Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание»
Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» icon

Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание»



НазваниеПотусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание»
Дата конвертации01.10.2012
Размер25.77 Kb.
ТипДокументы
источник

Потусторонний образ Свидригайлова

Свидригайлов - самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание», его характер не сразу раскрывается перед читателем.

С одной стороны, он обычный человек и действует в романе как простой смертный. И в то же время в его образе есть нечто, что не позволяет сказать: это такой же житель земли, как Лужин, или Разумихин, или Мармеладов. На самом деле в душе этого человека живет буря эмоций и переживаний, которые периодически дают о себе знать. Это отчасти и отталкивало многих людей в общении с этим человеком.

Большинство второстепенных героев романа - люди типичные. Лужин - недалекий делец, Разумихин - умный студент, приверженец идей социалистов, Мармеладов - спившийся «маленький человек». Каков же Свидригайлов?

О нем известно только то, что он, вероятно, великий грешник - совратитель детей. Когда-то он изнасиловал маленькую девочку - это следует из некоторых намеков, данных автором.

Достоевский считал это самым страшным грехом и, наверняка, неслучайно приписал его Свидригайлову. Этот человек сам страшится своего греха, такой он ужасный, но вовне его страх не распространяется.

Черты Свидригайлова неуловимы. Такой же неуловимостью обладает, например, Порфирий Петрович. Он олицетворяет собой правосудие земное и небесное, читателя не покидает ощущение, что он с самого начала знает все о преступлении Раскольникова и ждет только, чтобы преступник сам разоблачил себя. Свидригайлов - во многом антипод сыщика.

Его привело к Раскольникову его преступление, так же как и Порфирия Петровича. Но полицейский хотя бы участвует в романе по долгу службы, его появление оправдано, а вот загадочный Свидригайлов появляется, на первый взгляд, просто так. Он преследует определенные личные цели, порой это те цели, о которых он сам и не догадывается, а впоследствии использует любые возможности для осуществления задуманного.

Впервые он приходит Раскольникову как галлюцинация - так обозначена в романе его природа. Но и сам он подвержен галлюцинациям, страшным снам. Над ним есть некая сила, которая наказывает его, заставляет помнить свои прошлые грехи. Эти мысли порой невыносимы для него, жизнь кажется в такие моменты сложной и он пытается найти выход за счет других людей, порой сам того не подозревая.

Куда исчезает Свидригайлов? Закономерно было бы, если бы он просто исчез так же внезапно и необъяснимо, как появился, но этого не происходит. Свидригайлов застрелился, предварительно объявив, что уезжает в Америку. Зачем он это сделал?

Америка присутствует в романе Достоевского «Бесы» в качестве «края страданий». Словом «Америка» писатель обозначает ад, это чистая условность.

Свидригайлов приходит из галлюцинации и возвращается в ад - практически к себе домой. В этом, на мой взгляд, и заключается разгадка его образа.

Свидригайлов - демон, равно как и Порфирий Петрович - орудие божественного правосудия. Они приходят к Раскольникову тогда, когда он готовит и совершает свое преступление, чтобы побороться за его душу.

Им обоим словно бы все известно о Раскольникове, но никто из них не выдает тайны. В одном диалоге между Раскольниковым и Свидригайловым есть неясное место, которое обычно пропускают мимо ушей. Свидригайлов говорит, что у Раскольникова есть нечто, что нужно Свидригайлову. Это его душа. Не получив души Раскольникова, он возвращается в свой мир. Победил Порфирий Петрович.

Конечно, образ Свидригайлова можно объяснить рационально, но здесь Достоевский сталкивает две реальности и смешивает их проявления до такой степени, что уже не разобраться, где правдоподобное заканчивается и начинается ночной кошмар. Свидригайлов - порождения перекрестка миров, равно как и каждый человек принадлежит не только материальному миру, но и духовному.




Похожие:

Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconФ. М. Достоевского «Преступление и наказание» в романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, бьется над решение
Литературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconРодион Раскольников и его двойник Аркадий Иванович Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» к числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман «Преступление и наказание»
Века на убийство, «если исполнение его идеи того требует». Раскольников главный герой произведения бывший студент, человек добрый...
Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconЖенские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Главный герой романа Родион Раскольников студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный бедствовать...
Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconРаскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика) Раскольников и Свидригайлов герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание»
Раскольников и Свидригайлов герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман отличается глубочайшим...
Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconПредметный мир в романе «Преступление и наказание» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Родионом Раскольниковым. А так как сознание героя, все его мысли и чувства охвачены ощущением крайней безысходности, отвращения к...
Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconРодион Раскольников в эпилоге романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Главный герой «Преступления и наказания»
Отребность в вере, в новой морали. Эпилог романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является разрешением сложной внутренней...
Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconОбраз Сони Мармеладовой и его значение для понимания идейной композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Ым действующим лицом, в столкновении которого с Раскольниковым и выявляется позиция самого автора, становится Соня Мармеладова. Именно...
Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconПреступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского
Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconУбийцы мнимые и истинные в романе “преступление и наказание”

Потусторонний образ Свидригайлова Свидригайлов самый загадочный герой в романе «Преступление и наказание» iconТема: Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается „эволюция...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы