«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») icon

«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)



Название«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Дата конвертации01.10.2012
Размер27.52 Kb.
ТипДокументы
источник

«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь описания неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек - это тайна, в особенности фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа. русский человек. В этом заключается ключ к постижению характера Раскольникова. Сама

Мучительная внутренняя борьба ни на минуту не утихает в душе Раскольникова. Его мучит не примитивный вопрос - убивать или не убивать, а всеохватная проблема: «Подлец ли человек, весь вообще род, т. е. человеческий».

Внимание Достоевского приковано к уяснению первопричин преступления Раскольникова. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не потому, что живет в нищете. Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Человек у Достоевского изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере это относится и к Раскольникову. Убийство - результат свободного выбора. Однако путь к «крови по совести» довольно сложен и длителен.

Преступление Раскольникова включает в себя создание арифметической теории «права на кровь». Внутренняя трагичность и противоречивость образа заключается именно в создании этой логически почти неуязвимой теории. Сама же «великая идея» является ответом на кризисное состояние мира.

Основные положения своей бесчеловечной теории герой излагает в исповедях перед Соней и в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников обосновывает свою идею ссылкой на благо всего человечества, исчисленное арифметически. Но может ли счастье всего человечества основываться на крови?

Нравственные последствия преступления прямо противоположны тем, которые ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи. Герой спрашивает себя: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Одновременно Родион Романович решительно переоценивает масштабы собственной личности: Однако он не отказывается от теории вообще, он лишь себе отказывает в праве на убийство, лишь себя выводит из разряда «необыкновенных людей».

Индивидуалистическая теория - источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного, логического опровержения «идеи-чувства» Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест, например как разграничить «обыкновенных» и «необыкновенных» людей? Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с реальной действительностью.

Бессилие Раскольникова, неподвластность окружающего его воле выражается сложной образной символикой. Мир еще не разгадан, он и не может быть разгадан, привычные причинно-следственные связи отсутствуют. Таким образом, теория не опровергается, а как бы вытесняется из подсознания героя. Суть духовного воскресения Раскольникова заключается в обретении через страдания «живой жизни», любви, веры в Бога. Острожный сон о моровой язве знаменует собою выход из тьмы лабиринта. Уменьшается пропасть между героем и простыми каторжными, расширяются горизонты личности героя.

Подведем некоторые итоги. Внутренний трагизм Раскольникова связан с его отъединением от людей и с созданием бесчеловечной теории «крови по совести». В своих поступках человек независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в герое одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве «перешагнуть через иные препятствия», чтобы «Наполеоном стать». В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. В эпилоге писатель оставляет героев на пороге новой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного духовного развития. В этом проявляется вера писателя-гуманиста в человека, вера в то, что человечество главного своего слова еще не сказало. Все впереди!




Похожие:

«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconФ. М. Достоевского «Преступление и наказание» в романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, бьется над решение
Литературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconРаскол Родиона Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» это история мятущейся человеческой души в ее стремлении постичь истину, найти...
«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconПреступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского
«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconКомпозиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» очень важным является анализ композиции произведения,...
«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconРодион Раскольников в эпилоге романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Главный герой «Преступления и наказания»
Отребность в вере, в новой морали. Эпилог романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является разрешением сложной внутренней...
«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconТема детских страданий в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866 г.), воспроизводит кризисное состояние мира. Главным обвинением миру зла...
«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconПрезентация урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconТеория Родиона Раскольникова о "двух разрядах людей" и ее опровержение (роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")

«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconПроверочный тест №5 по теме «Очерк жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Бунт Родиона Раскольникова и крушение его теории в романе «Преступление и наказание»

«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») iconПротокол заседания экспертной комиссии секции Психолого-педагогические науки №
Становление морального сознания главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы