Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» icon

Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»



НазваниеОбраз князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
Дата конвертации01.10.2012
Размер27.38 Kb.
ТипДокументы
источник

Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

В основе романа «Идиот» лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В «Идиоте» Ф. М. Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что, как бы ни отличались их идейные взгляды на происходящее, есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных порывах. Вся эта общность связана с двойственной природой человека.

Главный действующий персонаж произведения - князь Мышкин, возвращающийся после продолжительного лечения за границей в клинике для душевнобольных. Достоевский очень мало повествует нам о самом князе Мышкине. По замыслу автора, подобная «закрытая» личность тяготеет к природному началу.

Чистота сознания Мышкина, лишенная каких бы то ни было условностей, приводит к разрушению сословных преград. Данный тип человека был необычайно нов для светского общества. Настасья Филипповна даже восклицает о князе: «Первый раз вижу человека».

Достоевский задумал образ князя Мышкина как человека, максимально приблизившегося к идеалу Христа. Писатель отважился на решительный шаг: посмотреть на современный мир сквозь призму Христовой проповеди.

Образ Христа в произведении Достоевского не случаен. Персонажи романа «Идиот» иногда называют князя юродивым, но не в церковном смысле, а просто как чудака. Описание князя Мышкина, как известно, прямо ориентировано на образ Христа. «На свете есть одно только положительно прекрасное лицо - Христос». Достоевский говорил и о том, что предпочтет Христа истине, если окажется, что истина не с Христом. В черновых записях Мышкин прямо назван «князь Христос».

Существует ряд аналогий между «князем Христосом» и евангельским Христом в произведении. Но князь Мышкин - не посланец Христа, его идея - открытие человеческого в самом человеке. Мышкин подобен образу Христа лишь потому, что так же готов идти на любые жертвы во имя ближнего. Так же, как и Христа, Мышкина не понимают и не принимают в обществе, считая «не от мира сего». Но князь Мышкин - живой человек со своим особым характером. В князе Мышкине поражает то чувство внутреннего достоинства, с которым он умеет держать себя при любых обстоятельствах. Проницательный, наделенный даром сердечного понимания чужой души, Мышкин действует на каждого обновляюще и исцеляюще. С ним все становятся чище, улыбчивее, доверчивее и откровеннее.

Но такие порывы сердечного общения в людях, отравляемых ядом эгоизма, благотворны и опасны одновременно. Мгновенные, секундные исцеления в этих людях сменяются порой вспышками еще более исступленной гордости. Получается, что своим влиянием князь пробуждает сердечность и обостряет противоречия больной, тщеславной души человека. Спасая мир, он провоцирует катастрофу.

Душу Мышкина переполняет любовь - сострадание к человечеству. Она же проявляется и в отношениях с двумя близкими его сердцу женщинами - их две, и опять-таки это не случайно. Чувство к одной из них - Настасье Филипповне - автор определяет как любовь-жертву, «любовь для нее». «Любовь для себя» Мышкин обретает в отношениях с Аглаей Епанчиной. Это раздвоение в любви не дает покоя Мышкину. На протяжении всего романа Настасья Филипповна и тянется к Мышкину и отталкивает его от себя. Человеческие поступки всегда сложнее, чем о них привыкли думать, и часто побеждают не те чувства, каких ожидаешь.

Вот и для Настасьи Филипповны свершается ожидаемое чудо: такой человек приходит и предлагает руку и сердце. Но вместо ожидаемого мира он приносит Настасье Филипповне обострение страданий. Появление князя, как мы знаем, не только не успокаивает, но доводит до гибели… Но и в любви к Аглае доминирует сугубо возвышенное духовное начало. Аглая однажды говорит Мышкину: «У вас нежности нет: одна правда, стало быть, - несправедливо». Говоря о «несправедливости», Аглая пытается сформулировать, определить свое ощущение от как бы слишком возвышенного характера любви князя.

Образ Мышкина во многом напоминает образ Дон-Кихота, и он тоже занимает свое место среди литературных героев. Глубокая духовная связь с традициями своего народа сделали этого героя актуальным и по сей день!




Похожие:

Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» icon«Мир денег» в романе Достоевского «Идиот»
Епанчина, который принимает участие в откупах, имеет значительный голос в солидных акционерных компаниях, «слывет человеком с большими...
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconСтрасти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
В наше время этот роман стал как никогда актуален, так как именно сейчас нам не хватает всего, что есть в главном герое романа. Именно...
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconПреступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconФ. М. Достоевского «Преступление и наказание» в романе «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, бьется над решение
Литературные двойники Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconТема: Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается „эволюция...
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconПредметный мир в романе «Преступление и наказание» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Родионом Раскольниковым. А так как сознание героя, все его мысли и чувства охвачены ощущением крайней безысходности, отвращения к...
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconЖенские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Главный герой романа Родион Раскольников студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный бедствовать...
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconОбраз Сони Мармеладовой и его значение для понимания идейной композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»
Ым действующим лицом, в столкновении которого с Раскольниковым и выявляется позиция самого автора, становится Соня Мармеладова. Именно...
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconРодион Раскольников в эпилоге романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Главный герой «Преступления и наказания»
Отребность в вере, в новой морали. Эпилог романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является разрешением сложной внутренней...
Образ князя Мышкина в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» iconПроверочный тест №5 по теме «Очерк жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Бунт Родиона Раскольникова и крушение его теории в романе «Преступление и наказание»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы