1861 г.). Действие романа начинается 20 мая 1859 г. Тургенев с помощью художественных деталей и картин, таких как...
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconКонфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и др.). По окончании работы над своим...
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» icon«Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. Тургенева
«детей», а те пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим...
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» icon«Любовь в жизни Базарова и Кирсановых» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Рудин» (1856 г.), «Ася» (1857 г.), «Первая любовь» (1860 г.), и придет понимание того, что любовь в глазах Тургенева прежде всего...
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» iconСмысл названия романа «Отцы и дети»
Сам писатель не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам, но одна из...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы