Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание»
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» icon

Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание»



НазваниеОсобенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание»
Дата конвертации01.10.2012
Размер27.82 Kb.
ТипДокументы
источник

Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание»

В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и интересных сюжетов, взятых для произведения. Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского «Преступления и наказание». «Преступление и наказание» Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические черты и таким образом совмещает в себе черты разных типов.

Роман построен на диалогах героев, а сюжет строится на борьбе идей, суть которых передается в диалогической форме. Диалог существует как форма проверки идей. Весь роман подчинен следующему замыслу - осуждению принципа вседозволенности. Каждый герой в романе нарушает нравственные устои и по-разному реагирует на собственное поведение. Но главный нарушитель - Родион Раскольников, который проверяет ценность собственной личности в превосходстве над личностью старухи-процентщицы. Раскольников совершает убийство, после которого его начинает мучить голос собственной совести.

Таким образом, весь роман пронизан психологической борьбой, которую герой ведет сам с собой - между его рассудком и чувством. Смысловое содержание романа - развенчание теории Раскольникова, которая основывается на том, что человек и общество по сути своей преступны. Таково содержание романа, неразрывно связанное с его композицией. В построении композиции романа Достоевский достиг предельной четкости. Фигура Раскольникова - идейно-композиционный центр романа. Он - участник большинства сцен, поэтому все события даются через их восприятие главным героем.

Роман делится на части, в каждой из которых излагаются отдельные моменты из жизни главного героя, его размышления, мытарства его души. В первой части Р.Р. бродит по Петербургу, вынашивая свою страшную идею преступления. В основе романа лежит интрига («дело», совершенное Раскольниковым). Преступлению посвящена только одна часть, а остальные пять частей - наказанию, саморазоблачению. На протяжении всего повествования происходит взаимодействие и взаимопроникновение двух этих процессов. Наказание начинается в душе героя еще до начала преступления: «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце!» Но реальная жизнь давала Раскольникову примеры того, что ужас нужно претворить в жизнь: пьяная девочка, семья Мармеладовых, разговор студентов. Достоевский создает вокруг Раскольникова особое, преступное состояние мира, где право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. Наказание возникает из предчувствий, но преступление живет в мыслях героя еще долгое время. В романе множество действующих лиц, и все сюжетные линии переплетаются, но все они непосредственно связаны с образом Раскольникова.

Главная тема - преступление и наказание Раскольникова; но выделены также три побочные темы: история семьи Мармеладовых, история Дуни и Пульхерии Андреевны, история сестры и претендентов на ее руку - Лужина и Свидригайлова.

В канву романа гармонично вплетены эпизоды снов-кошмаров Раскольникова, а также библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, связанный с предстоящим воскрешением души самого героя. Фоном, на котором происходит действие романа, служит образ Петербурга: описание города и уличные сцены занимают огромное место в произведении. Серые, темные улицы создают определенное настроение у читателя, которое помогает приблизить сознание героя пониманию его главного судьи - самого читателя романа.

Последняя часть романа - это эпилог, в котором автор рассмотрел возможность духовного воскрешения героя. В эпилоге Достоевский как бы ставит вопросы, вытекающие из всего романа. Каков же выход? Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского предельно прост: уверовать в Бога. Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех, помоги себе самому, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.

В этом и заключается залог будущего нравственного возрождения Родиона Раскольникова. Впрочем, как сказал Достоевский в последних строках «Преступления и наказания»: «Это могло бы составить тему нового романа».




Похожие:

Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconКомпозиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» очень важным является анализ композиции произведения,...
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconОбраз Сони Мармеладовой и его значение для понимания идейной композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Ым действующим лицом, в столкновении которого с Раскольниковым и выявляется позиция самого автора, становится Соня Мармеладова. Именно...
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconРодион Раскольников в эпилоге романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Главный герой «Преступления и наказания»
Отребность в вере, в новой морали. Эпилог романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является разрешением сложной внутренней...
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconФ. М. Достоевского «Преступление и наказание» в романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, бьется над решение
Литературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconЖенские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Главный герой романа Родион Раскольников студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный бедствовать...
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconСмысл заглавия романа ф. М. Достоевского “преступление и наказание”

Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconФ. М. один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям романа «Преступление и наказание». Книга
Достоевский Ф. М. один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной...
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconПротокол заседания экспертной комиссии секции Психолого-педагогические науки №
Становление морального сознания главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconТема детских страданий в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866 г.), воспроизводит кризисное состояние мира. Главным обвинением миру зла...
Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» iconРаскол Родиона Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» это история мятущейся человеческой души в ее стремлении постичь истину, найти...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы