Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» icon

Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка»



НазваниеЖенские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка»
Дата конвертации01.10.2012
Размер27.91 Kb.
ТипДокументы
источник

Женские образы в романе «Отцы и дети»

«Тургеневская девушка» - это уже имя нарицательное, некий идеал, воплощающий в себе внешнюю красоту, духовность и чувство собственного достоинства. «Тургеневским женщинам» присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена («Накануне»), Наталья («Рудин»), Лиза («Дворянское гнездо»). В романе «Отцы и дети» автор изменил своему идеалу. Здесь все далеко не так однозначно, как в его ранних работах.

В романе представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Фенечка - очень нетипичный образ для русской литературы. Долгое время простые крестьянки, такие, какими они являются, не могли стать музами писателей и поэтов. Тургенев взялся за этот образ с нежностью: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах». Этот образ не похож на все, что являлось в русской литературе до и после. Лиза у Карамзина - фактически та же образованная барышня, только для виду названная крестьянкой. У Некрасова крестьянки - гордые русские женщины, останавливающие коней на скаку. Фенечка ни коня не остановит, ни образованностью не отличается. Очень мило подмечены ее малограмотность, стеснительность, простоватость. Это реалистические черты, которые совсем не портят ее образа. Вот Фенечка появилась перед гостями: «Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».

Фенечка - простая дворовая девушка. Она не чувствует унизительности своего положения, она всем довольна. Такой образ мы впервые встречаем в русской литературе, и этим он необычайно ценен.

Следующей в романе выведена Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ проходной и даже карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX в. эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной («Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос»), а также ее внешности и манер («В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?”»).

В Кукшиной неприятны прежде всего мещанство, отсутствие вкуса, желание дотянуться, встать вровень, привлечь к себе внимание. Этот портрет тоже нов для русской литературы. Тургенев описывал современное ему явление и вполне сумел передать отношение к нему.

Центральный женский образ романа - это Одинцова. Каждый штрих в ее портрете указывает на то, что это дама из высшего общества: «достоинство осанки», спокойный взгляд, чуть заметная улыбка: «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Спокойными были не только ее движения и взгляд. Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось «поставлено на рельсы». Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни («тертый калач») и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого.

Казалось бы, идеальная героиня вновь появилась; это все та же «тургеневская девушка», только повзрослевшая. Вряд ли. Отношение писателя к своей героине неоднозначное. Эта женщина хороша всем, но и у нее есть один недостаток: она чересчур расчетлива, практична, слишком владеет собой. Заметно, что это стареющая дама, которая уже никогда не позволит себе прежней глупости, словно это будет хорошей компенсацией за уходящую молодость. Одинцова - одинокий волк, это слышится даже в ее фамилии. Возможно, ее тело действительно очень красиво, как об этом в довольно грубой форме говорит Базаров, но читателю-то этого не разглядеть, а душа Одинцовой симпатии не вызывает. Тургеневский идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради других.




Похожие:

Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» iconОбраз «тургеневской» девушки (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
«тургеневская девушка». В романе «Рудин» «тургеневская девушка» Наталья Ласунская, в «Дворянском гнезде» Лиза Калитина. Ну и, конечно,...
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» iconБазаров предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети»
В романе «Отцы и дети» воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права. В обстановке кризиса резко обострились споры...
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» icon«Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. Тургенева
«детей», а те пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим...
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» iconСимволика романа «Отцы и дети» Тургенева Роман «Отцы и дети»
Однако это произведение обладает насыщенным символическим планом, который не всегда замечали современники. Проза Тургенева в принципе...
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» iconЖенские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Главный герой романа Родион Раскольников студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный бедствовать...
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» iconКонфликт двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургенева (в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и др.). По окончании работы над своим...
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» iconРеферат на тему: «Женские образы в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\"»
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, основоположник новой русской литературы,...
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» iconЖенские образы в пьесах А. Н. Островского
Но он не только творец остросоциальных драм; он поднял проблему неполноправного положения женщины в этом мире капитала, он создал...
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» iconРоль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Основной темой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является борьба двух противоположных «лагерей»: либерального дворянства и революционно...
Женские образы в романе «Отцы и дети» «Тургеневская девушка» icon1. Сколько языков знал И. С. Тургенев? А 6 b 8 c 4 d 2 e 5 Главный оппонент Базарова в романе «Отцы и дети»
Кому Базаров говорит следующие слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет»?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы