Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта icon

Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта



НазваниеБунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта
Дата конвертации01.10.2012
Размер26.73 Kb.
ТипДокументы
источник

Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта

Раскольников и Базаров - дети одного времени, одной эпохи. Если отличительной особенностью первой половины века была скука, то теперь характерной чертой людей стал бунт. Через него люди выражали свой характер, свои мысли, кроме того, бунтовать стало очень модно. Но, конечно, бунт Раскольникова и Базарова - не дань моде, а способ самовыражения, можно даже сказать, принцип существования.

Бунт Базарова - это отрицание всего духовного, отрицание, дошедшее до абсурда. Базаров отрицает все и вся, даже не узнав как следует. В 1860-х гг. в России процветала образованность самых разных слоев населения, и возник новый класс - разночинцы. Они получали профессию, необходимую для того, чтобы выжить. Но их цель - не только материально обеспечить себя, но и принести реальную пользу людям.

Основываясь на этом убеждении, молодежь отвергла все нематериальное, что нельзя увидеть и потрогать. В образе Базарова И. С. Тургенев воссоздал типичного представителя этого поколения.

Идея Раскольникова также родилась под воздействием действительности того времени. Бунт Родиона - это бунт «городского человека». Свидригайлов говорит о Петербурге: «Это город полусумасшедших. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». Раскольников живет в нищете, без какой-либо надежды на изменение ситуации. Так же живет и семья Мармеладовых, и женщина, сбросившаяся с моста, и Соня, вынужденная идти на панель, чтобы прокормить семью. Эта жизнь ужасна, и бунт Раскольникова - это бунт против такой жизни. Причиной всех его терзаний и переживаний стали убийство и сомнения в своем высшем предназначении. Ф. М. Достоевский, включившись в спор о современном нигилизме, хотел показать, к чему приводят утрата веры в Бога и отказ от нравственной «почвы». Итог его нигилистического бунта - не только преступление против других людей, ведущее человека к полной изоляции от общества, но и преступление против собственной личности, ее саморазрушение. Достоевский считал безнравственными теории, допускавшие использование любых средств во имя достижения какой-то цели, если ради этого надо было пожертвовать моральными нормами и запретами. В отличие от Раскольникова, Базаров ставит себя выше других, не сомневаясь ни на миг, он не считается ни с чьим мнением, отрицает все общественные принципы.

О других людях он говорит: «Они нам нужны, не богам же горшки обжигать». Везде Базаров поступает так, как ему выгодно и удобно, руководствуясь исключительно разумом. Он сильная и цельная натура: «мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Раскольников, напротив, действует под влиянием своих чувств, хотя и ругает себя за излишнюю «желчность».

Философия отрицания, ставшая популярной в России, заинтересовала Тургенева. В романах Тургенева мы не встретим ни «преступлений», ни «наказаний», ни нравственного «воскресения» героев. В них нет убийств, резких конфликтов с законами и моралью. Автора заинтересовали «русские Гамлеты» - молодые люди, студенты, разночинцы, захваченные культом философского переосмысления мира. В своем произведении он нарисовал яркого представителя этого движения, показал его взгляды, его бунт. Этот бунт проявляется в общении Базарова с окружающим миром, не устраивающим его. Тургенева интересовало столкновение новаторских взглядов Базарова с убеждениями, существовавшими прежде. Именно поэтому он «выносит» бунт Базарова наружу, реализует его через разговоры, споры. В финале романа перед нами новый Базаров, столкнувшийся с тем, что раньше безоговорочно отрицал. Совсем другую цель преследует Достоевский. Все его творчество отличается глубоким психологизмом, автор старается постичь душу своих героев и показать ее читателю. И бунт Раскольникова «спрятан» глубоко внутри, его переживания может заметить лишь тот, кто искренне заинтересуется этим человеком, героем.

Теории Базарова и Раскольникова потерпели поражение в столкновении с истинной верой и любовью. Писатели не просто хотели показать несостоятельность идей своих героев. Это поражение доказывает, что в конфликте между теорией и «натурой» всегда побеждают истинные чувства.




Похожие:

Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта iconРаскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика) Раскольников и Свидригайлов герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание»
Раскольников и Свидригайлов герои одного из лучших романов Достоевского «Преступление и наказание». Этот роман отличается глубочайшим...
Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта iconЕвгений Базаров и Павел Кирсанов (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Впрочем, открытое столкновение Базарова и Павла Петровича Кирсанова предопределено тем, что герои отличаются не только по возрасту,...
Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта iconДетской общественной организации «Истоки» моу «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Гая
Детская общественная организация "Истоки", именуемая в дальнейшем доо «Истоки», является основанным на добровольном членстве неполитическим,...
Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта icon«История пугачевского бунта» ивымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени
«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта iconДжеймс Маккин Кеттелл (1860-1944)
Родился: 25 мая 1860, Истон, Пенсильвания, сша; скончался: 20 января 1944, Ланкастер, Пенсильвания, США
Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта iconДокументи
1. /СЕРЕБРЯНЫЙ ГЛОБУС-2011/ПРИКАЗ СЕРЕБРЯНЫЙ ГЛОБУС.doc
2. /СЕРЕБРЯНЫЙ...

Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта iconРодион Раскольников и его двойник Аркадий Иванович Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» к числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман «Преступление и наказание»
Века на убийство, «если исполнение его идеи того требует». Раскольников главный герой произведения бывший студент, человек добрый...
Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта icon«Истоки» «Истоки»
Цель: формирование гражданина-патриота с высокой культурой, способного к разносторонней научно-творческой, общественно-полезной деятельности,...
Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта iconРоман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мотивы лирики и проблематика романа. Цели: доказать, что все основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени»
Тема: Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Мотивы лирики и проблематика романа
Бунтари 1860-х гг. Базаров и Раскольников: мотивы и истоки их бунта iconО проведении олимпиады по учебному курсу «Истоки»
Олимпиады по учебному курсу «Истоки», «Основам религиозных культур и светской этики» были проведены 1 февраля 2013 года на базе мбоу...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы