Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» icon

Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей»



НазваниеЖенские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей»
Дата конвертации01.10.2012
Размер27.75 Kb.
ТипДокументы
источник

Женские образы в романах Ф. М. Достоевского

С самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» начинается в его творчестве тема судьбы женщины, чаще всего не обеспеченной материально, а потому беззащитной. Женщины у Достоевского, если они не обладают деньгами, претерпевают унижения (Александра Михайловна, у которой жила Неточка Незванова, мать Неточки).

Но женщины сами могут быть жестокими; несколько эгоистична Варя Доброселова из «Бедных людей», бессознательно эгоистична и героиня «Белых ночей»; есть и просто хищные, злые, бессердечные женщины (княгиня из «Неточки Незвановой»). Автор их не принижает, но и не идеализирует. Одних только женщин у Достоевского нет - счастливых. Но нет и счастливых мужчин. Нет и счастливых семей. Произведения Достоевского обнажают трудную жизнь всех тех, кто честен, добр, сердечен.

В произведениях Достоевского все женщины делятся на две группы: женщины расчета и женщины чувства. В «Преступлении и наказании» перед нами целая галерея русских женщин: проститутка Соня, убитая жизнью Катерина Ивановна, а также процентщица Алена Ивановна, Лизавета Ивановна.

Образ Сони имеет две трактовки. Согласно первой в героине воплощены христианские идеи, по второй - она носительница народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой «детской» стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме - в сторону юродивой - недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой.

Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Соня Мармеладова выступает от лица всех «униженных и оскорбленных». Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.

Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.

Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и «наказанием» бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. «Да неужто ж человек - вошь?!» - эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в душу Раскольникова. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла победить в противоборстве с дьяволом Раскольникова - его идеей. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой; возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» автор отводит одно из главных мест образу Сонечки Мармеладовой, который воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица «вечной Сонечки» проповедует идеи добра и сострадания, страдания и самопожертвования, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Алена Ивановна - тоже женщина, но она принадлежит ко второй группе: это типичная, даже утрированная «женщина расчета». Фактически ее роль сведена до роли примера, иллюстрирующего теорию Раскольникова. Ее образ максимально лишен привлекательности, это «гадкая старушонка», но Достоевский изображает ее такой намеренно. Он хочет показать, что даже такая малосимпатичная личность имеет превосходство перед привлекательным, думающим Раскольниковым: на ее руках нет крови. Достоевский осуждает ее, влекущую жалкое существование, поклоняющуюся деньгам, но лучше власть денег, чем власть топора. Это и демонстрирует Достоевский в образе Алены Ивановны.

Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении Достоевский дополняет новыми чертами уже известные нам образы.




Похожие:

Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconСвидригайлов и Лужин как отражение «темной» стороны личности Раскольникова в романах Достоевского почти все ведущие герои являются идеологами. А потому героя своего романа «Преступление и наказание»
Родиона Раскольникова Достоевский наделил духовными двойниками Свидригайловым и Лужиным. Эти образы олицетворяют «темную» сторону...
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconМаша Миронова воплощение русского национального характера
Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее...
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconЖенские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Главный герой романа Родион Раскольников студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный бедствовать...
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconПрочитайте текст и выполните задания А29-аз в1-В8, С1
Писатель живет ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно порою даже непроизвольно...
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconЖенские образы в пьесах Островского
Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина Толстого, княжна Мери Лермонтова и сестры Прозоровы Чехова каждая из женских судеб, раскрытых...
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconЗа что и кем наказан главный герой романа Ф. М. Достоевского? История творческого наследия Достоевского сложна. О нем имеются разноречивые мнения. Так, Михайловский в статье «Жестокий талант»
Описывая жизнь отдельных людей, автор одновременно раскрывал больные стороны современного ему общества. Достоевский талантливо рисовал...
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconЖенские образы в пьесах А. Н. Островского
Но он не только творец остросоциальных драм; он поднял проблему неполноправного положения женщины в этом мире капитала, он создал...
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconВопросы для самопроверки по русской литературе XIX в. (II ч)
Поиски нового героя в романах И. С. Тургенева 1850-х гг. («Рудин», «Дуворянское гнездо», «Накануне»)
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconОбраз Сони Мармеладовой и его значение для понимания идейной композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Ым действующим лицом, в столкновении которого с Раскольниковым и выявляется позиция самого автора, становится Соня Мармеладова. Именно...
Женские образы в романах Ф. М. Достоевского с самого раннего периода творчества Достоевский изображает в своих романах множество женских образов. С «Бедных людей» iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов Пугачев...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы