Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» icon

Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»



НазваниеКомпозиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Дата конвертации01.10.2012
Размер30.54 Kb.
ТипДокументы
источник

Композиционное значение снов Раскольникова

Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» очень важным является анализ композиции произведения, в частности таких ее элементов, как сны.

Первый сон главного героя романа - Родиона Романовича Раскольникова - описывается в начале первой части произведения. Что же снится несчастному герою, так чутко и болезненно воспринимающему любые проявления несправедливости, жесткости, подлости, порочности современного ему общества? Достоевский описывает кошмар: маленький Раскольников идет с отцом на кладбище, на могилу младшего брата. Их путь лежит через кабак, возле которого стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу. Из кабака выходит пьяный хозяин лошади и приглашает своих приятелей прокатиться. Старая лошадь не двигается с места, и Микола начинает бить ее кнутом, который затем меняет на лом. После нескольких ударов ломом Микола убивает лошадь, и маленький Родион бросается на него с кулаками.

Раскольников просыпается от ужаса, и пережитое во сне возвращает его к мысли о том, сможет ли он убить или нет; сможет ли избавить всех униженных и оскорбленных, воплощением которых становится жалкая кляча из его кошмара, от жестокости и порочности окружающего мира, олицетворением которого является пьяный возница Микола. Кошмарное видение тесно переплетается с не менее (если не более) ужасной и отвратительной действительностью, он выступает своеобразным толчком, вплотную приближающим героя к роковому решению - убийству старухи-процентщицы.

Во второй части романа Раскольникову, уже совершившему расправу над старухой (но также убившему ни в чем не повинную Лизавету) снова снится сон, переходящий в бред: на этот раз ему снится (или мерещится), что бьют хозяйку. С одной стороны, это видение можно воспринять как отражение подсознательного желания расправиться еще с одной «вошью» (как известно, Раскольников должен квартирной хозяйке приличную сумму денег, из-за чего вызывался в полицию); с другой - как страх перед будущим, которое, если следовать теории молодого героя, может превратиться в нечто ужасное, кроме того, этот сон показывает всю жестокость совершенного Раскольниковым преступления.

В третьей части романа - снова кошмар. На этот раз Раскольникову снится, что старуха жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но со всех сторон люди, они и смотрят и молчат. В композиционном плане третий кошмар героя является продолжением его размышлений о «твари дрожащей», о том, что он «не человека убил», а «принцип», своеобразным подтверждением его догадок относительно слабости собственной натуры, неспособности перешагнуть через труп человека. Кроме того, этот сон (а именно описание смотрящих в молчании людей) предваряет появление в комнате Раскольникова Аркадия Ивановича Свидригайлова, своеобразного психологического двойника главного героя, который наблюдает за спящим Родионом. Этот сон показывает, что убив одну старушонку, Раскольников не решил проблемы, поэтому он убивает ее снова и снова, а она лишь смеется, а народ - это осуждение преступления окружающими.

Предвестником нравственного выздоровления, избавлением от мучительных сомнений и поисков ответов на вопросы о несостоятельности собственной теории становится для Раскольникова полусон, полубред, описанный в эпилоге романа: Родиону чудится, что весь мир должен погибнуть из-за болезни, будто есть микроб, точнее - духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, хотя зараженные считают себя умными и непоколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожирать, как пауки в банке. После последнего кошмара Раскольников исцеляется как физически, так и духовно, приближается к порогу, за которым - новая жизнь, в которой он, по совету Порфирия Петровича, станет солнцем.

Итак, в композиционном отношении сны Раскольникова играют важную роль: они способствуют предельной концентрации читателя на развитии сюжета, на описываемой автором системе образов; подготавливают к последующим эпизодам, многие из которых имеют огромное значение для понимания основной идеи романа. Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа. Так, например, благодаря сну Раскольникова о пьяном вознице мы понимаем особенность душевного самочувствия героя, который в тот момент испытывал сильное отвращение к окружающей обстановке; пытался сопоставить нынешнее состояние с тем, какое будет у него после совершения преступления, воспринимаемого как нечто ужасное. Кто знает, если бы Раскольников прислушался тогда к своим ощущениям, то, возможно, вряд ли бы оказался раздавленным ужасной трагедией, расколовшей надвое его сознание.




Похожие:

Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconФ. М. Достоевского «Преступление и наказание» в романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, бьется над решение
Литературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconРодион Раскольников в эпилоге романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Главный герой «Преступления и наказания»
Отребность в вере, в новой морали. Эпилог романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является разрешением сложной внутренней...
Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconОбраз Сони Мармеладовой и его значение для понимания идейной композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Ым действующим лицом, в столкновении которого с Раскольниковым и выявляется позиция самого автора, становится Соня Мармеладова. Именно...
Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconРаскол Родиона Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» это история мятущейся человеческой души в ее стремлении постичь истину, найти...
Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconПреступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского
Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconПротокол заседания экспертной комиссии секции Психолого-педагогические науки №
Становление морального сознания главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова
Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconСвидригайлов и Лужин как отражение «темной» стороны личности Раскольникова в романах Достоевского почти все ведущие герои являются идеологами. А потому героя своего романа «Преступление и наказание»
Родиона Раскольникова Достоевский наделил духовными двойниками Свидригайловым и Лужиным. Эти образы олицетворяют «темную» сторону...
Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconТема детских страданий в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866 г.), воспроизводит кризисное состояние мира. Главным обвинением миру зла...
Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» icon«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Композиционное значение снов Раскольникова Для понимания идейного смысла романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» iconТеория Родиона Раскольникова о "двух разрядах людей" и ее опровержение (роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы